Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении иностранным языкам»
Вопросам дифференцированного и индивидуального подходов в обучении иностранным языкам уделялось и уделяется большое внимание как за рубежом, так и в нашей стране. Это объясняется тем, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей нашего предмета в школе. Обучение иностранному языку в большой степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода. т.к. «…при обучении иностранному языку индивидуален не только сам процесс овладения, но и объект усвоения - речь человека, как способ выражения мысли средствами языка…» В результате проведенных работ общепризнанным является необходимость обучения иностранным языкам на основе учета индивидуально –психологических особенностей обучаемых и дифференцированного подхода к формулировке целей обучения, отбору содержания обучения, к методической организации, выбору методов и приемов, формированию навыков и умений обучаемых, методике контроля сформированности навыков и умений учащихся. Как же реализовать индивидуальный подход на уровне целей обучения иностранному языку? Под индивидуализацией обучения понимается организация учебного процесса с учетом индивидуально- психологических особенностей учащихся. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности и реальными возможностями каждого ученика. Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания, подбор и распределение речевых ситуаций, коммуникативных задач. Но без учета свойств личности ученика, а также без его психических аспектов индивидуализация обучения не представляется возможным. Принципы индивидуального подхода и дифференцированного взаимосвязаны между собой и направлены на рационализацию учебного процесса. Оба принципа воздействуют на все компоненты системы обучения иностранным языкам от цели до контроля обучения. Индивидуальные особенности учащихся составляют: мотивация, интерес, общее развитие, степень уверенности в своих возможностях, способность, культурные особенности, уровень обученности, способности к обучению, языковая способность, интеллектуальные способности, отношение к предмету, работоспособность, трудолюбие, механизмы речевой деятельности. Поэтому в рамках развития ФГОСа именно учитель должен задуматься о построении урока так, чтобы была возможность взаимодействия с каждым учащимся. Хочу остановиться на способах вовлечения в процесс изучения немецкому языку учащихся младшего и среднего звена. Опыт работы показывает, что основная масса учеников при переходе в среднее звено обучения не владеют в должной мере теми лексическими и грамматическими навыками, которые должны быть сформированы к 5 классу, а значит возникает необходимость повышения мотивации к изучению языка. Чтобы учащимся было легче и интереснее запомнить, мне приходится продумывать каждый урок, находить разные методы и приемы, применять игровые технологии. При повторении лексики провожу игры: «Синонимы», «Меткий стрелок», «Змейка», «Мостик из слов». В 6 и 7 классах применяю карточки с заданиями, по которым работают и парами и группой. Активно использую проектную деятельность. Ребята делятся на группы, каждой группе даётся конверт с заданиями (кто был на моём открытом уроке – видел, как это происходит) - картинки видов транспорта, достопримечательности городов и стран, интересные места природы, семейные фотографии и фото друзей и тд. За 10-15 минут каждая группа должна не только перенести на плакат картинки, но и подготовить рассказ-описание. В такой деятельности заняты все – от слабых до сильных учеников. Задания распределяются дифференцированно самими детьми. Ребятам очень нравится такая работа. Кроме того она учит детей самостоятельной работе, повышает самоконтроль, развивает навыки работы с дополнительными источниками информации. Это позволяет мне в старших классах давать учащимся больше вариативной свободы на уроке и при подготовке домашних заданий, что выражается в индивидуальности и неповторимости выполненных работ, креативном подходе, отсутствии боязни что-то сделать не так.
Исходя из этого в старших классах практикую проектные и исследовательские методы (или технологии?). Эти комплексные обучающие методы, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс, дают возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании организации и контроле своей деятельности. В своей работе я исхожу из необходимости ориентироваться не на среднего ученика, а на всех и каждого, стараюсь учитывать особенности учащихся при выборе и применении отдельных методов и приемов обучения, при дозировке домашних заданий. Я сочетаю фронтальную работу с классом и индивидуальную работу с отдельными учениками. Методы обучения должны быть различными, варьировать, исходя из индивидуальных особенностей учащегося. И каждый учитель ищет свои методы и приемы для достижения целей. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.