Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1.Организационный момент | (Приветствие) – Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п. | - готовятся к занятию | |
II. Введение в тему. | – Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки). (Слайд 2) – Какие звуки мы находили в словах? |
звуки Д – Т, Д ' – Т ' | Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец). |
III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия. | 1. Сопоставление по артикуляции – Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса. – Какой вывод мы можем сделать? – Какими буквами обозначаются эти звуки? – Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4) 2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения. – Сейчас мы дадим характеристику звукам:
– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ' – Т '. |
звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой
(буквами Дэ и Тэ). [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком; [д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком; [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик; [т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5,6) записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях. | |
IV. Артикуляционная гимнастика. | (Слайд 7) – Проведем гимнастику для язычка. Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики». | Делают упражнения | |
VI. Развитие фонематического восприятия. | (Слайд 8) – Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом -Какие виды транспорта вы здесь видите? – Какой вид транспорта вы не назвали? – Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится – Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам. | -транспорт -наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский (если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет) -автобус, трамвай, автомобиль, поезд (Слайд 9) |   |
VII. Физкультминутка «Паровозик». | – Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе. | Едет, едет паровозик Чух-чух-чух, чух-чух-чух По домам ребят развозит Чух-чух-чух, чух-чух-чух Мимо сосен и рябинок Чух-чух-чух, чух-чух-чух Мимо ёлок и осинок Чух-чух-чух, чух-чух-чух Остановка на лужайке Чух-чух-чух, чух-чух-чух Мы, попрыгаем, как зайки Раз-два-три, раз-два-три Поиграем, порезвимся И в автобус мы садимся | |
VIII. Звуковой и слоговой анализ. | (Слайд 11) – А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус» -Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог? Наполняем первый слог цветными кружками. – Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным. – Какой по счёту звук [т]?– Проверим, правильно ли вы сделали. | -3 слога
-ав
(Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)
-звук [т] третий по счёту |  |
IX. Дифференциация д–т, д'-т' в слогах. | Определение слога со звуками д–т, д'-т' в словах. – Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели? – Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д'-т'. Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега. – Проверим, какие слоги вы записали |
-деревья, дома, цветы
-ду, то, до, да, де, те (Проводится коллективная проверка) | |
XI. Дифференциация д–т, д'-т' в словах. | Работа с омонимами. – Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15) – Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12) – Какое слово получилось? Второе слово аналогично разбирается по заданию – Каким звуком отличаются слова? – Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово? Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ. -Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово? – Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д. дом дым ;том там – Чем отличаются слова уточка – удочка? | -слово «дом» -слово «том» -отличаются звуками Т – Д -Дым -Там -в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т] |   |
XII. Дифференциация д–т, д'-т' в предложениях. | Работа с предлогами К, ОТ, ДО. – Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше. Он по рельсам едет звонко, И звенит: "Эй, не зевай!" Отдохнет на остановке, И поедет вновь ...(трамвай) – Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай? – Сколько слов в предложении?
– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор». – Назовите предлоги в этих предложениях – Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради. – Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему. – Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17) – Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду». – Какие вы молодцы! | -ТРАМВАЙ -Трамвай доехал до дома -четыре Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог. -Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома. -предлоги к и от (Предложение разбирается аналогично). Один ученик записывает на доске |  |
XIII. Итог занятия. | – Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии? Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового? – Молодцы, до свидания! | - мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д']-[т']. Писали буквы «Дэ» «Тэ». Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта. Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т]. Составляли схемы предложений | |