СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный урок для 8 класса по теме "Закон Авогадро"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференцированный урок для 8 класса по теме "Закон Авогадро". Позволяет оценить знания разных категорий учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный урок для 8 класса по теме "Закон Авогадро"»

2


Дата 01.02.18 класс 8А

Тема: Закон Авогадро. Молярный объем газов.

Цель: объяснить закон Авогадро, научить применять его при решении задач; раскрыть смысл понятия "молярный объем газообразных веществ" как отношения, связывающего объем и количество вещества. Осуществить дифференцированный подход при контроле и оценивании знаний учащихся.

Основные понятия: Закон Авогадро, молярный объем газов.

Планируемые результаты:

Предметные: знать закон Авогадро и следствия из него. Уметь определять объем определенного количества газа, а также количество, массу и число молекул газа исходя из объема газа при н.у.

Метапредметные: развивать умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать выводы.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению, способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Оборудование:

  1. интерактивная доска

  2. магниты

  3. листы (n, N, Na, m, M,Vm,V, ρ)

  4. теоретики, практики (таблички)

  5. рабочий лист с самооценкой

  6. портрет Авогадро

  7. переносная доска (таблица, долина пирамид)

  8. указка

Ход урока:

1. Подготовка к восприятию.

Ребята, послушайте шуточное стихотворение:

Расскажу сегодня, что ли, о зловредной роли моли.

Моль съедает шерсть и мех – просто паника у всех….

Ну а в химии – изволь! Есть другое слово “моль”

Прост, как небо и трава, моль любого вещества.

Но трудна его дорога: В моле так частичек много!


2. Эпиграфом сегодняшнего урока будет отрывок из поэмы Маргариты Алигер “Ленинские горы”:

Слайд 1

О, физика – наука из наук!

Все впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук.

Пусть станет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познания всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанье человеческое шире.

О чем стихотворение? Действительно ли связаны химия, физика и математика?

Сегодняшний урок - этому прямое подтверждение.

3. Формулировка темы. Целеполагание.

Мы сегодня будем покорителями вершин. В это путешествие отправятся теоретики (слабые ученики) и практики (средние и сильные ученики)



Слайд 2





число
структур-
ных частиц

(атомов, молекул, ионов)



масса
вещества

?
(появляется
объем газа)


Мы на предыдущем уроке покорили первые две вершины: умеем находить число структурных частиц и массу вещества

Но, (Постановка проблемного вопроса):

Газообразные вещества неудобно взвешивать на весах, отмеряя их массу. Как же в этом случае проводить расчеты количества вещества какого-либо газа? (Измерять объемы газов) (КЛИК)

(Формулируем совместно с учащимися тему урока, цели)



Слайд 3

Тема: Закон Авогадро. Молярный объем газов. (учащиеся)

Цель: (учащиеся) (КЛИК)

  1. познакомиться с Законом Авогадро.

  2. научиться применять его при решении задач

  3. раскрыть смысл понятия "молярный объем газов"



4. Актуализация опорных знаний.

Чтобы отправиться покорять третью вершину, я должна проверить вашу готовность к путешествию:

У теоретиков и практиков - разные задания. Пока практики решают задачи (у доски - 2 ученика), у теоретиков - свои задания (таблица и долина пирамид).







Теоретики (слабые ученики)

1) Купить билет в путешествие - заполнить пустые клетки:



Величина

Обозначение

Единица измерения

Постоянная Авогадро



Количество вещества



Молярная масса



Масса вещества



Число частиц



Молярный объем газа



Объем газа



Правильно - 2 балла (переносная доска)
1,2 ошибки - 1 балл

2) Отправляемся в долину пирамид: (заполнить пропуски, используя обозначения) (n, N, Na, m, M,Vm,V, ρ)





N m m V

V



Правильно - 2 балла (переносная доска)
1 формула не верна - 1 балл

(последний треугольник остается незаполненным)

(Взаимопроверка, оценивание в листе самопроверки)



Практики (средние и сильные ученики)

Решают 2 задачи по вариантам:

1) Найти массу 4 моль азотной кислоты HNO3

2) Сколько молекул содержится в 54 г воды


1) Найти массу 3 моль углекислого газа CO2

2) Сколько молекул содержится в 49 г серной кислоты H2SO4



(Одновременно - 2 сильных ученика - у доски (взаимопроверка))

За каждую правильно решенную задачу - 2 балла


  • В теме нашего урока упоминается фамилия итальянского ученого Амедео Авогадро

При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?

  • Какой физический смысл имеет число Авогадро и каково его числовое значение? (количество частиц в одном моле любого вещества)

Давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение?

Мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц.
Из курса физики вам должно быть знакомо понятие "плотность".

Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).

ρ = m / V

Выразим из формулы, чему равен объем V = m/ρ



5. Изучение нового материала.

Слайд 4

Обратите внимание на слайд, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию. Как нужно подписать рисунки?

Агрегатное состояние веществ





Газообразное

Жидкое



Твердое













Давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)

Допустим, что мы имеем дело с газообразными веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).

Молярный объем газа - объем, который занимает 1 моль газа

Вычислим эту величину для газообразных веществ, взятых при одинаковых условиях:

Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.

t = 0 С

эти условия мы будем называть нормальными

Слайд 5

Формула

вещества

Агрегатное

состояние

Молярная масса,

г/моль

Плотность,

г/л

Молярный объем,

л/моль

CO2

Газообразное

44 г/моль

1.96 г/л

22,4

H2

Газообразное

2 г/моль

0.09 г/л

22,22

O2

Газообразное

32 г/моль

1.43 г/л

22,4


Правильно все вычислено - 1 балл (самопроверка)

Из таблицы видно, что величины молярного объема практически одинаковые ()

Слайд 6 (количество веществ объемом 22,4 л)

(демонстрируем вещества - жидкие, твердые, газообразные количеством 1 моль)
Что мы видим на рисунках? (1 моль жидких и твердых веществ занимает разный объем, а газообразных - одинаковый)

Слайд 7

Закон Авога́дро -  в равных объёмах различных газов, взятых при одинаковых условиях (t, p), содержится одно и то же количество молекул.

Делаем вывод: (следствие из закона Авогадро)
при одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем22.4 л/моль.

Vm = 22,4 л/моль - это молярный объем любого газа

По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема
(обращаемся к «Долине пирамид»).

V







6. Промежуточное закрепление. (Рефлексия)

Слайд 8

Практики! Работая в парах, заполните недостающие данные в таблице, воспользовавшись выведенной формулой. (найдите объем, зная количество вещества или количество вещества, зная объем)

Объем, л

V

Молярный объем, л/моль

Vm

Количество вещества, моль

n




22.4 л/моль

1 моль


3 моль

44.8 л


2.24 л


Самопроверка. Правильно - 4 балла, 1 ошибка - 2 балла

Теоретики! Работая в парах, закончите пропуски: (на доске)

а)

V



б)


Величина

Обозначение

Единица измерения

Молярный объем газа



Объем газа



Самопроверка. Все записано верно - 2 балла

Слайд 9

Для перевода числа структурных единиц вещества в массу или объем пользуются формулами:

N m V

n = ; n = ; n = ;

NA M Vm



Посмотрите на слайд. Что объединяет все 3 формулы?

(n - количество вещества в левой части)

Получается, что

Слайд 10

N m V

n = = = и

NA M Vm





можно выражать любую величину: (3 человека из практиков - к доске)


N·M

NA

N m

NA·m

M



m· Vm

M

m V

M·V

Vm



N · Vm

NA

N V

NA ·V

Vm


7. Рефлексия (обратная связь)

Целью сегодняшнего урока было не только изучить физическую величину молярный объем газа, но и научиться применять её при решении расчетных задач, пользуясь производными расчётными формулами. Цель урока достигнута.

Навыки решения расчетных задач отработаем на следующем уроке.

8. Оценивание

Посчитайте сумму баллов в оценочном листе и выставьте себе оценки по следующей шкале:

Слайд 11

8 баллов и выше - "5",

5-7 баллов - "4",

3-4 балла - "3",

1-2 балла - "2"