СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискуссия по фильму И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973) (по повести А.П. Чехова «Дуэль») в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фильм Иосифа Хейфица - отличный повод поговорить о человеке: "Ради чего он живёт?"

Просмотр содержимого документа
«Дискуссия по фильму И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973) (по повести А.П. Чехова «Дуэль») в 11 классе»

КЛАССНЫЙ ЧАС в 11 классах

Дискуссия по фильму И. Хейфица «Плохой хороший человек» (1973)

(по повести А.П. Чехова «Дуэль»)

Учитель: Е.Н. Тебелева, классный руководитель 11 а, учитель русского языка и литературы



Эпиграф:

«В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественной произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от вех людей, которых я знаю, и что можешь нового сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь

(Л.Н. Толстой)


Цели классного часа:

  1. Формировать у учащихся представление о личной причастности человека к тому злу и добру, которое его окружает, воспитывать активную жизненную позицию, воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова, русского писателя-классика, уважение к личности И.Е. Хейфица, выдающегося советского кинорежиссёра, – людям твердых убеждений и непоколебимой порядочности.

  2. Развивать критическое мышление старшеклассников, формировать умение владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения.


  1. Ради чего живёт человек? – высказывания учащихся.

Подведение итогов: для счастья, от чего и кого это зависит.


  1. Фильм Иосифа Ефимовича Хейфица – отличный повод поговорить о человеке.


  1. «Дуэль» — одна из самых больших по размеру повестей Антона Павловича Чехова. Впервые опубликована в 1891 году в газете «Новое время». Действие повести происходит на Кавказе на берегу Чёрного моря. Это одна из самых «диспутных» по своей философской архитектонике повестей писателя.
    Ее звучание не сводится к действительно очень важной проблеме ориентации человека в мире или философии «обыденного сознания». Здесь ощущается «тоска по смыслу жизни».


  1. Кого можно назвать главными героями фильма?

Кому нравится Лаевский? (2)

Кому нравится фон Корен? (8)

Кому нравится Самойленко? (15)

Кому симпатичен дьяк Победов? (2)

Расскажите о главных героях. (Высказывания учащихся: интерпретация образов героев, аргументация своего мнения).


Анализ эпизодов, в которых раскрываются характеры героев.

  1. Разговор Лаевского с Самойленко в грузинской чайхане (От чего Лаевский хочет бежать).

  2. Разговор Самойленко с фон Кореном о Лаевском.

- Почему Самойленко защищает Лаевского?

- Мнение учащихся об оценке фон Корена.

  1. Сцена пикника.

  2. Разговор Самойленко, фон Корена и дьяка за обедом у Самойленко.

  3. Вызов на дуэль.

  4. Внутренний монолог Лаевского о себе и фон Корене.

  5. Разговор дьяка и фон Корена о вере, о силе и слабости человека, о боге и чёрте.

  6. Сцена дуэли.

  7. Монолог дьяка, скрывающегося в камышах, о жестокости человека.

  8. Разговор дьяка и фон Корена после дуэли.

  9. Прошло три месяца. Сцена прощания (финал фильма).


Тезисы:

Действия фильма разворачиваются в небольшом кавказском городке. Здесь живут два главных героя: фон Корен и Лаевский. Фон Корен всегда уверен в себе. Он точно знает, чего хочет. Лаевский – его полная противоположность. Он постоянно прибывает в депрессии. Мужчина живет с замужней женщиной, которую не любит, но боится ей в этом признаться. Свое отчаяние он безуспешно пытается утопить в алкоголе. Их отношения не складываются и между ними постоянно возникают конфликты. В конце концов, дело доходит до дуэли.

Для фон Корена Лаевский олицетворяет все человеческие пороки, в числе которых вялость, распущенность, пристрастие к азартным играм и к женщинам. Лаевский же считает фон Корена человеком, способным ради отвлечённых абстрактных идеалов совершать жёсткие поступки, вплоть до физического устранения ненужных для нового порядка людей. Особенно Лаевскому не нравится то, что начать это устранение фон Корен готов с него, Лаевского.

Сюжетная линия драмы построена на противостоянии натуралиста фон Корена и чиновника Лаевского. Фон Корен идеалист, презирающий эгоистов, самовлюбленных и развращенных людей. Чиновник Лаевский Иван сочетает в себе мужские недостатки, такие как пристрастие к женщинам, желание играть в азартные игры и распущенность. Именно эти расхождения в принципах и жизненных позициях приводят к дуэли между главными героями. Лаевский уверен, что фон Корен, способен совершить убийство такого человека как он, а потому дуэль натолкнула чиновника на мысли, что он прожил, пустую и ничтожную жизнь.

Герои фильма - обыкновенные люди, жизненными обстоятельствами загнанные в тесные рамки обывательского существования в маленьком городке на Кавказе. Противостояние Лаевского и фон Корена возникло от радикально противоположных темпераментов, характеров и восприятия мира. Лаевский - депрессивный, нервный и экзальтированный человек - запутался в самом себе, пытается изменить что-то, но только делает долги и пьет. Он уже два года живет с замужней женщиной, которую разлюбил, но не решается бросить. Фон Корен спокоен и уверен в себе, понимает, чего хочет. Неясно, что он делает в глуши. Вроде бы изучает местную фауну. Хотя скорее, как выразился Лаевский, он пытается быть первым в деревне, чем вторым в городе. Совершенно разные люди на фоне монотонной жизни испытывают острую неприязнь друг к другу, доходит даже до дуэли. Но дуэль получается такой же абсурдной, как и их унылое каждодневное существование...
В состоянии дуэли оказываются почти все персонажи повести. Психологическая дуэль развертывается между Лаевским и Надеждой Федоровной, между Надеждой Федоровной и Кирилиным. Образ жизни, взгляды на любовь, брак, семью Надежды Федоровны и Марьи Константиновны противоположны. В образе Марьи Константиновны просматривается толстовский тип женщины – супруги, матери, хозяйки дома.

Сама дуэль показана карикатурно: ни дуэлянты, ни их секунданты толком не знают, как она должна проходить, каковы правила, пытаются припомнить описания у классиков. Фон Корен, человек весьма умный, заранее рассказывает одному из своих друзей как пройдёт дуэль и оказывается почти прав: Лаевский «из благородства стреляет в воздух (он иначе не может)». А у фон Корена, уже тщательно прицелившегося с твёрдым намерением «избавить мир» от Лаевского, из-за внезапного крика перепуганного дьякона в момент выстрела дрогнула рука, и он промахивается.

Прошедшая рядом смерть сильно меняет Лаевского — он берётся за ум, днями и ночами работает, стараясь отдать наделанные за несколько лет долги, его жена, вместо развлечений светской жизни, начинает вести хозяйство. Однако и эти перемены не вызывают у фон Корена уважения. Собираясь уезжать и зайдя к Лаевскому проститься, фон Корен побыстрей от него уходит, говоря доктору Самойленко: «Какой он стал запуганный, всё время кланяется, чего-то боится».

…Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника. Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский. Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни… В поисках правды люди делают два шага вперед, шаг назад… И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды…

Герои повести не понимают ни себя, ни других, они заблуждаются во всём. «Художник разворачивает перед читателем бесконечную цепь их заблуждений, чтобы показать, как поступки людей, не овладевших своим представлением о жизни, делаются неуправляемыми, подобно любой стихии». Нравственный переворот, совершающийся в Лаевском, заключается в том, что он впервые начинает думать не о себе, а о других. Чеховеды спорят об этом перевороте потому, утверждает автор, что занимают позицию фон Корена, который и в финале судит о своем оппоненте по шаблону: «Какие мы с ним победители? Победители орлами смотрят…» Однако речь не о победе «царя пустыни», речь о победе человека над собой, о победе человеческого духа.

Лаевский не снимает с себя вину за содеянное, он искренне страдает, понимая, что преступление нельзя искупить, разве что возвратить все назад, заменить ложь, праздность, скуку правдой, трудом, радостью; вернуть «чистоту тем, у кого взял ее», найти бога и справедливость. Его рассуждения развиваются по некоей вертикали от земли к небу, завершаясь там, где должен быть бог — его звезда, тусклая звезда, «которую он столкнул с неба... и след ее смешался с ночной тьмой». Внутренние монологи героя строятся на контрастах, обобщенным выражением которых становится борьба света и тьмы. 

Известными и главными актерами ленты является Владимир Высоцкий (играет роль, М. В. фон Корена), и Олег Даль (получил роль Ивана Лаевского). В фильме также снимались непревзойденные актеры, такие как Людмила Максакова (любовница Лаевского) и Анатолий Папанов (друг Лаевского).



(Рефлексия: повторные вопросы)

Кому симпатичен Лаевский? (13)

Кому нравится фон Корен? (3)

Кому нравится Самойленко? (18)

Кому симпатичен дьяк Победов? (15)

Почему изменились цифры? (Мнения учащихся)


Дьяк Победов – самый главный герой фильма, как оказывается. Его разговор с фон Кореном и размышления о Лаевском – ключевые для понимания не только самого дьяка, но и всего произведения. Слишком жёстко, прямолинейно судит фон Корен человека, не по-Божески. Следствие такого отношения к человеку – война, жестокость. Дьяк – человек, ему ничего человеческое не чуждо, но вера его высока и глубока (по внешности нельзя оценивать человека!!). Его смех в фильме – смех над чем-то несуразным, неестественным, глупым, жестоким – всем тем, что отводит человека от любви, жалости, милости.



Особенности прозы Чехова? Роль художественной детали?

Какие художественные детали можно выделить в фильме Хейфица? Объяснение символичных деталей.

- Цыплёнок, взлетающий на стол в чайхане, - Лаевский гонит его яростно;

- девушка с кувшином;

- стадо баранов на пути Лаевского и Надежды Фёдоровны;

- дырявый носок на левой ноге Лаевского;

- звон бутылок на квартире Лаевского;

- Надежда Фёдоровна на пикнике пьёт вино – вино течёт по подбородку и шее;

- действия Самойленко: солит, перчит энергично, ругает невидимую Дарью-«раззяву»;

- фон Корен кормит бездомных собак;

- цитаты из «Евгения Онегина», которые произносит Лаевский;

- портрет матери, на который смотрит Лаевский перед дуэлью;

- туман в сцене дуэли, коровы, телеги с горцами, не ко времени появившиеся на месте дуэли;

- Лавский стреляет – камень мчится с горы и падает в пропасть.



ВЫВОДЫ дискуссии:

Смысл названия фильма: человек не плох и не хорош. Он бывает разным, в зависимости от ситуации и обстоятельств, в которые попадает и в которых ему приходится жить. Человек ответствен за то, как он живёт.

Лаевский: «Я клянусь, я буду человеком, буду».