Дифференциация З-Ж.
Цель:
- закрепить правильное произношение и различение звуков;
- сравнить звуки по артикуляции, выделяя их различие;
-развивать слуховое восприятие;
- соотнести звуки с буквами;
- уточнять словарный запас детей через объяснение непонятных слов.
Оборудование: слоги, мяч, буквы, схемы, карточки, предметные картинки, картина "на горке", зеркала.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
2. Артикуляционная гимнастика:
а)чистим нижние зубки,
б) чистим верхние зубки,
в) "маляр",
г) "ковш",
д) "лошадка".
3. Спеть песенку комара.
- Спеть песенку жука.
- Чем похожи звуки З и Ж?
- Чем отличаются?
4. Чтение слогов, записанных на доске.

5. Дифференцировать звуки на слух в слогах, в словах. Поднять соответствующую букву.
Жа, за, жу, зу, жи, зы, Женя, Зоя, рыжий, возы, корзина, снежинка, лежи, вези, жизнь, железо, закружить, заслужить, и т.д.
Показ предметных картинок (лыжи, козы, ножницы, зебра, и т. д. ), а дети записывают букву з или ж в тарелочках с манной крупой)
6.Разложить предметные картинки: нож, жук, лыжи, мороз, роза, зонтик по схемам:

Анализ данных слов.
7. На доске записаны слова
Ё... - ... . Арбу... - ... .
Чи... - ... . Гру... - ... .
Пля... - ... . Гла... - ... .
Но... - ... . Моро.. - ... .
Нужно дописать пропущенную букву (дети объясняют : почему нужно писать ту или иную букву, находят проверочное слово. работают по одному у доски, и тут же заполняют карточки. Нужно дописать карандашом пропущенную букву в карточках.
Ё... . Арбу... . Чи... . Гру... . Пля... . Гла... . Но... . Моро... . |
8. Физ. минутка. Игра с мячом "Наоборот". Преобразование слоговых рядов.
( дети ловят мяч и произносят слог со звуком З или Ж).
Жа - за жо - зо жу - зу жи- зы
зла - жла жло - зло жлу - злу жлы - злы
9. Списать предложения, заменяя картинки словами.

9. Физ. минутка с движениями.
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку.
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
!0. Чтение текста "Зимние забавы".
Зимние забавы. Давно уже зима стала хозяйкой. Замела дома и дороги. Кругом лежат снега. На окнах снежные узоры, заковала льдом озёра и реки злая зима. Рада бы , но не может заморозить всё живое. |
- Что сделала зима?
- Что значит " заковала льдом озёра и реки"?
- Почему же зима не может заморозить всё живое?
11. Работа по картине " Зима".

- Что делают дети?
- Как они одеты?
- Почему?
- Как относятся дети к зиме?
- А кому очень плохо зимой?
- Почему?
- Как мы можем помочь им?
- Что выпадает зимой? Чем покрывается земля?
- Из чего состоит снег?
- Какие бывют снежинки?
-Как снежинки опускаются на землю?
Работа над словами:
БЕЛЫЕ ЛЕТАТЬ
ЛЁГКИЕ КРУЖИТЬСЯ
ПУШИСТЫЕ ВИТЬСЯ
МОХНАТЫЕ ТАНЦЕВАТЬ
УЗОРЧАТЫЕ ПОРХАТЬ
ПРОЗРАЧНЫЕ ПАДАТЬ
ХОЛОДНЫЕ
- Используя слова составить красивое предложение о снежинках?
А для этого вспомним
- Как живут слова в предложениях?
12. Итог занятия:
- Давайте вспомним чем мы занимались сегодня на занятии.