СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в процессе обучения студентов с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный подход в процессе обучения студентов с ОВЗ позволяет адаптировать образовательную программу к индивидуальным возможностям студентов, использование данного подхода в обучении предполагает раскрытие субъектного опыта с помощью создания благоприятной психологической атмосферы, в которой студенты чувствуют себя активными участниками учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в процессе обучения студентов с ОВЗ»

Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Минусинский сельскохозяйственный колледж»












«Дифференцированный подход в процессе обучения студентов с ОВЗ»













Разработчик:

преподаватель специальных дисциплин: Витютнев Н.А.





Минусинск, 2018

1.Организационно-педагогические условия

– атмосфера эмоционального комфорта;

– формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

– формирование у студентов позитивной учебной мотивации;

– применение адекватных возможностям и потребностям студентов современных технологий, методов и приемов;

– адаптация содержания учебного материала;

– создание условий для адаптации студентов с ОВЗ в группе сверстников, студенческом обществе, учебной и внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях.



2.Программно-методическое обеспечение

– Доступ к любой информации, связанной с реализацией АОП, учебниками с электронными приложениями, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем предметам в соответствии с образовательной программой;

– доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам;

– библиотека ОО должна быть укомплектована общими и специализированными печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем уч. предметам по учебному плану и иметь фонд дополнительной литературы;

– научно-методической литературой по специальной психологии и коррекционной педагогике, по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий студентов с ОВЗ.



3.Часто возникающие проблемы:

  • Недостаток обеспечения нормативно-правовой базы;

  • Недостаток обеспечения материально-технической базы;

  • Малая включенность студентов с ОВЗ в социально-значимые проекты, в различные виды социальной и творческой деятельности;

  • Нет толерантного отношения к студентам с ОВЗ в образовательном пространстве ОО.

4.Принципы и правила повышения эффективности урока:

  • Индивидуальный подход к каждому студенту.

  • Предотвращение наступления переутомления, используя для этого разнообразные средства.

  • Использование методов, активизирующих познавательную деятельность студентов, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

  • Проявление педагогического такта.

5.Стратегия эффективного взаимодействия

При работе со студентами, имеющими особые образовательные потребности, крайне важно выбрать стратегию эффективного взаимодействия, которая бы положительно влияла и на учебный процесс, и на их развитие.

Одним из педагогических инструментов для достижения необходимых результатов на уроке является технология, представляющая собой выработанную схему взаимодействия студентов и преподавателя, которая направлена на организацию учебного процесса создание необходимых условий для субъектов совместной деятельности:

  • режим обучения;

  • форма обучения;

  • набор эффективных методик и приёмов обучения студентов с ОВЗ.

6.Дифференцированный подход

Дифференцированный подход в процессе обучения студентов с ОВЗ позволяет адаптировать образовательную программу к индивидуальным возможностям студентов, использование данного подхода в обучении предполагает раскрытие субъектного опыта с помощью создания благоприятной психологической атмосферы, в которой студенты чувствуют себя активными участниками учебного процесса.

Центральным условием осуществления метода дифференцированного обучения является личностно-ориентированные технологии, сущностью которых является создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий для развития личности студента, который выступает в роли активного субъекта образовательного процесса.

7.Проектный метод обучения

В рамках дифференцированного подхода выделяется метод проекта. Целью проекта является пробуждение интереса студентов к решению проблемных ситуаций для получения качественно нового продукта с применением на практике определенного набора знаний. Во время организации данного метода важно, чтобы предлагаемая проблема имела ценность в познавательном, творческом, трудовом плане. Проект также предполагает развитие познавательной активности, выполнение интеллектуальных, коммуникативных действий.

Осуществляя проектную деятельность, студенты с ОВЗ совершенствуют коммуникативные навыки (умение вступать в диалог, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать свою мысль, умение находить компромисс с собеседником), учатся находить информацию по (возможности самостоятельно), расширяют запас знаний из многих областей, развивают фантазию, творческое и критическое мышление, а также личностные качества.

Выполняя проекты, студенты работают с информацией, полученной из газет, статей, репортажей, журналов, что также повышает степень мотивации к изучению предмета. Результаты многих исследований показывают, что высокая позитивная мотивация может выступать в роли компенсирующего фактора, если обучающийся не обладает достаточно высокими способностями, при этом никакие способности не могут восполнить отсутствие учебного мотива и обеспечить значительные успехи в учебе. Несмотря на то, что проект предполагает высокий уровень самостоятельности в работе на всех его этапах, студентам с ОВЗ необходимо педагогическое сопровождение и помощь, которая, однако, не должна препятствовать их попыткам совершать самостоятельные шаги на пути к поставленной цели.

Эффективность применения метода проекта в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности на уроке, зависит от четкости поставленных задач, специально отобранного учителем материала, который бы выполнял вспомогательную роль, но не предлагал готовых решений, а также от грамотной и своевременной помощи педагога, по результату которой, учащийся не терял бы мотивацию, а продолжал самостоятельный путь по развитию предметных навыков и творческого потенциала.

Метод проекта для студентов с ОВЗ имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности студентов с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность, которые не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы. Особенность проекта заключается в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая деятельность студентов. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении различных изделий.

Эффективность применения метода проектов в работе со студентами, имеющими особые образовательные потребности на уроке, зависит от четкости поставленных задач, специально отобранного учителем материала, который бы выполнял вспомогательную роль, но не предлагал готовых решений, а также от грамотной и своевременной помощи педагога, по результату которой, учащийся не терял бы мотивацию, а продолжал самостоятельный путь по развитию предметных навыков и творческого потенциала.

8.Особенности познавательных интересов умственно отсталых детей:

  • Патологическая инертность нервных и психических процессов;

  • Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;

  • Снижение мотивации деятельности;

  • стереотипность мышления;

  • бедность восприятия;

  • Нарушения речи;

  • Низкая целенаправленность деятельности



9.Особенности познавательных интересов:

Проблема дезадаптации у этой категории студентов проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими, что приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих студентов.

Большой объём информации студенты с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её изобилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у студентов с ОВЗ информационной компетенции:

1. поиск информации;

2. умение выделять главное;

3. умение находить связи;

4. усваивать информацию в виде новых знаний.

Задача эта сложная, т.к. у таких студентов снижены познавательные интересы. Но если к такой работе приучать постепенно, то положительных результатов можно добиться, поскольку в большинстве случаев такие дети положительно относятся к такому роду занятий и связано это прежде всего с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д.

Однако это ещё не означает, что у этих студентов в достаточной степени развиты мотивы учебной деятельности. Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо обязательно учитывались психофизические особенности и способности студентов. Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии даёт возможность студентам больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У них формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность. Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого студента, поэтому он может быть использован при обучении студентов с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому).

Для развития интереса к овладению проектными навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение студентов в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание студента невозможны без профессиональной, высоконравственной и ответственной позиции самого преподавателя.



10.Заключение

В настоящее время перед преподавателями стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Именно мотивация - основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Мотивы к обучению могут быть различные: социальные, познавательные; профессионально – ценностные, эстетические, коммуникативные, статусно – позиционные, традиционно – исторические, утилитарно – познательные, неосознанные.

В 21 веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения.