СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход по гендерному признаку в процессе обучения первоклассников решению задач по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гендерные различия учащихся указывают на необходимость разработки специальных образовательных технологий на начальном этапе обучения. Применение дифференциации обучения по гендерному признаку поможет облегчить процесс обучения детей решению задач, а также повысит его результативность. В статье рассмотрена теоретическая сторона проблемы и даны практические задания - разработанные задачи для учащихся 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход по гендерному признаку в процессе обучения первоклассников решению задач по математике»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПО ГЕНДЕРНОМУ ПРИЗНАКУ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ



Одной из основных целей начального образования является формирование универсальных учебных действий, а также развитие способностей и умений учащихся. На первый план выдвигаются проблемы, связанные, прежде всего, с развитием каждой конкретной личности с учетом ее индивидуальности. Поэтому остро встает вопрос о необходимости дифференцированного подхода в образовании.

Существует множество трактовок понятия «дифференциация». В общем смысле дифференциация - это форма организации учебного процесса, учитывающая индивидуальные психологические особенности каждого ученика. По характерным психологическим особенностям детей различают дифференциации: по возрастному составу (группы, возрастные параллели), по области интересов (технические, художественные), по уровню развития (одаренные дети, общего развития), по полу (мужские, женские) и др. [2].

В последние десятилетия в отечественной педагогике стало уделяться особое внимание проблеме гендерной дифференциации обучения. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы начального образования предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения младших школьников с учетом гендерного подхода. Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать половые особенности ребенка, т.к. это биосоциокультурные характеристики. Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что в дальнейшем дает ему большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать различные возможности поведения [2].

Математика является одним из основных предметов начального школьного обучения. Содержание математики в начальной школе включает в себя несколько учебных разделов, в одном из которых изучается важная тема «Решение задач». Одним из основных показателей усвоения учащимися начальной школы учебного материала и математического развития является именно умение решать задачи.

Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны — научить решать текстовые задачи различных видов, с другой стороны — сами текстовые задачи выступают как средство обучения, воспитания и развития школьников [3]. Решение задач имеет большое значение для формирования у детей необходимых знаний по математике, определяемых учебной программой. Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые в повседневной жизни, дают возможность связать теорию с практикой. Процесс решения задач также оказывает положительное влияние на умственное развития школьника, т.к. он требует выполнения ребенком ряда умственных операций: анализа, синтеза, конкретизации, абстрагирования, сравнения, обобщения [1].

Если рассматривать процесс обучения первоклассников решению задач с позиции дифференциации по гендерному признаку, то стоит отметить различия между учащимися мужского и женского пола. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям, а девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Кроме того, установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако, требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и получить в результате двойку. Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные [4].

Для повышения качества обучения возможно применение на уроках дифференцированного подхода по гендерному признаку. Ниже приведены рекомендации и возможные задания для учащихся.

Ранее было отмечено, что мальчики превосходят девочек по пространственным способностям. Поэтому целесообразно давать учащимся-мальчикам такие задачи, как:

1) Полицейский прошел 10 метров направо, затем развернулся и прошел налево 5 метров. Сколько всего метров прошел полицейский от начала пути?

2) Пожарный забирался по лестнице на здание. Сначала он поднялся вверх на 15 метров, а потом спустился вниз на 3 метра. На каком расстоянии от земли оказался пожарный?

Девочки в свою очередь превосходят мальчиков по вербальным способностям. Поэтому целесообразно давать учащимся женского пола задачи, в которых ярко и более подробно описывается определенная ситуация (реальная или сказочная). Например:

1) Девочка Маша решила сшить себя платье на выпускной. Для этого она пошла в магазин и купила два куска материи. В одном куске было 10 м материи, а во втором на 3 м больше. Сколько метров во втором куске?

2) Красная Шапочка решила испечь пирожки и угостить ими свою бабушку. Она испекла 15 пирожков с мясом, а пирожков с яблоком на 4 больше. Сколько всего пирожков Красная Шапочка сможет отнести бабушке?

Т.к. мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, то учащимся мужского пола следует давать нестандартные задания, с поиском новых способов решения. Например:

1) В одном ящике было 3 гвоздя, а в другом на 10 гвоздей больше.

- Поставьте вопрос, чтобы задача решалась одним действием.

- Поставьте другой вопрос, чтобы задача решалась двумя действиями.

2) Составьте задачи к числовым данным.

- Дети, решите задачу про 7 мячей и 3 мяча.

- Придумайте задачу про строителей (летчиков, машинистов), в которой надо к 5 прибавить 3, от 9 отнять 2.

Девочки обычно лучше выполняют типовые шаблонные задачи, не требующие поиска новых способов решения. Например:

1) Стол накрыли к празднику на 12 персон, а пришли 10 человек. Сколько лишних приборов нужно убрать со стола?

Стоит обратить внимание и на содержание самих задач с точки зрения интересов учащихся мужского и женского полов. Так, например, учащимся - мальчикам интереснее решать задачи про машины, заводы, про ситуации, связанные с изготовлением чего-либо нового, ручным трудом. Учащимся женского пола, в свою очередь, интереснее решать задачи про кукол, цветы, быт людей и т.д. Например:

Задачи для мальчиков:

1) На стройку привезли 15 машин песка и 10 машин цемента. На сколько машин больше песка, чем цемента?

2) В гараже стояло 18 машин. Утром уехали 4 машины, а днем уехали еще 9 машин. Сколько машин осталось в гараже?

3) В зале горели 15 лампочек. 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек нужно заменить?

Задачи для девочек:

1) Вера и Оля мыли посуду. Вера вымыла 16 тарелок, а Оля на 5 меньше. Сколько тарелок вымыла Оля?

2) Катя испекла 12 пирожков с вареньем, а с капустой на 7 больше. Сколько пирожков с капустой испекла Маша?

3) В одном букете 7 роз, а в другом 5 роз. Сколько роз в двух букетах?

Таким образом, различия мальчиков и девочек указывают на необходимость разработки образовательных технологий, учитывающих гендерные особенности учащихся на начальном этапе обучения. Применение дифференциации обучения по гендерному признаку поможет облегчить процесс обучения детей решению задач, а также повысит его результативность.



Примечания:

1. Белошистая А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения. М.: «Педагогика», 2002.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: «Просвещение»1992.

4. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. М.: «Просвещение», 1998.