2
Дата 01.02.18 класс 8А
Тема: Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Цель: объяснить закон Авогадро, научить применять его при решении задач; раскрыть смысл понятия "молярный объем газообразных веществ" как отношения, связывающего объем и количество вещества. Осуществить дифференцированный подход при контроле и оценивании знаний учащихся.
Основные понятия: Закон Авогадро, молярный объем газов.
Планируемые результаты:
Предметные: знать закон Авогадро и следствия из него. Уметь определять объем определенного количества газа, а также количество, массу и число молекул газа исходя из объема газа при н.у.
Метапредметные: развивать умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать выводы.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению, способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.
Оборудование:
интерактивная доска
магниты
листы (n, N, Na, m, M,Vm,V, ρ)
теоретики, практики (таблички)
рабочий лист с самооценкой
портрет Авогадро
переносная доска (таблица, долина пирамид)
указка
Ход урока:
1. Подготовка к восприятию.
Ребята, послушайте шуточное стихотворение:
Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.
Моль съедает шерсть и мех – просто паника у всех….
Ну а в химии – изволь! Есть другое слово “моль”
Прост, как небо и трава, моль любого вещества.
Но трудна его дорога: В моле так частичек много!
2. Эпиграфом сегодняшнего урока будет отрывок из поэмы Маргариты Алигер “Ленинские горы”:
Слайд 1
О, физика – наука из наук!
Все впереди! Как мало за плечами!
Пусть химия нам будет вместо рук.
Пусть станет математика очами.
Не разлучайте этих трех сестер
Познания всего в подлунном мире,
Тогда лишь будет ум и глаз остер
И знанье человеческое шире.
О чем стихотворение? Действительно ли связаны химия, физика и математика?
Сегодняшний урок - этому прямое подтверждение.
3. Формулировка темы. Целеполагание.
Мы сегодня будем покорителями вершин. В это путешествие отправятся теоретики (слабые ученики) и практики (средние и сильные ученики)

Слайд 2


число структур- ных частиц (атомов, молекул, ионов) | масса вещества
| ? (появляется объем газа) |
Мы на предыдущем уроке покорили первые две вершины: умеем находить число структурных частиц и массу вещества
Но, (Постановка проблемного вопроса):
Газообразные вещества неудобно взвешивать на весах, отмеряя их массу. Как же в этом случае проводить расчеты количества вещества какого-либо газа? (Измерять объемы газов) (КЛИК)
(Формулируем совместно с учащимися тему урока, цели)
Слайд 3
Тема: Закон Авогадро. Молярный объем газов. (учащиеся)
Цель: (учащиеся) (КЛИК)
познакомиться с Законом Авогадро.
научиться применять его при решении задач
раскрыть смысл понятия "молярный объем газов"
4. Актуализация опорных знаний.
Чтобы отправиться покорять третью вершину, я должна проверить вашу готовность к путешествию:
У теоретиков и практиков - разные задания. Пока практики решают задачи (у доски - 2 ученика), у теоретиков - свои задания (таблица и долина пирамид).
Теоретики (слабые ученики)
1) Купить билет в путешествие - заполнить пустые клетки:
Величина | Обозначение | Единица измерения |
Постоянная Авогадро | | |
Количество вещества | | |
Молярная масса | | |
Масса вещества | | |
Число частиц | | |
Молярный объем газа | | |
Объем газа | | |
Правильно - 2 балла (переносная доска)
1,2 ошибки - 1 балл
2) Отправляемся в долину пирамид: (заполнить пропуски, используя обозначения) (n, N, Na, m, M,Vm,V, ρ)




N m m V
V
Правильно - 2 балла (переносная доска)
1 формула не верна - 1 балл
(последний треугольник остается незаполненным)
(Взаимопроверка, оценивание в листе самопроверки)
Практики (средние и сильные ученики)
Решают 2 задачи по вариантам:
1) Найти массу 4 моль азотной кислоты HNO3
2) Сколько молекул содержится в 54 г воды
1) Найти массу 3 моль углекислого газа CO2
2) Сколько молекул содержится в 49 г серной кислоты H2SO4
(Одновременно - 2 сильных ученика - у доски (взаимопроверка))
За каждую правильно решенную задачу - 2 балла
При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?
Давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение?
Мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц.
Из курса физики вам должно быть знакомо понятие "плотность".
Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).
ρ = m / V
Выразим из формулы, чему равен объем V = m/ρ
5. Изучение нового материала.
Слайд 4
Обратите внимание на слайд, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию. Как нужно подписать рисунки?
Агрегатное состояние веществ
Газообразное
Жидкое
Твердое



Давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)
Допустим, что мы имеем дело с газообразными веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).
Молярный объем газа - объем, который занимает 1 моль газа
Вычислим эту величину для газообразных веществ, взятых при одинаковых условиях:
Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.
t = 0 С
эти условия мы будем называть нормальными
Слайд 5
Формула вещества | Агрегатное состояние | Молярная масса, г/моль | Плотность, г/л | Молярный объем, л/моль |
CO2 | Газообразное | 44 г/моль | 1.96 г/л | 22,4 |
H2 | Газообразное | 2 г/моль | 0.09 г/л | 22,22 |
O2 | Газообразное | 32 г/моль | 1.43 г/л | 22,4 |
Правильно все вычислено - 1 балл (самопроверка)
Из таблицы видно, что величины молярного объема практически одинаковые ()
Слайд 6 (количество веществ объемом 22,4 л)
(демонстрируем вещества - жидкие, твердые, газообразные количеством 1 моль)
Что мы видим на рисунках? (1 моль жидких и твердых веществ занимает разный объем, а газообразных - одинаковый)
Слайд 7
Закон Авога́дро - в равных объёмах различных газов, взятых при одинаковых условиях (t, p), содержится одно и то же количество молекул.
Делаем вывод: (следствие из закона Авогадро)
при одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.
Vm = 22,4 л/моль - это молярный объем любого газа
По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема
(обращаемся к «Долине пирамид»).

V
6. Промежуточное закрепление. (Рефлексия)
Слайд 8
Практики! Работая в парах, заполните недостающие данные в таблице, воспользовавшись выведенной формулой. (найдите объем, зная количество вещества или количество вещества, зная объем)
Объем, л V | Молярный объем, л/моль Vm | Количество вещества, моль n |
|
22.4 л/моль | 1 моль |
| 3 моль |
44.8 л | |
2.24 л | |
Самопроверка. Правильно - 4 балла, 1 ошибка - 2 балла
Теоретики! Работая в парах, закончите пропуски: (на доске)
а) V | б) | Величина | Обозначение | Единица измерения |
Молярный объем газа | | |
Объем газа | | |
Самопроверка. Все записано верно - 2 балла
Слайд 9
Для перевода числа структурных единиц вещества в массу или объем пользуются формулами:
N m V


n = ; n = ; n = ;
NA M Vm
Посмотрите на слайд. Что объединяет все 3 формулы?
(n - количество вещества в левой части)
Получается, что
Слайд 10
N m V


n = = = и
NA M Vm
можно выражать любую величину: (3 человека из практиков - к доске)
N·M NA  N m NA·m M | m· Vm M  m V M·V Vm | N · Vm NA  N V NA ·V Vm |
7. Рефлексия (обратная связь)
Целью сегодняшнего урока было не только изучить физическую величину молярный объем газа, но и научиться применять её при решении расчетных задач, пользуясь производными расчётными формулами. Цель урока достигнута.
Навыки решения расчетных задач отработаем на следующем уроке.
8. Оценивание
Посчитайте сумму баллов в оценочном листе и выставьте себе оценки по следующей шкале:
Слайд 11
8 баллов и выше - "5",
5-7 баллов - "4",
3-4 балла - "3",
1-2 балла - "2"