Здравствуйте! Сегодня на уроке у нас очень интересная и глубокая тема, она очень проста и одновременно сложна для восприятия. Очень часто мы в жизни сталкиваемся с понятиями справедливость, равенство…мы говорим…справедливый человек или полная несправедливость. Часто восклицаем…где же справедливость? Сегодня на уроке мы попробуем поразмышлять над этими понятиями. У нас есть представление о словах «справедливость и равенство»? Ау других? Для чего нам нужно разобраться в таких отвлеченных понятиях, как «справедливость и равенство»? Представление есть, жизненный опыт есть. Поэтому, используя маршрутный лист, сформулируйте цели нашего урока. Сравнивают сформулированные цели с целями, которые поставлены учителем. С какими словами ассоциируются у вас понятия «равенство и справедливость»? Все указанные слова имеют положительный смысл. Известно, что нужно жить честно, относится ко всему справедливо. Но так ли мы живем и есть ли в нашем мире справедливость и равенство? Просмотр видеоролика «Барака». Формулируем проблему: К справедливости и равенству человечество стремится. Но существуют ли они? Определим, как нам нужно решить поставленную проблему, что проанализировать, сопоставить, Т.Е НАМЕТИТЬ план. Составляем кластер. | Ученики слушают учителя, обдумывают свои ответы, смотрят видеофрагмент, записывают в подготовленный маршрутный лист |
Итак, цели поставлены, проблема сформулирована, пути ее решения определены. Определим значение слов в этимологических словарях В. Даля и С. Ожегова. Дополним сделанную на доске запись наших ассоциаций (праведность, правда, неподкупность, истина, честность, добро, совесть и др.). Работа с таблицей «Развитие представлений о понятиях «справедливость и равенство», историческими документами (отрывками из трудов Аристотеля, Платона), учебником. Справедливыми считают людей, исполняющих закон и отвечающих добром на добро, а несправедливыми – чинящих произвол, нарушающих права других людей. Платон и Аристотель (слайд) рассматривали справедливость как общественную добродетель. Аристотель различал два вида справедливости: распределение почестей и материальных благ между гражданами по заслугам и уравнение сторон, участвующих в обмене, независимо от критерия достоинства. Современные философы сравнивают справедливость с истиной. Учебник Всемирной истории, 8 кл. Социалистические учения. Как определяли указанные понятия? Даем собственное определение, используя опорные слова, которые записаны на доске( ассоциации + словарь + учебник + тексты). В учебнике есть определние , что такое равенство и справедливость? Почему нет? Сложное философское понятие. Пытались ли люди практически воплотить представления о справедливости и равенстве в жизни? Учащиеся приводят примеры из истории. Просматривают отрывок из фильма «Собачье сердце» по мотивам повести М. Булгакова. Удалось построить общество нового типа? Почему? Равенство – это хорошо или плохо? Клип. Стихотворение Володина читает И. Витторган. | Ученики слушают учителя, обсуждают, отстаивают свою точку зрения, самостоятельно работают с учебником и текстами, смотрят презентацию, видеофрагменты и делают записи в маршрутном листе. |
Наш сегодняшний урок – это урок дискуссия, когда мы будем обмениваться мнениями, мы научимся отстаивать свою позицию, если мы не согласны с позицией выступающего, то надо открыто выступить с критикой и аргументировать ее. Напомнить учащимся правила ведения дискуссии (слайд): - говорите здесь и сейчас; - выступать можно только с разрешения ведущего; - в дискуссии должны участвовать все; - каждый участник дискуссии должен иметь возможность высказаться; - обсуждению подлежат все без исключения позиции; - постарайтесь дослушать выступающего до конца и понять его точку зрения; - критикуйте не оппонентов, а их идеи; - в процессе дискуссии допускается изменение позиции участников под воздействием фактов и аргументов; - в процессе дискуссии подводятся промежуточные и конечные итоги. Учащиеся высказывают мнения по предложенным высказываниям. Быть добрым совсем нетрудно; трудно быть справедливым. Гюго Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду, как свою. Солон Быть несправедливым к себе так же трудно, как быть справедливым к другим. Лемель Справедливость — вот добродетель душ великих. Платон Существует два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон Первейшее равенство – справедливость. В.Гюго Равенства трудно достичь потому; что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас. А. Бек | Учащиеся внимательно изучают правила ведения дискуссии на слайде Ученики подготовили высказывание в структуре ПОПС-формулы (положение – объяснение – пример – суждение). Другие учащиеся участвуют в обсуждении и высказывают свои мнения, определяют свою позицию. |
Учащиеся отвечают на вопросы теста, аргументируя свою позицию. Учащимся предложено написать синквейн с использованием понятий «справедливость» и «равенство». Синквейн. Синквейн – это “стихотворение”, состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: первая строка – ключевое слово, определяющее содержание; вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие; третья строка – три глагола, выражающие действия понятия; четвертая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к понятию; пятая строка - одно слово, через которое выражаются ассоциации, связанные с данным понятием. (слайд) Читают и анализируют синквейны, предложенные учителем. Справедливость Честная, неподкупная Борется, устанавливается, побеждает Справедливость – это божий дар. Цель Равенство Правовое, недостижимое уменьшается, исчезает, возрождается Полное равенство недостижимо. Мираж Выводы: Сложные философские понятия и нравственные категории. Человечество стремится к воплощению. Но жизнь далеко не совершенна. Выступление Патриарха Кирилла о нравственном аспекте справедливости. Понравился урок? Что произвело наибольшее впечатление? | Учащиеся поочередно высказывают каждую позицию синквейна. |