Диктоглосс как инновационный метод отработки множественных навыков учащихся на уроках английского языка.
Аннотация
В статье описывается метод Dictogloss, применяемый преподавателями на уроках английского языка для обучения грамматике и отработки языковых навыков учащихся. В статье идёт речь об описании данного метода и го преимуществах.
Ключевые слова : обучение, диктоглосс, навыки говорения.
Метод Диктоглосс получил популярность во многих европейских странах еще в 90-х годах, благодаря выходу книги Р. Вайнрба « Грамматический диктант», где описывался данный метод, целью которого было активизировать учебную деятельность обучающихся, развить в них коммуникативные и языковые навыки, научить анализировать и синтезировать полученную информацию.
Как видно из вышеперечисленного, метод Диктоглосс заметно отличается от традиционного диктанта, в котором текст воспроизводится учащимися под диктовку, без должного внимания грамматическим структурам. Диктоглосс же, напротив, совершенствует грамматические навыки говорения, письма и аудирования 3.
Диктоглосс – это метод, представляющий собой воспроизведение прослушанного или продиктованного текста небольшого объёма с максимально приближенной к оригиналу передачей информационно-содержательной стороны текста.
Отличительной особенностью Диктогосса является то, что он может применяться с разными возрастными группами и на разных уровнях владения языком. Этот вид деятельности может проводиться, чтобы привлечь внимание к определенной теме, либо помочь развить у учащихся навык анализировать информацию при проработке и закреплении нового материала.
При Диктоглоссе, перед воспроизведением текста, учитель обсуждает тему с детьми. Учащимся зачитывается короткий текст, обычно не более 4-5 предложений, который они прослушивают, не делая никаких пометок. Затем учитель снова читает текст, а учащиеся делают заметки. После в группах учащиеся реконструируют текст.
Таким образом написание Диктоглосса происходит в следующем порядке:
1. Введение. Здесь учитель вводит тему занятия. Также вводится необходимая словарная база и грамматические конструкции, если метод Диктоглосс направлен на знакомство с новой темой. Либо учитель организует повторение пройденного материала, и тогда текст будет содержать темы, требующие закрепления и отработки, и допускать наличие 10% незнакомых слов для активизации процесса языковой догадки. На данном этапе учитель вправе использовать любую технику или сочетание техник. Это может быть вопрос-ответ, мозговой штурм, дискуссия в группах, угадывание темы по картинке или словам. Важно заинтересовать учащихся на дальнейшую работу. Этап подготовки позволит учащимся настроиться на работу в группах (группе), они смогут предугадать возможное содержание и с большей степенью уверенности взаимодействовать с текстом 1. Главное на что стоит обратить внимание учеников, переходя ко второму этапу, что Диктоглосс – это не диктовка. Не стоит стараться воспроизвести весь текст на бумагу.
2. Диктант. На данном этапе учащиеся могут поделиться на небольшие подгруппы, если имеется цель затронуть соревновательный момент и вовлечь в процесс более слабых, которым будет комфортнее работать в поддержке своих одноклассников. Либо каждый включается в работу самостоятельно, с последующей проработкой всем классом. Когда все сидят на своих местах, учитель представляет тему и начинает зачитывать текст. Текст зачитывается в спокойном темпе. Учащиеся молча слушают, ничего не записывая и не делая никаких пометок. Именно при первом прослушивании, они должны уловить смысл текста, понять, что именно им надо будет законспектировать во время второго прослушивания.
Переходя ко второму прослушиванию текста, учитель может обратить внимание на новые грамматические конструкции или новые лексические единицы. Они могут быть заранее выписаны на доску, либо могут выписываться по ходу прочтения текста, с дальнейшим объяснением смысла учащимися. Таким образом, процесс догадывания позволит учащимся лучше запомнить новые слова и конструкции. При зачитывании текста повторно, разрешается делать пометки, выписывать ключевые фразы и слова, опуская служебные, такие как артикли, предлоги, союзы и местоимения. Учитель старается выдерживать темп речи так, будто он зачитывает новости, не разбивая предложение на словарные группы. Допускается делать небольшие паузы между предложениями.
3. Реконструкция. После второго прослушивания обучающие, используя ключевые слова, фразы и конструкции восстанавливают текст. От учащихся не требуется стопроцентного воспроизведения услышанного текста. Наиболее важно пытаться употребить лексически адекватные грамматические и лексические формы. Полученный текст проверяется группами (лично) на соответствие грамматике, логическому построению и содержание. Если класс был поделен на группы, то в каждой группе назначается писарь, который будет конспектировать полученный текст, опираясь на обсуждения одноклассников. Если было принято решение работать самостоятельно, то каждый учащийся восполняет текст, не прибегая ни к чьей помощи. На данном этапе учитель только контролирует процесс, но не вмешивается в него, не исправляет ошибки.
Диктоглосс способствует общению, сотрудничеству, взаимодействию и автономности обучающихся. Учащиеся способны увидеть свои слабые и сильные стороны.
4. Анализ и исправление ошибок. Именно на данном этапе непосредственно происходит обучение.
По завершении Диктоглосса учащиеся обсуждают, исправляют свои ошибки. Здесь происходит сравнение текста с оригиналом. На данном этапе возможны различные варианты:
группы обмениваются работами и проверяют тексты друг друга;
исходный текст выносится на доску для самостоятельного обнаружения и исправления ошибок учащимися;
тексты проверяет учитель;
поочередное выписывание на доске по предложению каждой группой, с последующим обсуждением и корректировкой.
Для работы над ошибками также может быть использована таблица, которую учащиеся заполняют самостоятельно.
Тип ошибки: грамматические, лексические, орфографические. | Ошибка | Исправленное |
| | |
| | |
| | |
Как отмечалось ранее, особенность метода Диктоглосс заключается в том, что он взаимодействует с несколькими навыками одновременно: аудирование, говорение, чтение и письмо. Учащиеся получают возможность использовать свой словарный запас и обогащать его, практиковать применение грамматических структур. Групповые обсуждения и выполнение заданий с одноклассниками, помогают менее уверенным детям включиться в процесс. В процессе совместного обучения они узнают то, чего не знали или не понимали и лучше усваивают то, что им необходимо знать» [2].
Данный прием, направленный на то, чтобы пропускать диктуемый текст через собственные знания, умения и навыки и воспроизводить текст основываясь на своем языковом опыте, может повысить мотивацию обучающихся в процессе изучения иностранного языка.
Подводя итог можно сказать, что метод Диктоглосс заключается в воспроизведении продиктованного или прослушанного учениками текста с максимально приближенной к оригиналу передачей информационно-содержательной стороны текста и, по возможности, с лингвистически точным использованием лексико-грамматических форм. В результате личных или коллективных усилий возникают тексты, которые и являются конечным продуктом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ur P. A course in Language Teaching: practice and theory. – Cambridge University Press. – 1991. – 375 c.
2. Восковская А.С., Карпова Т.А. Dictogloss как интерактивный метод обучения аудированию студентов неязыкового вуза // Современное педагогическое образование. 2020. – №2.
3. Гусейнова Н.В. Обучение школьников иноязычной письменной речи при помощи грамматического диктанта – диктоглосс // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. – №9. – 2019.