СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя.Применение технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики.»

Дифференцированный подход к учащимся на уроках математики.

Каждый учитель хочет, чтобы ученики имели хорошие знания по его предмету и с удовольствием приходили на его уроки. Учение это целенаправленный и мотивированный процесс. Обучение - это взаимодействие двух деятельностей - учебной деятельности учащихся и профессиональной деятельности учителя .

Один из подходов заключается в том, что учение-это усвоение знаний навыков и умений, в том числе умений и навыков в самостоятельном добывании знаний. Бывает, что ученик на уроке пассивно воспринимает информацию от учителя. А учителю важно, чтобы ученик чувствовал себя активным субъектом поведения и учения. Поэтому надо включать каждого ученика в работу, которая обеспечит формирование и развитие познавательных потребностей. Пробудить заложенное в каждом ученике творческое начало, научить трудиться, суметь понять и найти себя. Сделать так, чтобы творческое начало сохранялось и развивалось в каждом ученике - к этому хочется стремиться на каждом уроке.

В современной школе ФГОС помогает перевести акцент в обучении с формирования ЗУН на формирование УУД. Составляя план будущего урока, я стараюсь учесть и уровень подготовки класса, и индивидуальные возможности отдельных учащихся. На каждом этапе урока стараюсь решить проблему дифференцированного подхода к обучению детей. При планировании устных упражнений начинаю с легких заданий, которые по силе каждому ученику, а затем постепенно более и более сложные. При проведении устного счета не только называю числа, но и записываю их на доске или на карточке или использую презентации. Но считаю, что запоминание чисел - важный момент устного счета, и регулярно на устном счете числа воспринимаются и на слух. Часто устный счет проходит в игровой форме. Например, игра» Беглый счет», где сначала идет работа по карточкам, а последние задания устно задаются. Стараюсь подбирать задания так, чтобы был заметен метод прикидки. И как творческое задание, дети дома составляют устный счет. Лучшие работы будут устным счетом для всего класса. И проводит этот устный счет сам составитель. В среднем звене часто даю задания по актуализации полученных знаний, а также задания на элементы материала, который будет сегодня изучаться, и «опережающие» программу. Учебный материал должен с одной стороны соответствовать уровню развития ученика, а с другой стороны по сложности немного превосходить его. Но как же ученику овладеть учебным материалом, который выше его сил? Учитель помогает осмыслить изучаемое, овладеть способами действия с ним, связывает незнакомое со знакомым, новое с известным , и тем самым возводит на более высокую ступень знания ученика. Если основная часть учащихся класса слабо усваивает материал, то при подготовке к уроку я выписываю формулы, отдельные фрагменты решения заданий, которые будут рассматриваться на уроке. А также теоремы, которые будут использованы и повторяю это фронтально. Приглашаю учащихся по желанию к доске, а если урок насыщенный, то сильных учеников, а иногда делаю сама. Возможно использование ИКТ. Использую активно объяснение учебника. Применяя элементы осмысленного чтения. Помогает книга Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС». Автор выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая, текстовая, послетекстовая деятельность . На этапе предчтения применяю приемы »Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», »Батарея вопросов». Часто это постановка проблемы и решение которой определит тему урока.

На этапе текстовой деятельности применяются приемы »Чтение в кружок», «Чтение про себя с вопросами», »Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками».

На этапе послетекстовой деятельности применяются приемы: »Верные –не верные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы», «Цепочка вопросов». Приемы применяемые тоже дифференцирую в зависимости от возраста учеников и их подготовленности и способностей. Умение работать с книгой важно для всех учеников, необходимо для продолжения образования, самообразования, и дальнейшей социальной деятельности. При проведении уроков, например, по решению уравнений в слабом классе поступаю так: сначала решаю уравнение определенного типа сама на доске, с подробным объяснением, потом приглашаю к доске 4-5 человек ( средних и послабее). Каждому дается свое задание, похожее с разобранным. А весь класс решает все записанные на доске уравнения самостоятельно, не дожидаясь записей на доске. Две-три минуты учащиеся у доски работают самостоятельно, потом помогаю каждому по очереди: с первым все подробно разбираем, со вторым уже менее подробно и так до тех пор, пока все задания будут решены. Если ученик хорошо справляется с заданием, оценку не занижаю. Возможно, эта хорошая оценка пробудит уверенность в своих силах, самоуважение, желание учиться лучше, повысит интерес к предмету.

После этого провожу обучающую самостоятельную работу. Заранее готовлю карточку - консультанта для некоторых ребят. Сильным ученикам предлагаю дополнительные задания. Всех задач перерешать невозможно. Встречи с новыми проблемами при решении заданий неизбежны. Чтобы учащиеся научились составлять новые комбинации из имеющихся у них знаний, и умение самостоятельно приобретать новые знания, находить эти знания в книгах и интернете, применяю творческие домашние задания, проекты. Хорошо помогают печатные тетради по геометрии издательства Просвещение автора Л.С. Атанасяна и печатные тетради БеленковойЕ.Ю., Лебединцевой Е.А. издательства Интелект – Центр г. Москва. При работе по учебнику Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина, 5 и 6класс, использовали на уроках и «Дидактические материалы», »Устные упражнения»» Рабочую тетрадь», »Тематические тесты»,авторов Л.В. Кузнецовой, Е.А. Бунимовича, С.С. Минаевой, С.Б. Суворовой.

Ребята 5-6 классов любят составлять задачи, кроссворды, сочинять истории и сказки по заданной теме. Часто это в виде презентаций. Старшеклассники пишут рефераты, делают презентации, готовят проекты, подготовили инсценированный рассказ - спектакль о возникновении алгебраических уравнений. На самостоятельных и контрольных работах задания тоже дифференцированы. Предлагаю ученикам одинаковый объем материала, устанавливая различные уровни требования к его усвоению. Для этого на каждого ученика есть книжки «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии» авторы А.П. Ершова, В.В. Голобородько, А.С. Ершова издательство ИЛЕКСА г. Москва . Ученику предоставляется самостоятельный выбор варианта А или Б или В.Сборник позволяет осуществить дифференцированный контроль знаний так как задания распределены по трем уровням сложности А,Б и В. Уровень А соответствует обязательным требованиям программы, уровень Б – среднему уровню сложности, задания уровня В - повышенной сложности. Иногда помогаю учащимся в выборе «своего» уровня заданий. По этому сборнику задаю дифференцированные домашние задания по изученной теме.

Самостоятельную проверку работы можно сделать с помощью карандаша на уроке (например с помощью заранее приготовленной презентации). Сопоставление поправок и своего решения ,свидетельствует о потребности ученика в улучшении своей работы. Это дает дополнительную возможность для самооценки. Если самооценка низкая, то в чем причины? Внутренние причины: трудность задания, недостаточно приготовился; или внешние - не повезло. Самостоятельный выбор разноуровневых заданий, применение разноуровневых заданий, тестов, самостоятельных работ, домашних заданий важен и для слабого ученика и для сильного - создает ситуацию успеха.

В подготовке к ОГЭ и ЕГЭ также применяю принципы дифференцированного обучения. И в 9 классе важно не поздно определить каждому ученику уровень своих притязаний. Это дает дополнительную возможность для более активного приобретения знаний; и определиться с областью своей деятельности в дальнейшей жизни. Математика является обязательным предметом в школе. В 11 классе все учащиеся сдают экзамен, самостоятельно выбирая формат экзамена. Поэтому для выпускника и для учителя важен дифференцированный подход к обучению учащихся старших классов.

Всю работу я всегда анализирую. Без осознания и оценки результата деятельности, выявления ошибок, и их причин не будет обеспечен требуемый уровень достижения цели . Учитель организует гуманную систему взаимоотношений учитель- ученик, ученик-учитель при сочетании требовательности и уважении к личности, положительных эмоций.

Дифференцированный подход в обучении математики создает ученику благоприятные условия для развития и овладения новыми знаниями.