Дифференцированный
подход в обучении физике
- Проблемы, возникающие в работе преподавателя:
- как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося
- каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учащимся социального опыта.
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым
учащимся ?
Дифференцированное обучение – это:
- Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств.
- Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Различают два вида дифференциации: внешнюю и внутреннюю, смысл которых тесно связан с процессом обучения
Дифференциация
Дифференцированное обучение
В разных типах учреждений В разные сроки обучения По разным учебным программам
Внешняя
Внутренняя
С разными видами педагогической помощи С разными учебными требованиями С разной мерой помощи
- Дифференцированный подход
Осуществлять учет индивидуальных особенностей детей необходимо по
- полу,
- здоровью,
- скорости мышления и усвоения,
- типу восприятия и переработки информации,
- предпочитаемому стилю осуществления обратной связи,
- склонностям и интересам,
- степени сформированности мотивационной сферы,
- темпераменту,
- уровню умения учиться,
- уровню знаний,
- жизненному опыту,
- коммуникабельности
- возрасту
Группы детей
4 группа
3 группа
2 группа
По
Ученики с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно – логической, наглядной и предметно – практической). Им трудно понять материал во время фронтальных занятий.
индивидуальной программе
Ученики нуждаются в определённой помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Задания, близкие по способу и плану работы, выполняются ими самостоятельно и правильно.
Учащиеся овладевают программным материалом на самом низком уровне. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь при планировании и выполнении практических работ
1 группа
Ученики наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания выполняются самостоятельно. Они в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
- Элементы дифференцированного подхода
Фронтальный
опрос
Работа
с карточками
Решение
задач с
объяснением
решения
Индивидуальный
подход
Решение
задач
самостоятельно
Тестовые
задания
Положительные стороны дифференциации
- исключение уравниловки и усреднения детей;
- повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений;
- объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала;
-создание щадящих условий для слабых учащихся.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
При организации самостоятельной работы
Виды помощи в учении
Выбор для групп слабоуспевающих
наиболее рациональной системы упражнений,
а не механическое увеличение их числа
Более подробное объяснение последователь
ности выполнения задания
Предупреждение о возможных затруднениях,
Использование карточек- консультаций,
Карточек с направляющим планом действий
1 .. Разноуровневые тестовые задания
Тест в данном случае - это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен.
Применяется учителем на уроке с самостоятельной работой.
Они направлены на проверку знаний. Для их выполнения достаточно 10-15 минут
Отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности:
Максимальная отметка за первый уровень-3 ,за второй-4 ,за третий-5.
При получении отметки, не удовлетворяющей ученика, она не фиксируется.
Учащемуся представляется возможность пересдачи.
9
Роль учителя
9