СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискуссия как форма организации учебного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья по теме Дискуссия как форма организации учебного процесса

Просмотр содержимого документа
«Дискуссия как форма организации учебного процесса»

Дискуссия как форма организации учебного процесса

1.1. Дискуссия как речевое произведение

Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского “discussion” – рассмотрение, исследование) – это обсуждение какого-либо вопроса группой людей. Разговор двух или более человек всегда имеет что-то от дискуссии: разногласия, противоречия постоянно присутствуют в нашей жизни. Необходимость находить общий язык, приходить к согласию – обязательное условие существования человеческого общества. Дискуссия – это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива.

Под дискуссией может пониматься обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания. Дискуссию можно также рассматривать как способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Она представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. Практика показывает, что дискуссия может вестись с различной остротой противоборства. Это могут быть диспут, дебаты, полемика, спор. В любом случае для ведения дискуссии как минимум необходимо иметь две различных точки зрения, два различных подхода к решению соответствующего вопроса или проблемы. Хотя реально их, как правило, бывает значительно больше. По существу каждый из участников дискуссии часто имеет свою точку зрения, свой взгляд на решение проблемы. Дискуссия нередко отождествляется со спором и с полемикой. Однако, в отличие от конфликтности и борьбы мнений, свойственных спору и полемике, дискуссия характеризуется своей целенаправленностью и стремлением к компромиссу. Многие авторы рассматривают дискуссию как деятельность, которая, в отличие от спора, не разъединяет, а соединяет.

Если в споре акцент смещен в сторону разногласий и несовпадения мнений, то в дискуссии мнения сопоставляются и высказываются с целью поиска и выявления истины. Этот принцип положительной направленности дискуссии на положительный результат и отличает ее от спора. Признаки дискуссии связаны с организованностью, упорядоченностью, коллективной деятельностью по прояснению истинности или ложности каждого тезиса, ее средствами служат не мнения сторон, а обоснованные позиции.

Цель любой дискуссии – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Итог дискуссии должен не сводиться к сумме высказанных точек зрения, а выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются.

Важной характеристикой дискуссии является ее аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Эффективность дискуссии во многом зависит от опоры на логику, от владения искусством аргументации. Умение доказывать свою точку зрения – необходимое условие культуры дискуссии. Во всем мире сейчас наблюдается рост интереса к проблемам аргументации, выходят работы по теории и практике дискуссии. Это явно устойчивая тенденция, связанная с необходимостью овладеть культурой дискуссии самыми широкими массами. Изучение логики и аргументации предполагает усвоение определенных знаний из областей психологии личности, психологии мышления, социального поведения, теории познания. Аргументация – это искусство, постигнуть которое можно лишь при глубоком усвоении определенных знаний из областей психологии личности, психологии мышления, социального поведения, теории познания и приобретении прочных, практических навыков. Теория аргументации, сделавшая свои первые шаги во времена Аристотеля, имела в своей основе логические правила, применявшиеся в риторической практике. Логический подход к аргументации означал получение вывода на основании посылок, а риторический – попытку убедить аудиторию. В дискуссии, полемике постоянно приходится доказывать или опровергать те или иные положения, убеждать оппонентов. Поэтому полемисту необходимо мыслить четко, логично строить свои выступления, давать аргументированные ответы, то есть обладать высокой культурой мышления. Для этого важно соблюдать основные законы формальной логики. Первый закон логики – закон тождества – формулируется следующим образом: «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет другим. Закон тождества требует в любом рассуждении определенности мысли. Он направлен против расплывчатости, беспредметности суждений.

Следующий закон логики – закон противоречия – звучит так: «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». Впервые этот закон был сформулирован Аристотелем. Он считал его основным законом мышления.

Закон противоречия запрещает считать одновременно истинными два противоречивых высказывания только при определенных условиях. Прежде всего речь должна идти об одном и том же предмете. Высказывание должно относится к одному и тому же времени.

Предмет должен рассматриваться в одном и том же отношении. Закон противоречия помогает полемистам быть последовательными в мышлении, в изложении своей точки зрения, позволяет избежать двусмысленности, логической противоречивости.

Закон исключенного третьего, сформулированный, как и предшествующие, Аристотелем, звучит так: «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». Для правильного ведения дискуссии, полемики соблюдение закона исключенного третьего обязательно.

Нарушение его приводит к логическому противоречию в высказываниях, что препятствует принятию справедливого решения.

Следующий закон логики – закон достаточного основания: «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана».

Правильное мышление должно быть не только определенным, последовательным и непротиворечивым, но также и доказательным, обоснованным. Данный закон был сформулирован Лейбницем. Он отражает важнейшую особенность окружающего нас мира. В природе и обществе все взаимосвязано и взаимообусловлено. Ни одно явление не может произойти, если оно не подготовлено предшествующим развитием. Закон достаточного основания не допускает голословности утверждений, выводов, требует убедительного подтверждения истинности мыслей.

Знание и применение законов логики дисциплинирует мышление, повышает его культуру, позволяет сделать выступление более эффективным, помогает избежать логических ошибок. Логические законы имеют самостоятельное значение и действуют независимо от воли и желания людей. В них зафиксирован многовековой опыт деятельности людей. Важность логики для аргументации объясняется биологически и понимается как принцип наименьшей затраты сил, или принцип экономии мышления.

Наличие логики в языковых продуктах связано со стремлением к идеальности и рациональности, максимальной разумности, поскольку идеальная тенденция логического мышления, как такового, направлена в сторону рациональности.

Правила логики являются своего рода интеллектуальными инструментами, позволяющими приводить в порядок мысли и рассуждения. От логической культуры личности в значительной степени зависит коммуникативный эффект сообщения, поскольку никакие аргументы не будут иметь воздействия, если они не связаны логически.

Необходимым условием эффективности дискуссии является определенность позиций, взглядов его участников. Если в ходе обсуждения спорной проблемы точка зрения оппонента выражена нечетко, с ним трудно вести полемику. Дискуссия становится более плодотворной, если у участников есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание для обсуждения нерешенных вопросов. Когда говорят об общности исходных позиций, то не имеют в виду единую точку зрения по обсуждаемым вопросам. Мнения участников дискуссии могут быть разными, но должна быть общая цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и добиться истины.

Успех обсуждения во многом зависит от умения его участников правильно оперировать понятиями и терминами. Необходимо уметь выделять основные, опорные понятия, связанные с предметом дискуссии, тщательно отбирать термины, необходимые для обсуждения выдвинутой проблемы. Чтобы все участники одинаково понимали употребляемые слова, следует сначала уточнить значение основных терминов, оговорить смысл, который каждый вкладывает в те или иные слова. Поскольку многозначность слов таит в себе возможность разных трактовок, то неточное употребление участниками дискуссии терминов, многозначных слов может затруднить общение, помешать выработке взаимоприемлемого решения по обсуждаемой проблеме. Одним из важных требований культуры дискуссии является взаимное уважение оппонентов. К сожалению, мы нередко являемся свидетелями того, что участники дискуссии нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях. Стремление понять своего оппонента, уважительное отношение к его убеждениям являются необходимыми условиями плодотворного обсуждения проблемы.

Аргументация и риторика имплицитно входят в любой учебный систематический курс, в том числе иностранного языка. Современная риторика имеет междисциплинарный характер. В самом общем виде – это наука об искусстве правильной речи с целью убеждения, наука о правилах убедительной коммуникации. Ближайшее окружение риторики составляют логика, философия, герменевтика, поэтика, лингвистика, но, в отличие от последней, риторика имеет дело только с речью, а не с языком.

Организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на реализацию активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей, как отправного момента для активной коммуникативной деятельности, направленной на совместную разработку проблемы. В качестве характерных признаков метода выделяют:

1) групповую работу участников,

2) взаимодействие, активное общение участников в процессе работы,

3) вербальное общение как основную форму взаимодействия в процессе дискуссии,

4) упорядоченный и направляемый обмен мнениями с соответствующей организацией места и времени работы, но на основе самоорганизации участников,

5) направленность на достижение учебных целей.

Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер. В учебном процессе используются организованные дискуссии, которые проводятся по регламенту и в установленном заранее порядке, они ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Дискуссионные занятия могут быть структурированные, с элементами игрового моделирования, проектные; по типу участия (по форме проведения) различаются командные (дебаты), групповые (круглый стол), парные дискуссии.

В целом в мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии:

Круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа обучающихся (обычно около 5 человек), во время которой происходит обмен мнениями, как между ними, так и с остальной аудиторией.

Заседание экспертной группы («панельная дискуссия»), на которой вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы (четыре-шесть участников с заранее назначенным председателем), а затем они излагают свои позиции всей аудитории.

Форум – обсуждение, сходное с заседанием экспертной группы, в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с аудиторией (классом, группой).

Симпозиум – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – формализованное обсуждение, построенное на основе выступлений участников, представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), и опровержений. Вариантом этого обсуждения являются парламентские дебаты.

Судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство.

Техника аквариума – особый вариант организации обсуждения, при котором, после непродолжительного группового обмена мнениями, по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках или во время тайм-аута. Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что упор делается на самом процессе представления точки зрения, ее аргументации. Активность всех участников достигается благодаря участию каждого в начальном групповом обсуждении, после чего группа заинтересованно следит за дискуссией и поддерживает связь со своим представителем.

Техника аквариума не только усиливает включенность учащихся в групповое обсуждение проблемы, развивает навыки участия в групповой работе, совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.

Мозговой штурм (brain storming). Это один из наиболее известных методов поиска оригинальных решений различных задач, продуцирования новых идей. Он был предложен американским психологом Алексом Осборном. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах – «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение нескольких правил. Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение.

Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Идей должно быть много: каждого участника просят представить максимально возможное количество идей. На следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех идей. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок. В настоящее время «мозговой штурм» считается одним из методов активизации обучения и лежит в основе многих деловых и дидактических игр.

Этапы дискуссии:

Подготовка к дискуссии. Определение темы (предмета) обсуждения, цели, которую преследуют его участники; выборы ведущего, распределение ролей (секретаря, счетной комиссии, экспертов и т.д.). Принятие повестки дня, регламента, определение последовательности вопросов, вынесенных на обсуждение.

Выбор темы дискуссии – это одна из наиболее сложных задач, которые стоят перед учебной группой, готовящей дискуссию. В принципе любая тема может быть предметом дискуссии. Хотя готовых рецептов здесь нет, следует руководствоваться следующими критериями: 1) Желательно, чтобы тема была связана с актуальными проблемами современности (экология, защита мира, национальные взаимоотношения, демография, образование, экономика и др.). 2) Тема может быть связана с научными интересами студентов, с их курсовыми и дипломными работами. 3) Тема должна находиться в сфере компетентности участников. Удачно выбранная тема напрямую затрагивает интересы участников и является залогом активного обмена мнениями. Для выбора темы в группе может использоваться метод «мозговой атаки». На первом этапе предлагаются варианты тем для обсуждения. При этом всякий имеет право высказывать любые идеи относительно формулировки темы, постановки проблемы. Допускаются самые смелые и необычные идеи. Главное – никто не имеет право критиковать или даже обсуждать высказывания товарищей. Идей должно быть как можно больше (правило предпочтения количества качеству идей). Все предложения записываются ведущим. Когда этот список уже достаточно велик, начинается критический разбор тем, выбирается лучшая из них.

Вопрос обычно решается голосованием.

II. Проведение дискуссии. Выступления участников, прения. Обсуждение проекта решения, принятие итогового документа.

III. Подведение итогов. Обсуждение и оценка проведенной дискуссии. Замечания по ведению собрания, оценка роли ведущего, определение вклада каждого участника в ход дискуссии. Планирование дальнейших дискуссий.

При обсуждении итогов дискуссии важно обратить внимание как на форму (структуру), так и на содержание (риторику). Учитывать можно следующие аспекты:

1) Структура дискуссии: наличие действительных разногласий, наличие лидеров команд, управляемость дискуссии (оценка роли ведущего), соблюдение этапов развития дискуссии, продуктивность дискуссии (принято ли решение, если да, то насколько оно четко сформулировано).

2) Риторика дискуссии: Интересна ли тема? Насколько компетентны участники в обсуждаемом вопросе? Какие аргументы преобладали? Имелись ли ссылки на общие истины, общественное мнение, традиции, обычаи, на личный опыт, примеры из жизни? Использовались ли документальные свидетельства, цитаты из авторитетных изданий, вещественные доказательства? Использовались ли логические операции (определение, обобщение, сравнение, предположение и т. п.)?

Таким образом, организация учебного процесса на основе дискуссии ориентирована на реализацию активного обучения, нацеленного на формирование рефлексивного мышления, актуализацию и организацию опыта слушателей. Дискуссии могут носить стихийный, свободный и организованный характер. В учебном процессе используются организованные дискуссии, которые проводятся по регламенту и в установленном заранее порядке, они ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Дискуссионные занятия могут быть структурированные, с элементами игрового моделирования, проектные; по типу участия (по форме проведения) различаются командные (дебаты), групповые (круглый стол), парные дискуссии. В целом в мировом педагогическом опыте получили распространение следующие формы дискуссии: круглый стол, дебаты, мозговой штурм, форум, техника аквариума, судебное заседание, симпозиум.