СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие слухового восприятия звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи.»

Дифференциация звуков [с]-[з] в словах и фразовой речи. 

Цель: развивать слуховое восприятие звуков с, з ;показать разницу в артикуляции и произношении; автоматизировать правильное произношение в собственной речи изолированно, в слогах, слова.

Задачи:

  1. Развитие артикуляторной и мелкой и общей моторики;

  2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического слуха, звуко - буквенного анализа и синтеза);

  3. Обогащение словарного запаса;

  4. Активизация психических процессов (восприятие, внимание, память, пространственное восприятие, саморегуляция своего поведения, активизация межполушарного взаимодействия).


Оборудование: картинный материал, раздаточный материал, сигнальные карточки, предметные картинки со звуками: «С,Сь,З,Зь»; буквы С,З; карточки с картинками для определения места звука, костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Обсуждение и определение времени года, месяца, числа, дня недели. Выяснение последовательности дней недели (какой день недели сегодня, вчера, завтра, послезавтра, позавчера; какой день недели бывает между двумя другими днями).

1.1Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Зайчики- колечки- козочки» (выполнять последовательно на каждой руке). Одновременно на обеих руках выполнять упражнения «зайчики» - «козочки» и менять их положение.

1.2 Упражнение на дыхание «Горячий чай»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы

мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я

предлагаю!

  1. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся все звуки?

Гласные и согласные.

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Гласные можно петь, кричать. При их образовании работает только голос. А согласные петь нельзя. При образовании согласных работают губы, зубы, язык. Они создают во рту преграду для воздуха.

  Развитие звуко- буквенного анализа.

-Прослушате слова, определить какие гласные есть в этих словах,

запишите буквы в тетрадь:

а) ЛОСЬ РЫСЬ ТИГР БАРС

- сколько гласных в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (односложные);

б) ЛИСА СУРОК СЛОНЫ

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (двусложные).

- как одним словом назвать те слова, с которыми мы работали, кто это?

(животные).

3. Объяснение нового материала.

-  Рассмотрите картинки, выделите начальные звуки.

-Сравните звуки с и з по артикуляции.

-Чем похожи эти звуки?

- В чем различие этих звуков?

-Выделите начальный звук из слов. (Логопед произносит слова,

дети называют только первый звук.)

Образец. Сок (с), сам, сани, зуб, зонт, сон, замок, сук, зал.

Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопни-топни»

Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат звук – з, и топают, когда услышат – с.

Сом, вилка, рог, коса, загар, жара, нос, песок, ,коза, соль.

Динамическая пауза. Игра с мячом

Игра «Добавь слог»

Я буду произносить начала слов, а вы добавьте –са или -за

Гро…

Ро…

Ли…

Бере…

Колба…

Задание 1. Измените слова по образцу.

Глаз – глаза пояс - … автобус -….

Нос - …. заказ -… водолаз - ….

Груз – … арбуз - … совхоз - …

Трус - …. занос- … паровоз - ….



Задание 2. Развитие фонематического восприятия в предложениях

– Возьмите карточки. Отгадайте загадки.
– Что это?
– А теперь назовите слова со звуком [С] из текста загадки. И со звуком [З].

Зимой белый,                                        Свернёшь – клин,
Летом серый                                          Развернёшь – блин
(Заяц)                                                                 (Зонт)

Спереди – пятачок,                                Одеяло белое не руками сделано.
Сзади – крючок.                                     Не ткалось и не кроилось,
Посредине спинка,                                 С неба на землю свалилось.
А на ней щетинка.                                                                       (Снег)
(Свинья)

Лежит верёвка,                                       Гладишь – ласкается,
Шипит, плутовка.                                  Дразнишь – кусается.
Брать её опасно –                                                           (Собака)
Укусит.
Ясно? (Змея)

Физкультминутка. Координация речи с движением.

Ушки длинные у зайки,     (разгибание-сгибание кулачков)
Из кустов они торчат.        (ладони приставить к голове, вперёд-назад)
Ушки прыгают и скачут    (хлопок-кулачок на столе)
Веселей самих зайчат.       (круговые движения кистями)



Задание3. Развитие умения логически мыслить и составлять словосочетания. Формирование грамматических навыков.

– Ребята, посмотрите на слова на доске. Соедините слова из 1-ого столбца со словами из 2-ого столбца, чтобы получились словосочетания. Отметить буквы С, З на доске треугольником и квадратом.

Солнечная                                           праздник
Вкусная и здоровая                            стол
Праздничный                                      земляника
Спелая                                                 поляна
Сочная                                                 вода
Разные                                                 еда
Чистая и прозрачная                         капуста
Весёлый                                              сладости

 

Задание4. Дифференциация [С] – [З] в связной речи

– Ребята, сейчас мы с вами разыграем сценку: «Новоселье у зверей».

Детям раздаются роли и костюмы: стрекоза, зебра, заяц, слон, ведущий.

СЦЕНКА

Ведущий: Сегодня у зверей новоселье. Стрекоза созвала всех жителей леса на солнечную поляну. 
Стрекоза: Пусть каждый принесет вкусную и здоровую еду к праздничному столу. 
Зебра: Я зебра, я принесу спелую землянику.
Заяц: Я заяц, я угощу всех сочной капустой.
Слон: Я слон, я испеку для вас разные сладости.
Стрекоза: А я слетаю к озеру за чистой прозрачной водой.
Все хором: Веселый получится праздник!

Учащиеся разыгрывают сценку. Затем логопед благодарит детей и сажает их за парты.

4. Итог занятия

– Какие звуки мы различали на занятии?
– Почему эти звуки можно перепутать?
– Чем различаются звуки [C] – [З]?
– Что вам понравилось?