Дигностика «Дорисовывание фигур» (О.М. Дьяченко)
Цель:
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
Ход проведения:
В качестве материала детям дается по 10 фигур и предлагается, поразмыслив, дорисовать эти фигуры, так, чтобы получилась картинка.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Интерпретация методики.
0 – 2 балла – ребенок ничего не придумал; нарисовал рядом что-то свое; неопределенные штрихи и линии.
3 – 4 балла - нарисовал нечто простое, неоригинальное, лишенное деталей; фантазия не угадывается.
5 – 7 баллов – изобразил отдельный объект, но с разнообразными дополнениями.
8 – 9 баллов – нарисовал несколько объектов, объединенным сюжетом.
10 баллов – создал единую композицию, включив в нее все предлагаемые элементы, превращенные в образы.
Низкий уровень – от 0 до 2 баллов.
Средний уровень – от 3 до 7 баллов.
Высокий уровень – от 8 до 10 баллов.
Цветовой тест Люшера.
Цель:
Позволяет исследовать, насколько комфортно ребенок чувствует себя дома, в детском саду и выявить эмоциональные установки школьников по отношению к предстоящему школьному обучению.
Ход проведения:
Цветовые карточки выкладываются перед ребенком. В ряд (один или два) карточки раскладывать нельзя, так как в этом случае из-за эффекта сочетания искажается восприятие цвета. Карточки надо разбросать на листе в случайном порядке.
Ребенку дается следующая инструкция:
«На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Покажи этот цвет пальцем». Задайте следующий вопрос: «На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение дома в выходные дни?»
Номера выбранных цветов заносятся в Бланк ответов.
Продолжение инструкции
«А теперь будем выбирать цвета заново. Сейчас из разложенных перед тобой цветов выбери тот, который тебе больше всего нравится, кажется красивее». Выбранный цвет уберите из поля зрения ребенка. Далее предложите ребенку произвести аналогичный выбор среди оставшихся цветов и так далее до конца. Последовательность предпочтения цветов записывается в Бланке ответов.
Иногда среди оставшихся 2-3 цветов ребенок не может выбрать лучший, так как все они ему не нравятся. Тогда надо изменить инструкцию и спросить: «Какой из этих цветов самый плохой, хуже всех?» Ответы записываются в «обратном порядке», начиная с последнего цвета.
Далее ребенку предлагается соотнести персонажей с цветными карточками (мама, папа, твой друг, воспитатель, твой враг, сестра, брат, бабушка, дедушка) результаты вносятся в таблицу.
Интерпретация методики.
Результаты вносятся в таблицу, по которой видно, настроение ребенка в определенных ситуациях («дома», детский сад», «школа»), предпочитаемые цвета ребенка, соотнесение персонажей и цвета по отношению к ребенку.
Чем выше испытуемый располагает себя (ассоциирует себя с наиболее предпочитаемым цветом), тем выше его самооценка.
Особо следует отметить положение родителей и других родственников по отношению к ребенку. Понятно, что отстраненность персонажа (отдаленность от ребенка) говорит о неблагоприятной ситуации в их отношениях.
Отдельно необходимо отметить те случаи, когда ребенок обозначает себя и какого-либо из персонажей одним цветом, обычно одного из родителей. Ребенок хочет быть похожим на этого человека.
Интерпретация цветовых выборов.
Синий цвет.
Выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети с хорошим эстетическим развитием. Имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность не удовлетворяется, то все равно еще долго сохраняется как позитивный эмоциональный настрой ребенка.
Зеленый цвет.
Предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.
Дома – необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьезное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не обращались с ними как с маленькими.
Школа – стремятся получать только пятерки, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями. Добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим.
Красный цвет.
Предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Они обычно оптимистичны, шумны и веселы. Часто сдержаны.
Желтый цвет.
Предпочитают мечтательные дети. Полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию.
Дом и школа – вызывают у ребенка положительные и светлые чувства.
Фиолетовый цвет.
Предпочитаю дети, у которых присутствуют инфантильные установки
Школа – ребенок еще не чувствует ответственности ученика и хочет ходить в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда их там хвалят. Но если появляются трудности отношение к школе резко меняется.
Дома – родители продолжают общаться с ребенком как с маленьким, умиляются его капризам и строят отношения с ним по принципу гиперопеки.
Коричневый цвет.
Предпочитают тревожные дети, которые часто испытывают эмоциональный и физический дискомфорт, неприятные болезненные отношения (меня тошнит, болит голова), страх.
Дома, школа, детский сад – плохо себя чувствует в этих ситуациях. Боится дома, школы и все что с ними связано.
Черный цвет.
Предпочтение этому цвету отражает негативное отношение к себе и к о всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если выбирает в качестве основного любимого цвета, то ребенок видимо смирился с той отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих.
Школа, детский сад – ненавидят все, что связанно с ними и открыто говорят об этом.
Дома – состояние открытой конфронтации с родителями.
Серый цвет.
Предпочтение серого связано с инертность и безразличием. Серое отношение к д/с, школе выражено пассивным неприятием и равнодушием.
Дома – дети представлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых отсутствует.
Диагностика «Три желания» (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых)
Цель:
Данная методика предназначена для оценки развития мотивационно – потребностной сферы.
Ход проведения:
Для проведения методики экспериментатор заранее на листе бумаги рисует цветок с тремя лепестками. Затем дает испытуемому следующую инструкцию: «Представь себе, что это волшебный цветок. На каждом лепестке можно написать заветное желание». Экспериментатор вписывает ответы в лепестки.
Интерпретация методики.
При анализе ответов ребенка, прежде всего, необходимо определить общую направленность его желаний: ориентированность на себя или на других людей. Если все желания отражают эгоцентрическую направленность ребенка, то это свидетельствует о недостаточном развитии мотивационно-потребностной сферы. Однако если все желания направлены на других, то это также не является показателем благополучного развития (скорее всего ребенок боится выразить собственное желание). Еще одним неблагоприятным показателем развития является отказ от желаний или называние в качестве желаний установленных педагогом норм и правил.
Очевидно, что наиболее значимые желания высказываются в первую очередь, поэтому необходимо оценивать порядок называния желаний. В дошкольном возрасте большинство желаний должно быть связано с ведущей, игровой деятельностью.
При анализе ответов определяются их категории, которые представляют ту или иную значимую для ребенка сферу. Это могут быть:
материальная сфера (например, игрушки),
сфера общения (например, поближе познакомится с кем-то из сверстников),
учебная сфера (например, желание повысить успеваемость),
семейная сфера (например, сходить с папой в зоопарк).
Общий проективный характер методики позволяет актуализировать наиболее напряженные для ребенка сферы, в рамках которых сосредоточены его потребности. Напряжение может проявляться в желаниях содержащих агрессию («хочу избить обидчика»), тревожность («хочу, чтобы меня не пугали»), нехватку эмоционального тепла («хочу киску»)
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Картотека:
«Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению».
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Соболева Арина
Ейск, 2021г.