Доклад по теме:
Дифференцированное обучение
в начальной школе.
Подготовила:
учитель начальных классов
МБУ «Лицей №37»
Немцева Н.Н.
г.Тольятти
2016г.
Дифференцированное обучение – подход, при котором максимально учитываются возможности каждого ученика или отдельных групп школьников.
Организация дифференциации включает несколько этапов:
1. Проведение диагностической работы:
- входная стартовая диагностика;
- промежуточная диагностика;
- итоговая диагностика
Каждая диагностическая работа имеет критерии.
2. Составляю по классу таблицу результатов диагностической работы.
3. Распределяю обучающихся на группы в соответствии с диагностикой.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-я группа: ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-я группа: учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение.
3-я группа: учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Диагностический контроль позволяет изменять состав групп: возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Выделение 3 групп учеников в классе помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них.
Например, на уроках русского языка применяю такие разноуровневые задания. Задания обучающиеся получают на карточках или использую интерактивную доску. Задания отличаются по сложности.
Уровень 1
Задание: используя слова для справок, дополните предложения второстепенными членами.
Наступила…зима. Птицы…ищут. Ребята сделали….
Слова для справок: холодная, корм, кормушки.
Уровень 2
Задание: используя слова для справок, дополните предложения второстепенными членами.
Наступила зима. Птицы ищут. Ребята сделали.
Уровень 3
Задание: дополните предложения второстепенными членами.
Наступила зима. Птицы ищут. Ребята сделали.
Уровень 1
Найди ошибки. Запиши слова правильно. Подчеркни орфограммы.
Лебеть, рыпка, озиро, берёска, вада, трова, дорошка.
Уровень 2
Найди ошибки. Спиши текст правильно. Подчеркни орфограммы.
Лебеть назван цорём всей вадяной птицы. Он белый, как снек с небольшими гласками и чёрным клювом. У него длиная, гипкая и кросивая шея.
Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но те дети, которые испытывают затруднения, могут использовать карточки-помощники:
образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т. п.;
наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.)
дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
начало решения или частично выполненное решение.
На уроках математики использую способ дифференциации работы по степени самостоятельности обучающихся. При таком способе дети выполняют одинаковое задание, но степень самостоятельности различна.
На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления.
После этого некоторые дети (чаще всего это 1-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания.
Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работу самостоятельно.
Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3-й группы, т.е. школьники, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
В качестве примера приведу урок математики. (презентация)
«СКОРАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ»
( урок математики во 2 классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах100.
Закрепление»)
ЦЕЛИ:
- закрепить знания по теме сложение и вычитание в пределах 100;
- умения решать составные задачи, решать примеры изученных видов, примеры с именованными числами, умение находить периметр;
- развивать логическое мышление, память, навыки устных вычислений.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- геометрические фигуры: зелёные кружки, жёлтые треугольники, красные звёздочки;
- мультимедийный проектор, презентация.
ХОД УРОКА.
Организация внимания учащихся.
Давайте, ребята, учиться считать
Делить, умножать, прибавлять, вычитать,
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Сообщение темы, цели урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок скорой математической помощи. Мне сообщили, что звери попали в беду. И нам необходимо помочь им. Мы с вами вспомним и закрепим навыки сложения и вычитания в пределах 100.
ЗАДАНИЕ 1.
На лужайке у горы,
Под зелёной липкой
Потеряли комары
Маленькую скрипку.
- Давайте решим примеры и поможем найти скрипку.
56-30= 37+60=
42+7= 30-8=
29-15= 50-24=
1 вариант. Дополнить первый пример вторым действием так, чтобы получилось 100.
2 вариант. Составь пример с обратным действием.
ЗАДАНИЕ 2.
Мимо сосен, мимо ёлок,
Ёж тащил мешок иголок.
Да споткнулся возле ёлки
И рассыпал все иголки.
- Давайте поможем ежу собрать иголки, решив задачу.
1 вариант.
Для изготовления елочных украшений купили 25 листов цветной бумаги.
Из них 10 листов зелёной бумаги, а остальные - жёлтые. 9 листов жёлтой бумаги истратили. Сколько листов жёлтой бумаги осталось?
2 вариант.
Для изготовления ёлочных украшений купили 25 листов цветной бумаги. Из них 10 листов зелёные, а остальные - жёлтые. Сколько листов бумаги купили?
ЗАДАНИЕ 3.
В час, когда уснули птицы
И вздремнули сторожа,
Убежали из зверинца
Слон, тигрица, два ежа,
Кенгуру, мартышка, львица.
Зебра, зубр, медведь, лисица,
И других зверей немало
Из зверинца убежало.
- Давайте поможем собрать зверей, решив примеры.
- Найдите значение выражений.
К+ 6 28-К, при К=7, К=8, К=9, К=10.
Дополнительное задание. Найдите сумму ответов в каждом столбике.
ЗАДАНИЕ 4.
Перейдя знакомый лог
Лось в густых кустах залёг.
Всё прекрасно шло сначала!
Этот лось не знал пока,
Что рога его торчали
Из куста на два вершка.
Лёг и сразу задремал он,
И не слышал, как потом
Три охотника бывалых
Появились под кустом.
- Если решим задание, то охотники не заметят лося.
1 вариант.
Длина прямоугольника равна 8см, а ширина на 2см больше. Вычислите его периметр.
2 вариант.
Длина прямоугольника равна 8см, ширина 4см. Вычислите его периметр.
ФИЗМИНУТКА
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели.
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ножками мы топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
ЗАДАНИЕ 5.
Поселился мудрый сом,
Под бревенчатым мостом.
Шла неделя за неделей…
Сом гулял по дну реки-
И не раз его хотели
Взять за жабры рыбаки.
Рыбаков брала досада:
«Вот какая кутерьма!»
Нет, пойти на хитрость надо,
Чтобы выловить сома.
-Давайте поможем сому обхитрить рыбаков, решив неравенства.
34+18 35+18 17+9 18+8
63+20 62+20 13-7 13-8
ЗАДАНИЕ 6.
Вьётся пух, вьётся пух
Бьётся с петухом петух.
Рыжий с чёрным бьются
Чёрный с рыжим бьётся,
Каждый не сдаётся,
Встало солнышко за лугом
И разгоряченное
Утонуло в тучах пуха
Рыжего и чёрного
Рыжий пух, да чёрный пух
Стало днём темно вокруг.
Стало мрачно в огороде,
Стало сумрачно в лесу.
С фонарями люди ходят,
Днём в двенадцатом часу.
- Чтобы успокоить петухов, нам необходимо с вами решить вот такое задание
1 см 5мм= мм 51см= дм см
1м 7дм= дм 42дм= м дм
ИТОГ УРОКА
- Молодцы, ребята, хорошо сегодня поработали на уроке. Всех животных мы с вами спасли. А теперь, послушайте меня внимательно. У вас у всех на партах лежат геометрические фигуры: круг соответствует цифре 2, треугольник- цифре 3, квадрат- 4, а звёздочке- цифра5. Подумайте и оцените себя. На какую оценку, по вашему мнению, мы сегодня поработали. Возьмите соответствующую геометрическую фигуру и прикрепите к плакату на стене. На этом наш урок окончен.
На своих уроках использую способ дифференциации работы по уровню творчества. Не творческое выполнение заданий - это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний. К творческим заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных.
Например, при участии в дистанционной олимпиаде №7 «Нескучная зима» :
- чтение сказок;
- чтение сказок и анализ 3 сказок, в которых волшебное существо схожее с вашим талисманом
- в блиц-конкурсе рисунок «Рисуем всей семьей» и рисунок в художественном редакторе «Брашечка». В этом редакторе развивающие задания от Брашечки и Разминка для фантазии.
- рассказ о зимнем путешествии с приключениями-испытаниями со Счастливчиком.
- поделка «Волшебник»- талисмана команды Снеговика Счастливчика
- создание видеоролика
- участие в on-line олимпиаде «Нескучная зима» №7.
- семинар «Опыт формирования образовательных результатов в условиях ФГОС» по обобщению опыта по достижению личностных и метапредметных результатов.
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса:
изучение нового материала;
дифференцированная домашняя работа;
учет знаний на уроке;
текущая проверка усвоения пройденного материала;
самостоятельные и контрольные работы;
организация работы над ошибками;
уроки закрепления.
Доклад по теме:
Дифференцированное обучение
в начальной школе.
Подготовила:
учитель начальных классов
МБУ «Лицей №37»
Немцева Н.Н.
г.Тольятти
2016г.