Дифференцированные задания по теме: «Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»
Обращение.
Задание для группы А.
Выпишите те предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Закончите предложения:
а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;
б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;
в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)_______________________________________________ ;
г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Шуми (1) шуми (2) послушное ветрило (3) волнуйся подо мной (4) угрюмый океан. (А.С. Пушкин)
Здравствуй (1) Ветер! Ветер(2) здравствуй(3) ты куда летишь(4) вихрастый (5) что поднялся до зари? (И. Толмакова)
До свидания (1) мальчики! Мальчики(2)
постарайтесь вернуться назад.
Нет(3) не прячьтесь(4) вы(5) будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите (6)вы... И все-таки
постарайтесь вернуться назад.
До свидания (7)девочки!
Девочки(8)
Постарайтесь вернуться назад.
(Б. Окуджава)
Чуть горит зари полоска узкая,
Золотая, тихая струя…
Ой (1)ты(2) мать-земля родная(3) русская(4)
Дорогая родина моя!
Ты гори(5) зари полоска узкая!
По земле ползёт пожара дым…
Мы тебя(6) земля родная(7) русская(8)
Никогда в обиду не дадим!
(И. Молчанов)
Задание для группы Б.
Найдите обращения. Расставьте знаки препинания.
1) Дорогой друг я очень рад видеть тебя снова после стольких лет. 2) Привет коллеги хочу сообщить вам отличную новость: наш проект получил финансирование! 3) Эй сосед поможешь мне с переездом? 4) Я знаю, что у тебя был тяжелый день любимая. 5) Здравствуйте уважаемые гости добро пожаловать на наш концерт!
Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите и подчеркните обращения.
Храни меня мой талисман
Храни меня во дни гоненья
Во дни раскаянья волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи
Когда грозою грянут тучи
Храни меня мой талисман.
В уединеньи чуждых стран
На лоне скучного покоя
В тревоге пламенного боя
Храни меня мой талисман.
Священный сладостный обман
Души волшебное светило...
Оно сокрылось изменило...
Храни меня мой талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай надежда; спи желанье;
Храни меня мой талисман.
(А. С. Пушкин)
Из простого предложения сделайте предложение с обращением, правильно расставив знаки препинания.
1. Дети изучают окружающий мир. 2. Ученики сажают деревья в парке. 3. Петя читает книгу о космосе. 4. Юля ест полезную еду.
Задание для группы В.
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.
Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?
Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.
1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).
Вводные слова и конструкции.
Задание для группы А.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
1) 1, 2
2) 3, 4
3) 1, 2, 3, 4
4) 2, 3, 4
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я ходил по незнакомому городу и (1) в конце концов (2) вошел в старинный дом. Ты молчишь все время, однако (3) мне хочется знать твое мнение. Иногда дождливой осенью мне (4) бывало (5) вспоминались наши встречи.
1. 1, 2, 3, 4, 5
2. 2, 3, 4, 5
3. 1, 5
4. 4, 5
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.
1. 1, 2
2. 2, 3
3. 3, 4
4. 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.
1) 1,2
2) 1,2,5,6
3) 1,2,3,4
4) 1,5
Задание для группы Б.
Расставьте недостающие знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Да (1) подлый муравей (2) пойду (3) и попляшу (4)
И больше ни о чём тебя не попрошу.
На стёклах ледяных играет мёрзлый глянец.
Зима сковала пруд (5) а вот (6) и снег пошёл.
Смотри (7) как я пляшу (8) последний стрекозёл (9)
Смотри (10) уродина (11) на мой прощальный танец.
(Дмитрий Быков)
Расставьте недостающие знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Взгляд Дианы опасней капкана(1)
Он стреляет верней (2) чем ружье (3)
Ты (4) не знаешь (5) богиня (6)Диана (7)
Что поранила сердце мое.
(Л. Рубальская)
Расставьте недостающие знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Сегодня у меня на сердце вьюга (1)
А неудачи словно ошалели (2)
Так встретимся (3) давай (4) моя подруга (5)
Посплетничать (6) подумать о судьбе.
(Л. Рубальская)
Расставьте недостающие знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ах (1) мадам (2) Вам идёт быть счастливой (3)
Удивлённой (4) и нежной такой (5)
Безмятежной (6) свободной (7) красивой (8)
Вам неведомы лень (9) и покой.
(Л. Рубальская)
Задание для группы В.
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Найдите и подчеркните вводные слова и сочетания. Определите их значение.
Каждое утро, когда туман еще зыбко стлался над Ангарой, мы ух..дили в лес. Как всегда в эти ран..ие часы он был уже подернут сверкающ..м ин..ем. (По) мере того как в..ходило солнце, иней таял, тяжелые серебристые капли, словно сере..ки подвеш..нные к сосновым иглам обрывались (в) низ и били по лист..ям кустарников срывая с них то (же) капли р..сы. И тогда в кустарник., словно бы ш..лестел маленький дожд..к.
Тайга (по) моему красива и величествен..а во все врем..на года. Но в такую вот ясн..ю осен..юю пору наверное особен..о. Могучие деревья обступающие вас (со) всех сторон стоят задумч..во и молчаливо. Высоко в кронах тихо попискивают (не) видимые птахи. Вдруг разд..ет..ся дробный постук. Дятел буд (то) кому (то) телеграм..у отбивает морзянкой, о том видимо что скоро наступят холода пронесут..ся метели од..вая тайгу в снега.
(В. Майоров.)
Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Найдите и подчеркните вводные слова и сочетания. Определите их значение.
Наружность Суворова (не)казистая. По выражению одного автора чин его был по делам но (не) (по) персоне. Вся фигура взгляд слова и движения все отл..чалось в нем живостью решимостью и проворством. Пуще всего он боялся изнеженности. Она по его мнению подобна ржавчин.. разъедающей волю и здоровье. Шубы п..рчаток сюртука шлафрока он (н..) когда (не) носил. Утром около (полу) часа он упр..жнялся в бегании или г..мнастике потом принимался за дела а в свободное время приказывал что (нибудь) ему читать. В пище Суворов был очень умерен: фруктов и сладкого (не) ел и естествен..о спиртными напитками (не) злоупотреблял. Он (не) курил (не) нюхал табак. Ездил всегда на самой простой таратайке или на первой попавш..йся казац..кой лошаденк.. од..вался в д..бротные но грубые ткани польз..вался самой простой мебелью. Разуме..тся все это составляло разительный к..нтраст с царивш..й в XVIII веке безумной роскошью.
(По Ю. Ганшиной.)
Расставьте знаки препинания, укажите вводные слова и предложения.
Джонатан Свифт английский писатель он родился в 1667 году а умер в 1745 был родом из разорённой священнической семьи небогатой но со связями. Он учился в Дублинском университете и ему открывалась юридическая или духовная карьера. Приняв священнический сан он стал викарием мелкого прихода. Но как оказалось ждала его великая судьба писателя.
Расставьте знаки препинания, укажите вводные слова и предложения.
В конце жизни Свифт стал основателем первого в Ирландии дома для умалишённых доказывая что „ни одна другая нация не нуждалась сильнее в подобном заведении". Как известно за три года до смерти он сам был признан невменяемым. Современники читающие его „Путешествия Гулливера“ книга была написана в 1725 году могли посчитать его сумасшедшим ибо только сумасшедший сумел решиться написать роман вызывающий такие отклики Клеветник! Лжец! Человеконенавистник! Такое неприятие вызвала последняя четвёртая глава в которой Гулливер посетил племя йэху омерзительнейших существ нелюдей. Возвратившись домой он отказывается быть человеком и решает стать лошадью. Мораль по мысли Свифта такова: „человек не разумное животное а животное способное к разуму".
Сегодня мы находим в этом романе всё что хотим найти и сказку и чудесную историю о путешествиях и философскую притчу.