СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'].

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

- урок путешествие;

- урок объяснение нового матриала;

 

 

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'].»

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'].

Форма проведения: урок-путешествие.

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 1 класса, имеющие НВ ОНР.

Цель занятия: дифференциация звуков [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д']-[т'];

  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;

  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;

  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в заданном темпе;

  • воспитывать умение работать в группе;

  • воспитывать культуру произношения;

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение транспорта.







Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент

(Приветствие)

– Ребята, назовите по порядку дни недели. Сколько дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какое время года? Что наступит после зимы, после весны? Какое время года перед осенью? И т.п.

- готовятся к занятию


II. Введение в тему.


– Сегодня мы будем путешествовать, поэтому давайте соберем вещи, которые понадобятся нам в пути (кеды, чемодан, телефон, вода, зонт, зубные щётки). (Слайд 2)

– Какие звуки мы находили в словах?









звуки Д – Т, Д ' – Т '

Анализ слов: наличие звуков д – т в словах, место звука (начало, середина, конец).

III. Сравнительная характеристика звуков. Формулировка темы занятия.


1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать?

– Какими буквами обозначаются эти звуки?

– Вспомним, как они пишутся. (Слайд 3, 4)

2. Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

– Сейчас мы дадим характеристику звукам:







– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ' – Т '.







звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой



(буквами Дэ и Тэ).

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;

  • [д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;

  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;

  • [т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5,6)

записывают строчные и заглавные буквы Д и Т в тетрадях.


IV. Артикуляционная гимнастика.

(Слайд 7)

– Проведем гимнастику для язычка.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики».

Делают упражнения


VI. Развитие фонематического восприятия.

(Слайд 8)

– Ну, вот, теперь мы готовы к путешествию. Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом

-Какие виды транспорта вы здесь видите?

– Какой вид транспорта вы не назвали?

– Мы с вами будем путешествовать на наземном пассажирском транспорте, в названии которого есть звуки [Т] или [Д]. Назовите транспорт, который нам понадобится

– Давайте отхлопаем, сколько слогов в этих словах. Определим, в каком слоге находятся наши звуки. Дайте характеристику этим звукам.

-транспорт

-наземный пассажирский и грузовой; подземный пассажирский; водный пассажирский и грузовой; воздушный пассажирский

(если дети не называют какой-либо транспорт, логопед объясняет)

-автобус, трамвай, автомобиль, поезд (Слайд 9)

VII. Физкультминутка «Паровозик».


– Первый вид транспорта, на котором мы будем путешествовать, это поезд. Давайте, представим, что мы едем на паровозе.


Едет, едет паровозик

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

По домам ребят развозит

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Мимо сосен и рябинок

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Мимо ёлок и осинок

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Остановка на лужайке

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Мы, попрыгаем, как зайки

Раз-два-три, раз-два-три

Поиграем, порезвимся

И в автобус мы садимся


VIII. Звуковой и слоговой анализ.


(Слайд 11)

– А теперь отхлопаем, сколько слогов в слове «автобус»

-Нарисуйте схему слова в тетрадях. Какой первый слог?

Наполняем первый слог цветными кружками.

– Давайте позовём слово «автобус» и выделим ударный слог. Поставим ударение в схеме над гласным.

– Какой по счёту звук [т]?– Проверим, правильно ли вы сделали.

-3 слога



-ав



(Аналогично проводится работа со 2 и 3 слогами. Один ученик составляет у доски с магнитами)



-звук [т] третий по счёту




IXДифференциация д–т, д'-т' в слогах.


Определение слога со звуками д–т, д'-т' в словах.

– Когда мы путешествовали на автобусе, то вдоль дороги мы увидели много интересного. – Кто запомнил, что мы видели?

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звукид – т, д'-т'.

Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега.

– Проверим, какие слоги вы записали



-деревья, дома, цветы







-ду, то, до, да, де, те

(Проводится коллективная проверка)


XI. Дифференциация д–т, д'-т' в словах.


Работа с омонимами.

– Чтобы вам было не скучно путешествовать, предлагаю поиграть в игру «Назови слово». (Слайд 12–15)

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ведро»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»? (Слайд 12)

– Какое слово получилось?

Второе слово аналогично разбирается по заданию

– Каким звуком отличаются слова?

– Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради. Замените в слове ДОМ гласную О на Ы. Какое получится слово?

Запишите это слово в тетрадь, отступив вправо от слова ДОМ.

-Замените в слове ТОМ гласную О на А. Какое получится слово?

– Запишите его в тетрадь, отступив вправо от слова ТОМ. Подчеркните одной чертой т, а двумя – д.

дом дым ;том там

– Чем отличаются слова уточка – удочка?







-слово «дом»


-слово «том»


-отличаются звуками Т – Д



-Дым



-Там



-в слове удочка второй звук [д], а в слове уточка второй звук [т]


XII. Дифференциация д–т, д'-т' в предложениях.


Работа с предлогами К, ОТ, ДО.

– Чтобы доехать до дома, нам нужно пересесть на другой пассажирский транспорт. Отгадайте загадку и узнаете, на каком транспорте поедем дальше.

Он по рельсам едет звонко,
И звенит: "Эй, не зевай!"
Отдохнет на остановке,
И поедет вновь ...(трамвай)

– Наше путешествие подходит к концу, поэтому нам пора отправляться домой. Посмотрите на экран. До какого места доехал трамвай?

– Сколько слов в предложении?





– Составьте предложение со словом «автомобиль» и « трактор».

– Назовите предлоги в этих предложениях

– Запишем схему предложения «Трактор отъехал от дома» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ОТ в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд 17)

– Запишем схему предложения «Автомобиль подъехал к подъезду».

– Какие вы молодцы!






-ТРАМВАЙ



-Трамвай доехал до дома


-четыре

Слово «до» пишется отдельно, потому что это предлог.

-Автомобиль подъехал к подъезду. Трактор отъехал от дома.


-предлоги к и от





(Предложение разбирается аналогично).

Один ученик записывает на доске


















XIII. Итог занятия.


– Вот путешествие наше и закончилось. Итак, что мы сегодня делали на занятии?

Какие звуки учились выделять из слогов и слов, какие буквы писали, что узнали нового?

– Молодцы, до свидания!

- мы учились выделять звуки [д]-[т] и [д']-[т'].

Писали буквы «Дэ» «Тэ».

Мы учились правильно использовать маленькие слова – предлоги, вспомнили все виды транспорта.

Записывали слоги и слова со звуками [д]-[т].

Составляли схемы предложений