СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

      На сегодняшний день специалистам ПМПК приходится все чаще обследовать детей раннего возраста с различными видами нарушений в развитии. Необходимость определения ведущего дефекта  приобретает наибольшее значение в случаях нарушений речевого развития, нарушений эмоционально-волевой сферы.

      На ранних этапах развития ребенка трудность  представляет  разграничение случаев  грубого  речевого  недоразвития,  моторной   алалии, сенсорной алалии  у которых отдельные клинико-психологические проявления сходны, а иногда почти совпадают.

Дифференциальная диагностика представляет собой один из наиболее сложных видов диагностики и решает следующие задачи:

1)уточнение диагноза и определение типа организации, в которой необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка, определение программы его обучения и воспитания;

2)отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза;

3)прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств коррекционно - развивающей работы.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии»

Дифференциальная диагностика моторной и сенсорной алалии


№ п/п

Критерии

сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

1.

Восприятие речи

Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне

Грубо нарушено

2.

Понимание речи

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего

3.

Слуховое внимание

Сохранно

Нарушено

4.

Эхолалия

Отсутствует

Присутствует

5.

Повторение услышанного

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимая смысла проговоренного слова

6.

Коммуникация

Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной)

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

7.

Мимико-жестикуляторная речь

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

8.

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражание, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

9.

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи



На сегодняшний день специалистам ПМПК приходится все чаще обследовать детей раннего возраста с различными видами нарушений в развитии. Необходимость определения ведущего дефекта приобретает наибольшее значение в случаях нарушений речевого развития, нарушений эмоционально-волевой сферы.

На ранних этапах развития ребенка трудность представляет разграничение случаев грубого речевого недоразвития, моторной алалии, сенсорной алалии у которых отдельные клинико-психологические проявления сходны, а иногда почти совпадают.

Дифференциальная диагностика представляет собой один из наиболее сложных видов диагностики и решает следующие задачи:

1)уточнение диагноза и определение типа организации, в которой необходимо проводить коррекционно-педагогическое обучение ребенка, определение программы его обучения и воспитания;

2)отграничение сходных состояний при различных психофизических нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического и функционального диагноза;

3)прогнозирование возможностей развития и обучения ребенка на основе выявленных особенностей развития, а также определение путей и средств коррекционно - развивающей работы.