Динамические паузы для развития мелкой моторики
1. «Замочек». Дети складывают руки в «замок», переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачивают «замок»:
- На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в «замок»)
- Постучали…
(Ритмичное постукивание основаниями ладоней друг о друга, пальцы не расцепляются)
- Покрутили…
(Потягивание одной руки к себе, другой – от себя (с поочерёдной сменой рук); пальцы не расцепляются)
- Потянули…
(Потягивание рук в разные стороны с выпрямлением пальцев, но частичным сохранением фигуры «замка»)
- И открыли!
(Резкое расцепление рук с разведением их в стороны)
2. «Капуста».
- Мы капусту рубим
(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
- Мы капусту трём
(Трение ладоней друг о друга)
- Мы капусту солим
(Трение указательного и среднего пальцев о большой)
- Мы капусту жмём
(Хватательные движения обеими руками)
- Мы капусту нарубили
(Ритмичные удары ребром каждой ладони по столу)
- Перетёрли
(Трение ладоней друг о друга)
- Посолили
(Трение указательного и среднего пальца о большой)
- И набили плотно в кадку
(Удары обеими руками по столу)
- Всё теперь у нас в порядке!
(Лёгкая встряска кистей рук)
3. «Отдохни». Движения выполняются под ритмический счёт в соответствии со стихотворением:
- Раз, два, три , четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим!
4. «Физминутка».
- Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – присесть и сразу встать.
А когда скажу я «семь» -
На места садиться всем!
5. «Вновь у нас физкультминутка».
- Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад)
- Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью)
- Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
6. «Мы по улице гуляем».
-Мы по улице гуляем,
(Дети шагают на месте)
- Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево-вправо)
- Это – «эс», а это – «ка»,
(Повороты туловища влево-вправо)
- «Ж» похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади)
- Мы читаем всё подряд:
Вывеска: «Торговый ряд»,
(Прыжки на месте)
- Рядом сладкие слова:
«Фрукты», «Пряники», «Халва».
(Дети шагают на месте)
Динамические паузы – упражнения для глаз
1. «Зелёный круг». Подготовка: необходимо заранее развесить по стенам (доске или жалюзи) кабинета картонные или бумажные круги (диаметром до 20см) зелёного цвета. Суть: ученики стоят около своих мест. Учитель даёт задание найти все круги глазами, не поворачивая при этом головы. Если ученик замечает круг в том или ином месте, он должен 10 секунд рассматривать его, а затем продолжить поиски.
2. «День-ночь». Суть: ученики сидят за партами. Даётся задание: посмотреть на своего соседа по парте. Затем учитель говорит «ночь», и дети «засыпают» – кладут головы на парты и закрывают глаза, расслабляются. Классу задаются вопросы: «Поднимите руку, у кого сосед сегодня пришёл в белой рубашке?», «У кого соседка по парте сегодня с косичками на голове?» Через некоторое время учитель произносит «день» – ребята открывают глаза и проверяют свои предположения.
3. «Громко тикают часы». Дети встают около своих мест; руки должны быть на поясе; поворачивать голову в стороны не нужно – все смотрят прямо на учителя и выполняют упражнения в соответствии со стихотворением:
- Громко тикают часы –
Тик-так, тик-так.
(Глазное яблоко двигается влево-вправо)
- Дружно отдыхаем мы,
Тик-так, тик-так.
(Глазное яблоко двигается вверх-вниз)
- Заниматься рано стали,
Тик-так, тик-так.
(Дети смотрят на свои учебники, учительские, на учебники соседа)
- Много нового узнали,
Тик-так, тик-так!
(Дети часто-часто моргают)
4. «Релаксация». Дети встают около своих мест, выполняют физминутку в соответствии с указаниями учителя и текстом стихотворения:
- Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте, что птицами вдруг полетели!
(Дети машут руками)
- Налево, направо, вокруг посмотрели,
(Открывают глаза, смотрят по сторонам)
- Затем потянулись, тихонечко сели!
5. «Бабочка». Суть: на слайд выводится подвижная картинка – бабочка, которая перемещается по всему экрану, «вырисовывая» перевёрнутую цифру 8 (знак «бесконечность»). Задача всех учащихся – следить за бабочкой, не двигая при этом головой.
8. «Спал цветок».
- Спал цветок,
(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
- И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
- Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх. Посмотреть на руки)
- Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты, в стороны)
- Ну а класс за парты сел!
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево, сесть на место)
9. «Зоркие глазки».
- Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!