СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дипломная работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Просмотр содержимого документа
«Дипломная работа»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»



Кафедра

естественно-математического образования







ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА



ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Выполнил: слушатель программы ДПП

«Естественнонаучное образование»:

Ден Нелли Александровна


Руководитель: методист кафедры

Естественнонаучного образования

Шлеина Тамара Ивановна



Зав. кафедрой естественно-математического образования

Кошенко Татьяна Олеговна

«___» _________ 20 ___ г.


Проректор по УМР

Мишенкова Е. Н./

«___» _________ 20 ___ г.




Южно-Сахалинск

2016



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1 Мотивация учебной деятельностикак психолого-педагогическая проблема 5

1.2Частно- методические аспекты организации внеурочной деятельности школьников 19

2 АНАЛИЗ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29

2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента 29

2.2 Организация деятельности по повышению мотивации через внеурочную деятельность 36

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….57


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика с помощью системы обучения. Невозможно достичь успехов в решении задач, поставленных учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к материалу урока.

Важным условием творческого мышления учащихся является наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроках направлена прежде всего на развитие интеллектуальных умений учащихся: умение анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать. Формирование познавательных интересов и активизация личности процессы взаимообусловлены. Познавательный интерес рождает активность, а активность, в свою очередь, укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Вопросы активизации обучения школьников относится к числу важных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Активизация обучения направлена не только на восприятие материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Из всего разнообразия путей активизации обучения остановимся на одном-активизации познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии. Познавательный процесс - важнейший мотив обучения учащихся. Он проявляется в активности, уровне внимания, эмоциональных реакциях, в вопросах к учителю, в чтении дополнительной литературы.

Потому цель нашей работы – исследовать возможности повышения уровня мотивации к биологии обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности по предмету.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

  1. Изучить научно – методическую литературу по теме исследования.

  2. Исследовать динамику мотивации обучающихся по предмету «Биология» в процессе внеурочной деятельности.

Объект исследования –внеурочная деятельность как условие по повышению мотивации.

Предмет исследования - повышение мотивации к предметной области «Биология» через внеурочную деятельность.

Для решения поставленных задач были употреблены следующие методы обследования: теоретический, статистические методы, метод анкетирования.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что организация внеурочной деятельности по предмету «Биология» будет способствовать повышению мотивации к изучению предмета.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.



1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Мотивация учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема.

Современная жизнь требует от человека способности к непрерывному образованию, которое позволяет ему сохранять конкурентоспособность в условиях лавинообразного роста объема и быстрого усложнения информации.Это вызвало существенные изменения в учебном процессе на протяжении всего организованного систематического обучения - от начальной школы до высших учебных заведений.

Началом систематического обучения является младший школьный возраст.Задача этого периода - научить ребенка учиться, сформировать учебную деятельность.В средней школе - в подростковом возрасте - на этой основе формируются умения самостоятельно добывать знания.В дальнейшем - в юношеском возрасте - умение учиться обеспечивает формирование способности к самообразованию, без которой невозможна качественная учебно-профессиональная деятельность.

Учителя не понаслышке знают, что человека нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не испытывая и не осознавая потребности в них.Поэтому перед учебным заведением стоит задача формирования и развития у учащихся положительной мотивации учебной деятельности.Для того, чтобы ученик по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в процессе обучения, были внутренне принятыми им, то есть, чтобы они нашли эмоциональный отклик, стали личностно значимыми.

В связи с этим возрастает интерес исследователей к психологическим факторам успешной учебной деятельности школьников, в частности к проблеме мотивационной обусловленности результатов их учения.

В зарубежной психологии насчитывается около 50 теорий мотивации.При рассмотрении мотивации человека как психологического феномена приходится сталкиваться со многими трудностями. Прежде всего, возникает терминологическая неясность в определении понятий «мотивация» и «мотив».Различными исследователями в качестве мотивации рассматривались такие психологические феномены, как идеи, чувства, переживания, потребности, склонности, желания, привычки, мысли, психические процессы и состояния, качества личности и даже условия существования. Может, поэтому в 1990г.В.К.Вилюнас было высказано сомнение о целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив»0.

Мотивация - это совокупность побуждений, обусловливающих тот или иной поступок. Изучение мотивации человека является, по сути, изучением личности в ее деятельности. Спецификой деятельности является то, что она всегда целеустремленная. Способность к целеполаганию - чисто человеческая черта. Цель, которую ставит перед собой человек, интегрирует в единое целое сложную структуру регулятивных процессов поведения, что отражает активную сторону сознания и часто определяет способ и характер действий человека. Большое внимание вопросам взаимодействия мотивов и целей деятельности уделял С.Л.Рубинштейн0.

В деятельности, поведении человека выделяют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях, она реализуется с помощью таких психических проявлений, как ощущение, восприятие, внимание, мышление, память, речь, способности, темперамент, характер, эмоции. Побудительная сторона - обеспечивает активность и направленность поведения. Описание этой стороны деятельности (поведения) связан с понятием мотивации.

Понятие мотивации, как правило, используют в двух значениях:

  • Как систему факторов, вызывающих активность организма и определяющих направленность поведения человека.Сюда входят такие образования как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, устремления;

  • Как характеристику процесса, обеспечивающего на определенном уровне поведенческую активность, то есть мотивированность.

Процесс побуждения к деятельности и общению для достижения определенных целей называют мотивировкой.Мотивировать - значит создать стремление или потребность, побуждающую действовать с определенной целью.Потребности выступают как внутренний, а цель - как внешний аспект мотивации.Под мотивами в этом случае понимают активные силы, которые определяют поведение человека.Мотивировать человека - значит задействовать его важнейшие интересы, создать условия для самореализации в процессе жизнедеятельности.

Параметрами (характеристиками) мотивационной сферы являются:

1)развитость, которая характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;

2)гибкость, которая описывает подвижность связей, существующих между различными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, потребностями и целями);

3)иерархизированность - это характеристика ранговой упорядоченности строения каждого отдельно взятого уровня в организации мотивационной сферы0.

Чем больше разнообразных потребностей, мотивов, целей у человека, тем более развита его мотивационная сфера.Чем разнообразнее способы удовлетворения потребностей, тем более гибкая мотивация.Итак, в психологии мотивация выступает как регулятор жизнедеятельности человека - его поведения, деятельности, уровнем которого есть сознательно-волевой.Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую, неоднородную систему побуждений, которая включает в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, устремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.п0.

Ядром мотивационной сферы являются относительно устойчивые и доминирующие мотивы.В отличие от потребности, что проявляется как состояние нужды в чем-то, мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности (опредмеченная необходимость) (А. Н. Леонтьев).При одной и той потребности мотивами поведения могут быть различные предметы.Потребность сама по себе не может быть мотивом, поскольку не имеет направленности.Направленность, организованность и потенциальную осознанность поведения (действия) обеспечивает мотив - предмет данной потребности.

Итак, каждая из потребностей может быть реализована многими мотивами;каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью целей0.

Основа мотивов - первичные (природные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые в мотивах отражаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т.д.Мотив - это то, что побуждает человека к действию.В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для человека.Не зная мотивов нельзя понять, почему человек идет именно к этой, а не к другой цели, следовательно, нельзя понять истинный смысл его деятельности.Мотив раскрывает для человека психологическое содержание, смысл и значимость его действий, он лежит в основе определения целей деятельности.Мотивы, что толкают к деятельности и, вместе с тем, придают ей личностный смысл, называют смыслообразующими.Другие, которые сосуществуют с ними и выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - часто остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующих функций;условно их называют мотивами-стимулами0.

Итак, мотив - это составляющая мотивационной сферы человека.Он направлен на удовлетворение нужды, потребности человека;побуждает его к действию;личностно значимой для него.Поскольку учеба - частный случай деятельности, то и учебная мотивация является частным случаем мотивации личности.Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется обучение (общеобразовательные, специализированные, профессионально-технические, высшие учебные заведения);организацией образовательного процесса (модель обучения);субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);субъектными особенностями обучающего и, прежде всего, системой его отношения как к ученику, так и к специфике учебного предмета.

Мотивация учения - система естественных, социальных и личностных факторов, побуждающих к посещению учебного заведения, требований учителей (преподавателей), включение в процесс обучения, усилий, необходимых для преодоления трудностей, реализации в процессе обучения собственной склонности, к развитию способностей, к учебному взаимодействию и т.д.0.

В отечественной психологической литературе под мотивом учения понимается осознанная потребность ученика осуществлять организованную учебно-познавательную деятельность. Учебная деятельность полимотивирована, так как активность обучаемого, имеет различные корни.Выделяют три вида источников активности: внутренние, внешние, личностные.На основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.Их взаимосвязь представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Виды источников активности группы мотивов

Виды источников активности

Группа мотивов

Внутренние

Познавательные и социальные нужды: стремление к действиям и достижениям, которые социально одобряются

Познава-тельные

Интерес к получению знаний, любознательность, стремление к развитию познавательных способностей, получение удовольствия от интеллектуальной деятельности и т.д.

Внешние

Определяются условиями жизнедеятельности ученика

Соци-альные

Осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значение учения, потребность в развитии

Личностные

Интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждение и самореализация в учебной и других видах деятельности

Лич-

ностные

Чувство самоуважения и честолюбия, стремление иметь авторитет среди сверстников, подражание референтным товарищам по учебе, стремление к персонализации или трансляции и эстафированию личностных свойств

Взаимодействие этих источников влияет на характер и результаты деятельности, и отсутствие хотя бы одного из них приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

Существует много других классификаций учебных мотивов.Наиболее известной является классификация, предложенная А.К.Марковой.Она выделяет две группы учебных мотивов: познавательные и социальные, которые могут иметь разные уровни и имеют неодинаковые проявления в учебном процессе (Приложение 1).

Кроме того, осознанные мотивы, например, выражаются в умении школьника рассказать о том, что им движет, выстроить мотивы по уровню значимости;реально действующие - в успешности и посещении, в развернутости учебной деятельности и формах ее избегания, в выполнении дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к задачам повышенной или пониженной сложности и т.д.

Внутренние мотивы, которые проявляются в интересе к познанию и к процессу получения знаний, предоставляют ученику уверенности в себе, повышают его самооценку, самоуважение, способствуют возникновению у него новых положительных эмоций. Если преобладает внутренняя мотивация, ученики лучше решают нестандартные, креативные задачи, выбирают для решения задачи оптимальной для них сложности.Итак, внутренняя мотивация способствует эмоциональному благополучию, и наоборот - эмоциональное благополучие вызывает чувство уверенности,защищенности, что способствует развитию жизнерадостной, активной, смелой личности, способствует переходу внешней мотивации во внутреннюю.

Мотивы, в которых обучение является средством для удовлетворения других потребностей или достижения других целей, являются внешними.Внешние мотивы делятся на:

-широкие социальные мотивы (долг перед обществом, родителями; самоопределение, ориентация на будущую деятельность; самосовершенствование, саморазвитие в процессе обучения);

-узкие личностные мотивы (стремление к хорошим оценкам, к похвалам; мотивы лидерства и престижа)

-негативные мотивы (мотивы избегания неприятностей со стороны учителей, родителей и сверстников).

Внешние мотивы учения могут быть достаточно мощным фактором успешности обучения, однако они психологически обедняют сам его процесс, препятствуют использованию всех его развивающих ресурсов, а в серьезных случаях могут привести к деформации личностного развития учащихся.Увеличение «веса», развитие внутренней мотивации означает прогресс, а развитие и увеличение веса внешней мотивации - регресс мотивации учения0.

Вместе с тем, по нашему мнению, ошибочно считать, что однозначно желанной, «правильной» является только внутренняя мотивация.Внешняя мотивация играет свою положительную роль, когда человек овладевает новой для него, сложной деятельностью, помогает создать ситуацию успеха и избежать синдрома обученной беспомощности, набраться сил и положительного опыта для перехода деятельности с внешне на внутренне мотивированную.Именно она сначала формирует волевой компонент деятельности, позволяет справляться с неинтересной, сложной деятельностью, что не имеет для человека личностного смысла.В онтогенетическом плане она имеет гораздо больший вес на начальных этапах систематического обучения и постепенно, по мере овладения деятельностью, при условии правильно организованной учебной деятельности, уступает свое место мотивации внутренний.

Таким образом, внешняя и внутренняя мотивация находятся в обратно-пропорциональном отношении, при этом каждая из них по-разному влияет на психическое состояние и развитие личности, имеет свои положительные стороны и недостатки. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур.Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику и новые комбинации побуждений0.

Важнейшими мотивами, побуждающими к обучению, является стремление к знаниям, а также интерес к процессу их получения.Во время обучения обучающийся может находиться под влиянием целого комплекса мотивов - доминантных и подчиненных, осознанных и неосознанных, даже исключающих друг друга.

Выделяют пять уровней сформированности учебной мотивации:

1.Высокий уровень учебной мотивации, учебной активности (имеющийся познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все учебные требования. Личность, что учится, четко следует всем указаниям учителя (преподавателя), добросовестная и ответственная, сильно переживает в случае неудовлетворительного оценивания. Старшеклассникам свойственна высокая активность и производительность самообразовательной деятельности).

2.Хорошая учебная мотивация (личность успешно справляются с учебной деятельностью).Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к месту учебы, но учебное заведение привлекает внеучебной деятельностью.Такие ученики чувствуют себя достаточно благополучно потому, что общаются с друзьями, с учителями.Им нравится ощущать себя учениками, иметь соответствующие атрибуты (от портфеля у первоклассника до, скажем, нетбука у студента).Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и процесс учения их мало захватывает (преобладает внешняя мотивация).

4.Низкая учебная мотивация.Эти ученики посещают образовательное учреждение неохотно, предпочитают пропускать занятия.На занятиях часто занимаются посторонними делами, развлекаются.Имеют серьезные трудности в обучении.Находятся в серьезной конфронтации к образовательному учреждению.

5.Негативное отношение к учебному заведению, дезадаптация.Такие ученики испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с соучениками, во взаимоотношениях с учителем.Учебное заведение часто воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в котором для них невыносимо.В тяжелых случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников проявляются нервно-психические нарушения.

Развитие мотивов учения может осуществляться как через усвоение общественного смысла учения (иногда перед угрозой исключения), так и через саму деятельность учения, которая должна чем-то заинтересовывать.Так, осознанные внешние мотивы, общественно незначимые, могут иметь достаточно высокий уровень действенности.Примером может служить желание получать хорошие оценки.Учителю необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений.И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.Это, в свою очередь, должно осознаваться учениками как необходимое условие их успешной, полезной для общества деятельности.С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, хотя и осознаются как важные, но не имеют реального влияния на поведение.

Условиями, что влияют на формирование учебной мотивации являются:

1)содержание учебного материала;

- Организация учебной деятельности: способ раскрытия учебного материала - творческий, через раскрытие сути изучаемого.Соотношение между мотивом и целью (цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика.Для превращения цели на мотивы - цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед)коллективные формы учебной деятельности;проблемное обучение, использование проблемных задач;

2)оценка учебной деятельности (карающая, поддерживающая)

3)стиль педагогической деятельности учителя;

4)своеобразные свойства личности (между мотивацией и свойствами личности существует взаимосвязь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности. Мотивационное значение могут иметь такие свойства личности, как уровень притязаний, стремление к успеху или избеганию неудачи, мотивы аффилиации или страха отторжения (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий)0.

Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ученика проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.Именно сочетание нескольких потребностей позволяет школьнику включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, выражается в сознательном формировании намерений и целей.

Интересна также теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения:безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном иоперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление.

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)

  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)

  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуемым, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека.)

  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания (ученика контролируют с помощью «неожиданных контрольных») через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание — это наиболее общий метод контроля над поведением.

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантногообусловливания: «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий). Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека — «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.




1.2Частно – методические аспекты организации внеурочной деятельности школьников


Анализ литературных источников, проведенный в рамках исследуемой проблемы, показал, что работа в современной школе базируется на исторически обусловленных традициях воспитания личности, созданных представителями различных национальных сообществ страны, общественных и семейных ценностях, идеалах и реализуется во внеурочное время в совместной работе педагогического и ученического коллективов школы0.

Главная цель внеурочной работы в школе ‑ создание условий для творческого интеллектуального, духовного и физического развития детей и учащейся молодежи в свободное от учебы время, подготовка подростков к жизни в условиях перехода к рыночной экономике, удовлетворение их потребностей путем привлечения к научно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Анализ нормативной документации показал, что целью внеурочной работы является углубление и расширение знаний, формирование практических навыков и мировоззренческих убеждений. Целенаправленная внеурочная деятельность способствует выработке привычек поведения, соответствующих нормам общечеловеческой культуры и морали0.

Внеурочная работа тесно связана с учебной деятельностью школьников, и, несмотря на это, представляет собой автономную область учебно-воспитательного процесса. В этой сфере деятельность школьников отличается большей самостоятельностью, творчеством, индивидуальностью и т. п.

Внеурочная деятельность это неотъемлемая часть системы образования и направляется оно на развитие способностей и талантов учащейся молодежи, удовлетворение их интересов и духовных запросов.

Сущность внеурочного образования и воспитания как составной части системы образования определяют специфические условия его функционирования, а именно: дифференцированность, динамичность, гибкость, мобильность вариативность, доступность и т. п.

Внеурочное образование и воспитание ‑ процесс непрерывный. Он не имеет фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую от создания условий, благоприятных для творческой деятельности детей и подростков, к обеспечению их сотрудничества в творческом процессе и самостоятельному творчеству, которое и формирует потребность личности в дальнейшем творческом восприятии мира.

Основными задачами внеурочной работы являются:

- формирование социально-общественного опыта личности;

- развитие, стимулирование и реализация ее духовного и творческого потенциала;

- создание системы поиска, развития и поддержки юных талантов для формирования творческой и научной элиты в различных областях общественной жизни;

- привлечение к личностно-значимым социокультурным ценностям, потребность в которых не обеспечивается системой базового образования;

- удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении;

- обеспечение социально-педагогической защиты несовершеннолетних и организация их досуга;

- развитие психофизических ресурсов, укрепления здоровья, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

- воспитание волевых качеств, формирование активной жизненной позиции, здорового образа жизни0.

За последние годы возникла потребность кардинальным образом изменить парадигму педагогического мышления, развивать подходы в воспитании, направленные прежде всего на пробуждение и развитие природных сил, духовных качеств детей, а не только на формирование у них умений и навыков. Развитие и возрождение системы образования требует ухода от принципов авторитарной педагогики, восстановления не только гуманистической школы ‑ проникнутой вниманием, уважением и добротой, верой в возможности и способности ребенка, но и тесного сотрудничества школы, высших учебных заведений, семьи и общественности0.

Основные требования, которые определяют содержание, формы и методы воспитания учащихся средствами внеурочной работы в соответствии с задачами школы, разработаны на основе теоретического обобщения трудов ученых, учителей-практиков, закономерностей развития школы, государственных документов. Они отражают исторический опыт нашей школы и педагогики, стремление способствовать воспитанию человека, который в состоянии создать экономически развитое, сильное, авторитетное государство0.

Гуманизация учебно-воспитательной деятельности предполагает гуманное отношение к каждой личности в частности, гуманизацию отношений между воспитателями и воспитанниками, уважение к личности, понимание ее запросов, интересов, достоинства, доверия к ней. Важно восприятие личности воспитанника как высшей ценности, определение его права на свободу, развитие способностей и проявление индивидуальности.

Демократизация процесса воспитания предусматривает устранение из общения и сотрудничества авторитарных отношений, обеспечение сотрудничества на правах субъектов, формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека, его гражданской ответственностью.

Должна присутствовать возможность широкого выбора содержания, форм и средств образования и воспитания в свободное от учебы время, альтернативность в удовлетворении духовных запросов личности, его познавательных и интеллектуальных возможностей и интересов. Это дает возможность молодому человеку применить свои способности руководствуясь внутренними мотивами и личными потребностями и интересами, несмотря на рамки учебного процесса в школе.

Необходимо уважать воспитанника, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его роста и совершенствования. Воспитатель должен учитывать желания и стремления личности, считаться с мнением школьника, уважать его выбор, предоставлять свободу по выбору форм, содержания и отдельных деталей в организации совместной внеурочной деятельности0.

Наряду с этим, ученик, обнаружив желание заниматься совместной деятельностью, тем самым берет на себя обязанность добросовестно выполнять поручения, которые возлагаются на него. В этом случае учитель должен добиваться тщательного выполнения общего дела, которое стало теперь не только желанием и стремлением, но и обязанностью школьника, от выполнения которого зависит общее дело.

Поэтому учитель должен объективно оценивать деятельность своих воспитанников, относиться к ним с доверием и в то же время разумно контролировать их поведение и строго, без придирчивости, наказывать за невыполнение добровольно взятых на себя обязательств. Такое отношение учителя мобилизует силы и стремление учащихся к самосовершенствованию0.

Следует отметить большую пользу от сотрудничества школы, семьи и общественности. Ученики и учителя единодушны во мнении о том, что общие формы внеурочной работы вместе с семьей способствуют выработке единого стиля в подходах к воспитанию детей, дают возможность посмотреть и учителям и родителям на отношения в семье и школе, сделать выводы и внести необходимую коррекцию0.

Привлечение семьи к организации внеурочной деятельности полезно также и с той точки зрения, что помогает перенять опыт общения и воспитания детей в разных семьях, сделать определенные выводы, исправить ошибки и т. п. Среди общих форм работы, прежде всего, следует определить разнообразные экскурсии, походы, спортивные праздники, мероприятия фольклорного направления.

Должны присутствовать право выбора и доступность в обеспечении потребностей личности в творческой самореализации, духовном совершенствовании, получении дополнительных знаний, умений и навыков, подготовке к активной профессиональной и общественной деятельности.

Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их анатомические, физиологические, психологические, национальные и региональные особенности. Если в средних классах в большинстве работу по организации мероприятий проводит сам учитель, то в старших классах воспитатели доверяют проведение бесед, вечеров, диспутов самим учащимся. С учетом возрастных особенностей детей учитель подбирает и методы воспитания.

При проведении внеклассной работы по воспитанию учащихся нужно учитывать индивидуальные особенности детей. Учителю следует уметь определять границы кругозора и давать детям посильные индивидуальные задания0.

Для школьника наряду с познавательной активностью большое значение имеет и общественная активность. Участие школьников в жизни коллектива своего класса, общешкольного коллектива в значительной степени развивает их самодеятельность, инициативу и общественную активность. Учитель должен привлекать всех без исключения школьников к активному сотрудничеству, чтобы развивать их самоуправление, заинтересованность в делах своего коллектива, своего города, области, страны0.

Учитель должен учитывать при организации внеурочной деятельности уровни физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития, возможность раскрытия творческой индивидуальности каждого школьника. Это позволит формировать у молодого поколения самостоятельность в решении многих далеко не простых задач, которые будет ставить перед ним будущая взрослая жизнь. И именно школа в этом случае имеет все шансы дать молодому человеку возможность испытать себя в различных социальных ролях. Поскольку, если на уроке ребенок может быть, как правило, только учеником, то во внеурочной деятельности она может выполнять социальные роли и выбрать из них те, которые больше всего ему по душе0.

Ученик социально формируется как целостная личность. Равномерно должны развиваться его умственные способности, эстетические вкусы, трудовые навыки и умения, научная эрудиция. Связь с окружающим миром ведет к тому, что развиваются и усложняются одновременно материальные и духовные потребности школьника. Забота о гармоничном развитии личности должна быть насущной потребностью современной школы. С точки зрения методики внеурочной деятельности это должно выражаться в адекватном выборе принципов, методов, форм и средств воспитательной работы со школьниками. Перенос акцентов только на одно какое-то направление приведет к тому, что ученики потеряют интерес к проведению досуга в рамках школы, перестанут интересоваться этим звеном работы, поскольку не каждый из них найдет себя в четко определенном направлении работы.

Применение любой комплексной формы работы, как то концерт, или спартакиада, или поход и т. д. предусматривает участие многих и многих участников с самыми разнообразными ролями. Ведь для организации концерта нужно уметь не только петь и танцевать, но и составлять сценарий, делать декорации, изготавливать эмблемы и реквизиты, приглашать и встречать гостей, заботиться об объявлении и внесении определенных корректив. В конце концов, мобильность таких форм работы предполагает постоянный экспромт, поэтому каждый ученик сможет найти себя в нем, важно лишь дать ему такую возможность0.

Практическая направленность внеурочной деятельности предполагает приобретение учащимися определенных допрофессиональных умений и навыков, ориентацию на трудовую деятельность в современных условиях, их расширение и развитие, а также внедрение в жизнь в условиях интеграции с наукой и производством.

В совокупности и взаимодействии эти принципы ориентируют внеурочную воспитательную деятельность на обеспечение социализации и социальной адаптации, в единстве и взаимосвязи с другими социокультурными системами на основе последовательности, взаимодействия, интеграции и дифференциации образовательно-воспитательного воздействия на личность; способствуют успешному вхождению ее в общественную жизнь, физическому, духовному и интеллектуальному развитию.

Главное заключается в том, чтобы каждый педагог четко представлял цель педагогического воздействия, тонко чувствовал технологию педагогического процесса как целостного явления, умел включаться в него, переключаться, прогнозировать, изучать и проверять полученные результаты на разных этапах развития воспитательной системы, систематически обогащаться знаниями о методах воспитательного влияния, педагогического исследования, обрабатывать полученных результатов, определяя на этой основе формы воспитательного воздействия0.

Деятельность школьников в рамках внеурочной работы является многогранной и разнообразной. И чем шире круг деятельности, тем богаче духовный мир детей, больше перспектив для формирования морального облика личности. Виды деятельности не имеют определенных границ: они видоизменяются, обновляются, теряют свою актуальность или, наоборот, повышается их приоритетность0.

Современные дети требуют разнообразной деятельности. Чтобы воспитательное мероприятие был эффективным и ученики осознали его идею, важно почувствовать, определить степень их подготовленности к восприятию предлагаемых им нравственных, правовых, эстетических и других норм, положений, понятий. Если они уже известны учащимся, учитывают их понимание, взгляды на них, чтобы внести необходимые коррективы.

Содержание мероприятия должно быть доступным для соответствующей возрастной категории учащихся, способствовать достижению конкретной цели, нести в себе новую для учеников информацию.

Анализ нормативной и методической литературы позволяет сделать вывод, что основными направлениями внеурочной работы могут быть: социокультурное, художественно-эстетическое, опытно-экспериментальное, научно-техническое, эколого-естественное, туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, досугово-развлекательное.

Если теоретически, в общем проанализировать внеурочную воспитательную деятельность в школе с точки зрения форм и видов деятельности, то можем получить следующую картину (таблица 1.2):

Остановимся на их характеристиках подробнее.

Социокультурное направление предусматривает помощь ребенку в определении своего статуса как личности через включение его в систему социальных отношений, рост его престижа и авторитета, выполнение различных социальных ролей, раннее приобщение к участию в разрешении трудовых, социально-политических, нравственных проблем общества.

Художественно-эстетическое направление обеспечивает художественно-эстетическую образованность и воспитанность личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, формирование ее художественно-эстетической культуры средствами лучших национальных и мировых культурологических достижений, способствует выработке умений приумножать культурные традиции своего народа.

Опытно-экспериментальное направление предусматривает включение детей и подростков в научно-исследовательскую, поисковую деятельность, распространение научных знаний и их превращение в инструмент творческого освоения мира.

Научно-техническое направление направлено на формирование у детей и подростков технико-технологических знаний, расширение их политехнического мировоззрения, удовлетворение потребностей юной личности в совершенствовании образования по основам информатики и компьютеризации, конструкторской экспериментальной и изобретательской деятельности, реализации способностей путем поиска и развития умений, навыков технического моделирования, конструирования и т. д.0.

Эколого-естественное направление обеспечивает овладение знаниями об окружающей среде (природной и социальной), осознание себя частью природы и возможность постоянного общения с ней формирование экологической культуры личности, приобретение навыков и опыта решения экологических проблем и предвидения возможных последствий собственной природопреобразующей деятельности, привлечение к практической природоохранной работе, экологической деятельности с сохранением окружающей среды.

Туристско-краеведческое направление предусматривает привлечение к активной деятельности в сфере туризма и краеведения, исследованиям и поиску в сфере знаний о комплексной генетической картине жизни определенных территорий, изучению отдельных географических объектов и явлений социальной жизни в природно-историческом аспекте, а также формированию физически здоровой и духовно развитой личности.

Спортивно-оздоровительное направление обеспечивает научно обоснованный объем двигательной активности молодежи, формирование у нее навыков здорового образа жизни и овладение системой знаний о человеке, полноценное физическое и духовное развитие, формирование физических способностей, укрепление здоровья, гармонии духа и тела0.

Досугово-развлекательное предусматривает организацию досуга детей и подростков, общение сверстниками в различных формах игровой и досугово-развлекательной деятельности, улучшение психологического здоровья, снятие психического и физического напряжения.

Подчеркнем, что выделенные направления деятельности должны создать условия для профессиональной ориентации и самоопределения личности, формирования устойчивых мотивов к самореализации в профессиональной деятельности, подготовку молодежи к изменениям профессий, адаптации к рыночной экономике.



2 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Результаты констатирующего этапа эксперимента


Проблема исследования: современная школа требует творческого подхода к преподаванию школьного курса биологии, что создало бы качественные предпосылки для повышения заинтересованности учащихся материалом.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках биологии в 9-мклассев общеобразовательном учреждении закрытого типа.

Предмет исследования -познавательная деятельность учащихся на уроках биологии.

Цель исследования: выяснение влияния на уровень познавательной активности на уроке биологии и использования внеурочной деятельности для осуществления активизации познавательного процесса.

Гипотеза исследования: если в учебном процессе использовать внеурочную деятельность, то будет осуществляться активизация познавательной деятельности учащихся.

Задача:

- Выяснить особенности педагогического управления и воспитания для активизации познавательного процесса;

- Использование внеурочной деятельность для активизации познавательной деятельности при изучении биологии;

- Рассмотреть перспективы использования проекта с целью активизации познавательного процесса.

Для решения поставленных задач научной работы были использованы следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

  2. Наблюдение.

  3. Педагогическое тестирование.

  4. Анкетирование.

Научно-методическая и специальная литература по проблеме развития познавательной деятельности учащихся анализировалась в начале и на протяжении всей исследовательской работы, что позволило сформулировать проблему, определить ее актуальность, и направления работы;теоретически обосновать объект, предмет, цель и задачи работы;определить пути их решения;разработать структуру педагогического эксперимента.

Для определения развития познавательной деятельности учащихся 9 класса проводился констатирующий этап эксперимента. В эксперименте приняло участие 10 учениковдевятого класса общеобразовательной школы закрытого типа.Их разделили на две группы: 5 учащихся в экспериментальной группе и 5–в контрольной группе. Ученики экспериментальной группы принимали участие во внеурочной деятельности, контрольной - нет.Эксперимент проводился в период с октября 2015 по апрель 2016 года.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (октябрь 2015) был посвящен теоретическому исследованию проблемы, изучению и обобщению научной литературы.

Второй этап (ноябрь 2015г. - Март 2016г) предусматривал проведение педагогического эксперимента для определения уровня развития познавательной деятельности учащихся средних классов.

Третий этап (март 2016 г. - май 2016 г.) включал обработку и анализ полученных результатов, обобщение результатов исследования, формулирование выводов и оформление работы.

В начале педагогического эксперимента мы наблюдали за учителемкласса, чтобы выяснитьразвивает ли онау детей познавательнуюактивность.На своих урокахонавводилапроблемноеобучение:

1)науроках учитель использовалапроблемныезадачиприобъясненииновой темы.Онаставилаперед ученикамипроблему: из представленных способов решениянайти тот, которыйбудет более удобный.Детивсевместерешали эту проблему, то естьпроявляласьих активность науроке;

2)послеознакомленияс текстомучительницаставила такиевопросы, накоторыенет ответов вучебнике.Ответ формируютсамиученики в результате анализа прочитанного, то есть у детейразвиваетсямышление, онивыражают свое мнение.Аэто является составнойпознавательной активности.

3)использоваламного игровых моментов, которыеочень интересовалиучеников и побуждали к активной деятельности на уроке.

4)на уроках применялсяметод беседы, ставились вопросы на развитиелогического мышления, развивалисьумениеприменятьимеющиеся знания.То естьбеседа очень активизироваладеятельностьучеников науроке, каждыйученик стремилсявыразитьсвое мнение.

Итак, в результатенаблюдения за учителем класса мыобнаружили, что в течениекаждого урока онаприменяла проблемноеобучение, что развивало познавательнуюактивность учащихся.

Избранный нами контингент учащихся выбран из-за того, что у учащихся этого возраста уже сформированы познавательные интересы, они уже более или менее сознательные и самостоятельные.Для их полноценного развития и эффективного обучения необходим не столько всеобъемлющий контроль, который основан на приказах, указаниях, инструкциях действий, сколько активное сотрудничество субъектов обучения, основанное на доверии.

Педагогический эксперимент касался внедрения в систему уроков по биологии методов и приемов внеурочной деятельностидля выяснения влияния на успешность обучения учащихся на уроках биологии, на их активность в получении знаний по биологии, на рейтинг значимости биологической информации в системе учебных предметов школы для учащихся 9-го класса.

Активизация учебно-познавательной деятельности - процесс, направленный на мобилизацию преподавателем (с помощью специальных мероприятий) интеллектуальных, морально-волевых и физических сил учащихся, развитие способности преодолеть трудности, активную самостоятельную работу.Кроме того, активизацию учебно-познавательной деятельности нельзя рассматривать в современных условиях только как процесс управления активности учащихся.Она одновременно является процессом и результатом стимулирования активности учащихся.

Основная цель работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся заключается в развитии их творческих способностей.Из психологии известно, что способности человека развиваются в процессе деятельности.Средством развития познавательных способностей учащихся является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность учащихся в учебном познании.Методы и приемы активизации, которые применяет преподаватель, должны учитывать уровень познавательных способностей учащихся, так непосильные задачи могут подорвать веру учеников в свои силы и не дадут положительного эффекта.Поэтому система работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей учащихся, развития их мышления.

В течение педагогического исследования мы разрабатывали и реализовывали на практике экологический проект для 9 класса из раздела общей биологии.

Специальная работа учителя по развитию активизации познавательной деятельности способствует психическому развитию школьников и успешному усвоению ими учебной программы.

Свойства активизациипознавательной деятельности девятиклассников предлагается исследовать с помощью двух методик: анкетирование учащихся по поводу заинтересованности их в получении биологической информации и определения рейтинга предметов и тестирования для учащихся «Познавательная активность школьника», по А.А.Горчинской.

Методика 1. Анкетирование учащихся по поводу заинтересованности их в получении биологической информации и определение рейтинга предметов.

Целью эксперимента было определение рейтинга предметов по личной значимости для учащихся.Материалы: исследование проводилось с помощью специальных тестовых бланков (см. Приложение 3).В процессе эксперимента школьникам предлагается ответить на вопрос, и разместить в порядке личной значимостиперечисленные предметы и ответить на три вопроса.Продолжительность работы - 8 минут.

Результаты полученного анкетирования были подсчитаны, и определены места рейтинга предметов (см. Приложение 4).

Методика 2 Определение познавательной активности по А.А.Горчинской

Целью былаоценка степени выраженности познавательнойактивности.Исследование проводилось с помощью специальных тестовых бланков (см. Приложение 5).

Школьнику предлагается ответить на тестовые вопросы.Подавляющее большинство ответов «а» свидетельствует о высокой степени выраженности познавательной активности;ответов «б» - о умеренной степени;ответы «в» - о низкой степени познавательной активности (см. Приложение 3).

В начале педагогического исследования мы провели анкетирование учащихся двух классов по поводу заинтересованности их в получении биологической информации и определили рейтинг предметов в личной значимости для учащихся (см. Приложение 4).

Было поставлено задание, определить место биологии по ее значимости для ученика в списке из 5- ти предметов, а именно: иностранный язык, математика, биология, география, русский язык.

На рис. 2.1 видно,что в контрольнойгруппе0 - из опрошенных учеников поставили биологию на 1 место, 2 – на второе и по 1-у на третье, четвертое и пятое места. В экспериментальном классе получены похожие результаты, а именно: на первое ивторое место - 0, 1- третье, 2 – на 4-е и на 5-е место.



Рисунок 2.1 - Результаты определения места биологии в рейтинге предметов в контрольной и экспериментальнойгруппах



На вопрос «Что бы вы изменили в курсе школьной биологии, если бы были директором, или министром образования?» 2 из 5 опрошенных учеников ответили, что вообще не меняли бы ничего, один из 5 опрошенных увеличили бы количество уроков по биологии, один ученик отметил, что хотел бы больше работать с таблицами, схемами, с их использованием материал более понятен, один ученик отметил, что хотел бы больше проводить исследований на уроках биологии.

На вопрос: «Какие источники информации вы используете для подготовки домашних заданий по биологии?» Ученики ответили, что в основном используют при подготовке домашних заданий учебник и информацию из сети Интернет.

После проведения тестирования на оценку степени проявления познавательной активности (см. Приложение 5) мы получили следующие результаты:

Нами установлено (рис. 2.2), высокий уровень познавательной активности у 20% (1 ученик), средний - 20% (1 ученик), низкий уровень познавательной активности 60% (3 ученика).

Рисунок2.2 - Уровень познавательной активности в контрольной группе

В экспериментальной группе несколько иные результаты.

Рисунок 2.3 - Уровень познавательной активности в экспериментальнойгруппе

Рисунок 2.4 - Сравнение уровня познавательной активности

Нами определено (рис. 2.3), что 20% (1 ученик) показали высокий уровень познавательной активности, 60% (3 ученика) средний уровень, и 20% (1 ученик) низкий уровень познавательной активности.



    1. Организация деятельности по повышению мотивации через внеурочную деятельность



Цель работы – исследовать основные аспекты экологического состояния села.

Гипотеза – использование топлива более высокой марки и уменьшение транспортного потока приведет к улучшению экологической ситуации.

Задачи исследования:

  1. Изучить социально-экономические показатели села.

  2. Проанализировать экологическое состояние села.

  3. Провести социологический вопрос в районе исследования.

  4. Разработать экологический проект.

Был проведен социологический опрос на тему: «Экологическая проблематика села: взгляд жителей»

Методология исследования

Опрос проводился методом «facetoface», то есть один на один с респондентами на улицах села.

Объект исследования: жители села.

Цель исследования: изучение видение жителей по основным экологическим проблемам села.

Выборочная совокупность: в ходе опроса было опрошено 80 человек, которые были разделены в соответствии с полом и возрастом.

Первый вопрос, на который предлагалось ответить респондентам, касался того, какие экологические проблемы волнуют жителей в первую очередь. Все варианты, которые называли люди можно разделить на следующие группы:

- Загрязненный воздух

- Большое количество шума

- Большое количество автомобилей на улицах

- Загрязненные улицы

- Недостаток озеленения на улицах

- Проблемы с водой (некачественная питьевая вода)

- Плохой запах из канализации

- Много мусора

Условия жизни: удовлетворенность


Рисунок 2.5 -Качество питьевой воды

Видим, что более половины жителей (59,12%) недовольны качеством питьевой воды. Так, 27.04% является совершенно неудовлетворенными, а 32.08% скорее недовольны. Вполне довольны качеством питьевой воды является лишь 2,2% жителей села.

Рисунок 2.6 - Качество канализации


Из этого графика мы видим, что удовлетворенность сточной канализацией жителей села является средней (34.11%).


Рисунок 2.7 - Состояние зеленых насаждений

13,33% респондентов удовлетворены состоянием зеленых насаждений, а 42,26% жителей являются неудовлетворенными.


Рисунок 2.8 - Шумовое загрязнение


37,98% опрошенных являются недовольными состоянием шумового загрязнения в селе, а 27,52% является довольными низким уровнем шумового загрязнения.

Рисунок 2.9 - Используете ли Вы бутылированную воду?


Большинство опрошенных людей (87,56%) используют бутилированную воду.

Рисунок 2.10 - Используете ли Вы бутилированную воду (возраст)?


Если сравнивать по возрасту, то люди младших возрастов больше используют бутилированную воду, чем представители старших поколений.

Касательно работы общественных природоохранных организаций, общая ситуация выглядит так, что люди не слышали о них (97.25%), а лишь 2.75% слышали об их деятельности и они назвали следующие природоохранные организации (приводим без изменения):

• Всемирная экологическая лига

• Государственное управление средой

• Человек-Экология-Окружающая среда

• Партия Зеленых

На вопрос о том, слышали жители что-нибудь о работе городских природоохранных программ, то почти все опрошенные респонденты ответили, что ничего не слышали о таких программах (95.8%), а из тех, кто слышали о таких программах назвали следующие (приводим без изменения) :

• Программа по водному хозяйству

• Волонтерские акции

• Программа «Охрана парков»


Рисунок 2.11 - Считаете ли Вы достаточным уровень экологической компетентности жителей села?


Как видно из графика, опрошенные считают недостаточным уровень экологической компетентности жителей села. 78,36% ответили, что уровень недостаточен.

Рисунок 2.12 - Считаете ли Вы достаточным уровень информирования жителей средствами массовой информации о состоянии окружающей среды в селе?


Опрошенные респонденты считают недостаточным уровень информированности жителей средствами массовой информации о состоянии окружающей среды в селе.


Рисунок 2.13 - Распределение средств из городского природоохранного фонда.


Как видим, больше всего средств, по мнению жителей, стоит тратить на охрану атмосферного воздуха (27.47%), на втором месте новые зеленые насаждения (16,86%), на третьем месте улучшение водоснабжения (13,92%) и на четвертом месте установление антишумовых экранов (12,42%). Остальные средства по всем сферам разделены в пределах от 5 до 11%.


Рисунок 2.14 - Удовлетворенность экологической комфортностью своего района проживания


26,47% опрошенных жителей нашего села скорее довольны экологической комфортностью своего района проживания, тогда как совсем недовольных – 7,88%.

Касательно комментариев, касающихся этого вопроса, то их можно разделить на положительные и отрицательные:

Положительные:

«Лес, чистый воздух».

Отрицательные:

«Грязные улицы, много машин, плохое качество воды, несвоевременно вывозят мусор, неприятный запах ...»

Социально-демографические характеристики респондентов;

Рисунок 2.15 - Возраст респондентов

Рисунок 2.16 - Пол респонедентов

Рисунок 2.17 - Образование


Разработка экологического проекта

Аннотация

Проект «Чистая окружающая среда - чистая совесть» - длительный, экологического и воспитательного направления. Участники проекта - ученики, учителя, родители.

Общество должно проникнуться идеей чистой окружающей среды, иначе превратит свою планету в сплошной свалку.

Прежде всего мы должны убрать нашу улицу, обочины дорог, у которых мы живем.

Если не мы, то кто же очистит и сохранит нашу маленькую планету?

Обоснование выбора проекта

Сегодня мы все чаще всего слышим слова «экология», «загрязнение окружающей среды», «загрязненная окружающая среда» ... Мы уже стали привыкать к этим словам и продолжаем свою бездеятельность. Неразумные действия людей на планете Земля в ближайшее время могут обернуться большими несчастьями, бедами всего человечества. В судьбе природы - наша судьба, и мы должны сделать все для того, чтобы использовать последний шанс и помочь родной природе, тем самым сможем продлить жизнь в следующих поколениях. Что же можем мы, школьники, сделать для окружающей среды? С чего нужно начать свои действия? Кто в этом поможет нам? Как организовать работу, чтобы сохранить достояние природы в нашем районе? Задумываясь над экологическими проблемами мира, прежде всего нужно заботиться о чистоте той территории, на которой ты проживаешь. Именно такие мысли, которые актуальны в наше время, и побудили разработать проект «Чистая окружающая среда - чистая совесть». В нем - детальная схематическая уборка пришкольной территории, территории села, создание ландшафта на школьной территории, создание бригад «зеленых патрулей», которые будут следить за порядком на вверенной территории, проведение общешкольных экологических мероприятий.

Экология - это образ жизни, и сегодня уже речь идет не о том, чтобы изменить его, а спасти. Экология - слово, которое прошло через ум и сердце каждого, стало мощным оружием. Страстное слово пробуждает общественное мнение, направляет внимание на болезненные проблемы жизни, которые нужно решать срочно. Понятие «экология» сейчас часто используют в быту, когда характеризуют любое взаимодействие человека и природы, а еще чаще, когда речь идет о загрязнении окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека. Природа загрязняется, подвергается разрушению, уничтожается. Многим из вас повезло видеть прозрачную речную воду, чистый песок, наслаждаться тишиной без рева моторов, дышать чистым воздухом, без примесей бензина, мазута, пестицидов? Мы получили в наследство невыразимо прекрасный и многообразный сад, но беда наша в том, что мы плохие садовники, что не усвоили простейших правил садоводства. С пренебрежением относясь к этому саду, мы делаем это с благодушным самоудовлетворением несовершеннолетнего идиота, который терзает ножницами картину Рембрандта. Только человек может остановить природные и техногенные катастрофы, которые несут за собой множество человеческих смертей. Но даже при этом мы должны помнить, что Земля не принадлежит нам. Это мы принадлежим Земле.

Мы все очень хорошо знаем, как себя вести, чтобы не нанести ущерба природе, и много говорим о ее защите. Но нужно каждому начать с себя, душой почувствовать единство с природой: быть осторожным в лесу, чтобы не сломать ветку, потому, что дереву больно, оно живет; не оставлять после себя мусор, потому что земле больно переносить такое неуважение к себе (стекло, бутылки не перегнивают и остаются язвами на теле земли); осторожно обращаться с огнем, потому что он может уничтожить целые лесные массивы, поля. Сохраним каждое гнездышко, не позволим убивать птиц и животных. Станем умными хозяевами на своей земле, и давайте будем помнить, что экологическое загрязнение, как цепная реакция, может привести к экологической катастрофе.

Цель и задачи проекта:

  1. Организовать общественность села, в котором находится школа, к участию в благоустройстве территории села.

  2. Прививать ученикам, общественности осознание ответственности за содержание в надлежащем состоянии места проживания.

  3. Воспитывать у детей, молодежи понимание причастности к полезным делам.

  4. Формировать современное экологическое мышление у учащихся; способствовать формированию этических взаимоотношений человека с окружающей средой.

  5. Разъяснение среди общественности и учащихся необходимости сохранения природных сокровищ.

Характеристика проекта:

По конечному результату:практико-ориентированный.

По содержанию:надпредметный.

По количеству участников:коллективный.

По продолжительности:долговременный.

По характеру контактов:внешний.

База реализации проекта:

Общеобразовательное учреждение закрытого типа

Участники проекта:

  • ученики;

  • учителя;

  • технические работники школы;

Соучастники проекта:

  • родители;

  • общественность села;

  • методический кабинет городского управления образования;

  • власть;

  • частные предприниматели села;

Прогнозируемый результат:

  1. Убрана, благоустроенная территория возле школы, улицы села.

  2. Посаженные кусты, засеяны газоны.

  3. Ликвидированы стихийные свалки.

  4. Созданы бригады «зеленых» патрулей.

  5. Выступление агитационных экологических бригад перед учениками школы и жителями села.

  6. Изготовлены и установлены бигборды на убранных территориях.

План реализации проекта

І. Организация работы:

  • создание активной группы организаторов из числа работников школы, учащихся, родителей;

  • разработка активной группой плана действий;

  • назначение ответственных за определенный участок работы;

  • объявление конкурса на лучший объект выполненной работы;

  • выпуск агитационных листовок;

  • проверка результативности проделанной работы;

  • награждение победителей;

  • создание «зеленых патрулей» из числа учеников, родителей.

ІІ.Ход и сроки выполнения работ и акций:

Постоянные:

  1. Уборка территории возле школы.

(ученики, учителя, техперсонал )

  1. Озеленение территории села.

( учителя, ученики, жители села)

  1. Благоустройство улиц села, детской площадки.

(ученики, руководители, родители, общественность)

  1. Создание ландшафта возле школы.

(группы учеников, учителей, родителей, техперсонала)

  1. Постоянный мониторинг территории «Зеленый патруль».

(учителя, ученики, техперсонал)

  1. Общешкольные экологические мероприятия: «Мы - люди, пока есть Природа», «Сохраним окружающую среду чистой для потомков!», «Знай! Люби! Храни!»

(Ученическое самоуправление)

  1. Акции - «Чистая окружающая среда моего села»:

  • благоустройство территории села;

  • «Новая жизнь детской площадки»;

  • «Мой двор - моя забота»;

  • «Лучший цветник села»;

  • «Прилетай, синичка!»;

  • «Изделия: вторая жизнь вещей»;

  • «Пластиковая фантазия»;

  • «Полиэтилену - НЕТ!»

  1. Подведение итогов акции.


2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента


Сравнивая результаты тестирования (рис. 2.18), нами установлено, что результаты повторного опроса в экспериментальнойгруппе значительно отличаются от результатов контрольнойгруппы.По результатам проведенного анкетирования по поводу заинтересованности учащихся в получении биологической информации и определения рейтинга предметов, рейтинг биологии поднялся.

К концу нашего эксперимента в двух группах провели повторные тестирования (см. Приложение 3, Приложение 5).Результаты повторного тестирования дали следующие результаты.

Рисунок 2.18 - Динамика изменения рейтинга биологии после проведения эксперимента

На рис.2.18 мы видим, что отношение к биологии в экспериментальнойгруппе значительно улучшилось в сравнении с контрольной группой.

После повторного тестирования для определения уровня активизации познавательной деятельности, данные экспериментальнойгруппы значительно отличаются от показателей контрольной.



Рисунок 2.19 - Сравнение повторного тестирования уровня активизации познавательной деятельности



Мы установили (рис. 2.19), что в контрольной группе уровень познавательной активности учащихся остался без изменений.В экспериментальной группе улучшилось: высокий уровень познавательной активности повысился на 40% (2 ученика), и средний уровень уменьшился на 20% (1 учащегося).








ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе работы была исследована проблема использования внеурочной деятельности в ходе изучения биологии. Результаты данного исследования можно представить в виде следующих основных положений:

  1. Учебная мотивация является системой природных, социальных и личностных факторов, побуждающих личность включиться в процесс обучения, влияют на характер и обеспечивают эффективность этого процесса.Отсутствие одного из них приводит к переструктурированию системы мотивов и их деформации.

  2. Признаками полноценной учебной мотивации являются: полимотивированность учебной деятельности (должен включать и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы учения и мотивы достижения и т.п.);структурированность мотивов (объединения мотивов в систему);иерархия мотивов (выделение главных и второстепенных)развитие (осложнения) мотивации учебной деятельности;рост устойчивости и осознанности мотивов; перераспределение соотношения внешних и внутренних мотивов в пользу последних.На учебную мотивацию влияют: личные особенности ученика, взаимоотношения в системе «ученик-учитель», особенности организации учебного процесса.

  3. Внеурочная работа происходит в чрезвычайно широкой сфере детских интересов и предпочтений, поэтому требует от учителя ряда специальных знаний и умений. Важным является широкое привлечение школьников как к планированию внеурочной деятельности, так к собственно осуществлению творческих замыслов.

  4. По результатам тестирования по определению уровня активизации познавательной деятельности, нами установлено, что в контрольной группе уровень познавательной активности учащихся остался без изменений, а в экспериментальнойгруппе высокий уровень улучшился на 20% (2 ученика). Из этого следует, что активизация познавательной деятельности через внеурочную деятельность способствует повышению мотивации к изучению предмета.

Таким образом, поставленная во введении цель дипломной работы достигнута, а исследовательские задачи решены.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Айсмонтас Б.Б. Мотивы учения [Электронный ресурс] / Б.Б. Айсмонтас // Педагогическая психология. - М .: МГППУ 2004. - 368 с. - Режим доступа: http: // imp. rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/6. html.

  2. Безносиков Е. Я., Домбровский В. И. Предпосылки приобщение взрослых к самостоятельным занятиям физическими упражнениями // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – Мн.: 1993. – Вып. 23. – С. 3–6

  3. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 336 с

  4. Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности / В. А. Горский М.: Просвещение, 2010. 198 с.

  5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2010. - 281с

  6. Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно–социальный подход / Л. И. Гриценко. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

  7. Дзюбко Л.В. Особенности преемственности развития мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Развитие личностной активности. Теоретические аспекты / Под ред. С.Д. Максименко. - М .: Миллениум, 2005. - С. 32

  8. Кузнецов Н. А., Яковлев Д. Е. Управление методической работой в учреждении дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецов, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис и Пресса. – 2004. – 94 с.

  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Второй изд. - М .: Политиздат, 1977. - 304 с. – С.202

  10. Макарова Т. Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть 2 / Т. Н. Макарова. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с

  11. Манухин В. П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций / В. П. Манухин. – М.: Аркти, 2005. – 181 с.

  12. Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 120 с.

  13. Обмачевская С.В. Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / С.В. Обмачевская, В.А. Скрипова, М.С. Ухова и др. // Журнал "Ментор". - 2009. - № 1. - Режим доступа в статье: http://iem.adm.nov.ru/mentor/0109_obmanchevskaya.html

  14. Обмачевская С.В. Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / С.В. Обмачевская, В.А. Скрипова, М.С. Ухова и др. // Журнал "Ментор". - 2009. - № 1. - Режим доступа в статье: http://iem.adm.nov.ru/mentor/0109_obmanchevskaya.html

  15. Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей / Н. А. Ольшанская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 74 с

  16. Психологический справочник учителя: в 4 кн., Кн. 2 / Сост .: В.Андриевська / Под общ. ред. С. Максименко. - М .: Главник, 2005. - 112 с.

  17. Психологический справочник учителя: в 4 кн., Кн. 2 / Сост.: В.Андриевская / Под общ.ред. С. Максименко. - М.: Главник, 2005. - 112 с.

  18. Рожков М. И., Байбородов Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородов. – М.: Владос, 2000. – 256 с

  19. Рубинштейн С.Л. Деятельность. Задачи и мотивы деятельности [Электронный ресурс] / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии. - СПб .: ПИТЕР, 2000. - 712 с.

  20. Сергеева В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / В. П. Сергеева – М.: Перспектива, 2007. – 96 с.

  21. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Созонов. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с

  22. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М .: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

  23. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 284 с

  24. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Классификация учебных мотивов (по А.К. Марковой)

виды мотивов:

уровни мотивов:

проявления

Познавательные

преобладает направленность на содержание учебного предмета

широкие

познавательные

ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями

в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями

учебно-познавательные

ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний

в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу способов работы

самообразование

ориентация на приобретение знаний и, в дальнейшем, на построение специальной программа самосовершенствования

в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования

Социальные

выраженная направленность на другого человека в ходе обучения: обязанность, ответственность, стремление занять определенную позицию и т.д.

широкие

социальные

долг и ответственность, понимание социальной значимости учения

в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности

узкие

социальные

(позиционные)

стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение

в стремлении к контактам и в получении от оценок, в инициативе и помощи товарищам

социального сотрудничества

ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком

в стремлении к коллективной работе и к осознанию способов ее осуществления








Приложение 2

Таблица 1.2 - Формы и виды воспитательной внеурочной деятельности

Формы деятельности

Используемые формы и методы обучения

1. Клубы выходного дня

Тематические вечера, экскурсии (краеведческо-туристические), походы, устный журнал, встречи (с интересными людьми, учителями-мастерами, выдающимися людьми), беседы, диспуты, обсуждение (фильмов, книг, периодики, спектаклей), квн, конкурсы, выставки, дни, недели, месячники, декады проведения культурно-массовых мероприятий, школьный музей, дискотека, школа молодого лектора, читательские конференции, обзоры творчества

2. Кружки (художественного слова, родного языка, исторический, философский, молодого поэта и др.).

Беседы, встречи, обсуждение спектаклей, книг, фильмов, периодики, диспуты, устные журналы, конкурсы, выставки, экскурсии

3. Студии (театральная, литературная, музыкальная)

Обзоры творчества, тематические вечера, олимпиады, читательские конференции, дни, недели, декады, месячники проведения культурно-массовых мероприятий, школа молодого лектора

4. Художественная

самодеятельность

Тематические вечера, фестивали, конкурсы, встречи, экскурсии, обзоры творчества

5. Факультеты общественных профессий

Встречи, беседы, диспуты, обсуждение спектаклей, книг, фильмов, устные журналы, конкурсы, выставки, экскурсии, читательские конференции, вечера

6. Факультативы

Беседы, встречи, диспуты, конкурсы, выставки, экскурсии, тематические вечера, устные журналы

























Приложение 3

Анкетирование учащихся

Цель: выявить заинтересованности учеников в получении биологической информации и определения рейтинга предметов по личной значимости для учащихся

1. Разместите в порядке личной значимости нижеперечисленные предметы:

- Русский язык;

- Русская литература;

- Мировая литература;

- Математика;

- Английский язык;

- Физика;

- Химия;

- Биология;

- Правоведение;

- Страноведение;

- История;

2. Сколько времени вы тратите на выполнение домашнего задания по биологии?

3. Какие источники информации вы используете при подготовке д / з по биологии?

4. Если бы вы были директором или Министром образования, как бы вы изменили биологию?


Приложение 4

Констатирующий этап (контрольная группа)

ФИ

Куликов Р.

Бронников Д.

Кассов Д.

Пушин В.

СеньА.

Рус.язык

1

1

1

1

1

Математика

2

2

2

2

2

Англ.язык

3

4

5

4

3

Биология

5

3

4

3

4

География

4

5

3

5

5


Констатирующий этап (экспериментальная группа)

ФИ

Крагин Д.

Столбов Д.

Бабрис В

Рокин В.

Лазарев В.

Рус.язык

2

1

1

3

1

Математика

1

3

2

1

2

Англ.язык

4

3

3

4

3

Биология

3

2

4

2

5

География

5

5

5

5

4














Приложение 5

Анкета для учащихся «Познавательная активность»


Цель: оценка степени выраженности познавательной активности.

Ученику предоставляется бланк анкеты, предлагается выбрать один из вариантов ответов.

  1. Нравится ли тебе выполнять трудные задачи по биологии?

а) да б) иногда в) нет

2. Что тебе нравится, когда задали вопрос на сообразительность?

а) самому найти ответ, даже если это трудно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

3. Много читаешь дополнительной литературы?

а) много и постоянно

б) иногда много, иногда - нет

в) читаю мало

4. Что ты делаешь, если у тебя возникли вопросы при изучении новой темы?

а) всегда нахожу ответ

б) иногда нахожу ответ

в) не обращаю внимания

5. Что ты делаешь, если узнаешь что-то новое на уроке?

а) стараюсь поделиться с родителями, друзьями

б) иногда есть желание поделиться

в) не рассказываю никогда об этом

Обработка полученных данных: подавляющее большинство ответов «а» свидетельствует о высокой степени выраженности познавательной активности; ответов «б» - о умеренная степень; ответы «в» - о низкой степени познавательной активности.


0Айсмонтас Б.Б.Мотивы учения [Электронный ресурс] / Б.Б.Айсмонтас // Педагогическая психология.- М .: МГППУ 2004. - 368 с.- Режим доступа: http: // imp.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/6.html.

0 Рубинштейн С.Л.Деятельность.Задачи и мотивы деятельности [Электронный ресурс] / С.Л.Рубинштейн // Основы общей психологии.- СПб .: ПИТЕР, 2000. - 712 с.

0Шевандрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин.- М .: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

0Обмачевская С.В.Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / С.В. Обмачевская, В.А.Скрипова, М.С.Ухова и др. // Журнал "Ментор".- 2009. - № 1. - Режим доступа в статье:http://iem.adm.nov.ru/mentor/0109_obmanchevskaya.html

0Шевандрин Н.И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин.- М .: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

0 Леонтьев А.Н.Деятельность.Сознание.Личность.Второй изд.- М .: Политиздат, 1977. - 304 с. – С.202

0 Психологический справочник учителя: в 4 кн., Кн.2 / Сост .: В.Андриевська / Под общ.ред.С. Максименко.- М .: Главник, 2005. - 112 с.

0 Психологический справочник учителя: в 4 кн., Кн.2 / Сост.: В.Андриевская / Под общ.ред.С. Максименко.- М.: Главник, 2005. - 112 с.

0Дзюбко Л.В.Особенности преемственности развития мотивации у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Развитие личностной активности.Теоретические аспекты / Под ред.С.Д.Максименко.- М .: Миллениум, 2005. - С. 32

0Обмачевская С.В.Особенности учебной мотивации школьников 5-6-х классов / С.В. Обмачевская, В.А.Скрипова, М.С.Ухова и др. // Журнал "Ментор".- 2009. - № 1. - Режим доступа в статье:http://iem.adm.nov.ru/mentor/0109_obmanchevskaya.html

0Безносиков Е. Я., Домбровский В. И. Предпосылки приобщение взрослых к самостоятельным занятиям физическими упражнениями // Вопросы теории и практики физической культуры и спорта. – Мн.: 1993. – Вып. 23. – С. 3–6

0 Макарова Т. Н. Планирование и организация методической работы в школе: Часть 2 / Т. Н. Макарова. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с

0 Кузнецов Н. А., Яковлев Д. Е. Управление методической работой в учреждении дополнительного образования детей: Пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецов, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис и Пресса. – 2004. – 94 с.

0 Воспитательная деятельность педагога / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 336 с

0 Манухин В. П. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе: Сборник документов и методических рекомендаций / В. П. Манухин. – М.: Аркти, 2005. – 181 с.

0 Гриценко Л. И. Теория и методика воспитания. Личностно–социальный подход / Л. И. Гриценко. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

0 Рожков М. И., Байбородов Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородов. – М.: Владос, 2000. – 256 с

0Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н. Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с

0Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева – М.: ЭКСМО-Пресс, 2004. – 284 с

0 Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе / В. П. Созонов. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с

0 Сергеева В. П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. Учебно-методическое пособие / В. П. Сергеева – М.: Перспектива, 2007. – 96 с.

0 Ольшанская Н. А. Техника педагогического общения. Практикум для учителей и классных руководителей / Н. А. Ольшанская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 74 с

0 Методика воспитательной работы / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 120 с.

0 Горский В. А. Примерные программы внеурочной деятельности / В. А. Горский ‑ М.: Просвещение, 2010. ‑ 198 с.

0 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев ‑ М.: Просвещение, 2010. - 281с

0 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников / Д.В. Григорьев ‑ М.: Просвещение, 2010. - 281с