СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дискуссионный клуб в СНТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дискуссионный клуб - это неформальное общение студентов и преподавателей на темы, не имеющие однозначного ответа.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссионный клуб в СНТ»



Дискуссионный клуб
в Сургутском нефтяном техникуме

«В поисках истины»

В качестве одной из эффективных технологий по формированию социальных норм, ценностей и принципов является создание в нашем образовательном учреждении дискуссионного клуба под названием «В поисках истины», который работает уже больше десятка лет.

Педагоги нашего техникума Заболотняя В.И., Панасеня И.В., Макарова Г.И., Бухонова О.П. прививают нашим студентам политическую культуру, учат высказывать свою точку зрения, самостоятельно приходить к истине, корректно вести дискуссию. Обсуждаются важные социальные проблемы: проблемы студенчества, проблемы молодой семьи, межнациональные отношения, проблемы наркомании и алкоголизма, правовая грамотность и другие.

Для человека высшей социальной потребностью является потребность в общении. Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем, друг друга, и самих себя. Через общение мы получаем какую-то информацию об окружающих, об окружающем нас мире, усваиваем социальные, духовные, нравственные нормы.

Дискуссионный клуб – это неформальное общение студентов и преподавателей на тему, не имеющую однозначного решения. И на таких заседаниях наши студенты имеют возможность не просто пообщаться, но и высказать своё мнение по важным социально-политическим проблемам.

У дискуссионного клуба есть миссия, есть цели, задачи.

Миссия заключается в создании интеллектуального диалогового пространства. Но основная деятельность Клуба заключается в формировании у студентов способности к принятию решений в общественной жизни.

Основу Дискуссионного клуба составляют идеи гуманизма. Разговор всегда ведётся вокруг человека, как главной ценности.

Целями проведения занятий дискуссионного клуба являются:

  • формирование ключевых компетенций, а именно: гражданского самосознания, активной жизненной позиции;

  • выработка умений отстаивать своё мнение, работать в группе, аргументировать свою точку зрения;

  • научить студентов культуре дискуссии;

  • научить давать объективную оценку различным событиям и проблемам;

Обучение учащихся навыкам ведения дебатов очень важно, так как через дебаты у них формируются навыки, позволяющие сформировать принципы толерантного поведения. К таким навыкам относятся: умение слушать и слышать своих оппонентов. Это необходимо для того, чтобы опровергать аргументы оппонентов, а не рассуждать на отвлечённые темы. Очень важно умение участников дискуссии задать вопросы по услышанной речи оппонента и самому ответить на вопросы, последовавшие после собственного выступления. Опыт показывает, что это одно из самых трудных видов деятельности в дебатах, так как часто вместо вопросов следуют утверждения, оспаривающие услышанное в речи оппонента.

Дебаты дают возможность приобрести навыки корректного ведения дискуссии. Участники дискуссии учатся аргументировано и логично выстраивать своё выступление, то есть быть убедительными. Одним из наиболее важных навыков, приобретаемых в ходе дебатов – это умение рассматривать проблему с разных позиций, быть терпимым к тому, что кто-то имеет другую точку зрения. В разумных пределах поиск компромисса, для разрешения конфликта или сближения позиций оппонентов.

Нами были разработаны правила, с которыми студентов знакомим перед каждым заседанием Клуба:

  • поступай по отношению к собеседнику так, как бы ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе;

  • предварительная информированность, т.е. подготовка к дискуссии по предложенной литературе;

  • каждый имеет право на ошибку;

  • один говорит – остальные слушают;

  • уважай чужое мнение;

  • говори искренне;

  • доброжелательно относитесь друг к другу;

Темы для дебатов бывают разные, мы стараемся обсуждать, прежде всего, наиболее актуальные проблемы.

Вот, например, некоторые темы заседаний за последние годы:

  • Проблемы молодой семьи

  • Проблемы межнациональных отношений в Сургуте

  • Сталинизм и фашизм

  • Проблемы наркомании в нашем городе

  • Ценности современного студента;

  • Молодой специалист на рынке труда.

  • Подросток и закон;

  • Агрессия на телеэкране;

  • Пивной алкоголизм;

  • «Легко ли быть патриотом своей страны сегодня?»

  • «Новейшая история: Украинский кризис»

По каждой теме разрабатываются проблемные вопросы для обсуждения.

Например, по теме: «Проблемы молодой семьи» на обсуждение были вынесены такие вопросы:

  • Нужно ли в первые годы семейной жизни доказывать своё лидерство?

  • Может ли «любовная лодка» разбиться о быт?

  • Я не домохозяйка. Мы в равных условиях, мы оба работаем, значит, обязанности пополам. Согласны ли вы с таким утверждением?

По теме: «Проблемы наркомании в нашем городе» обсуждались следующие вопросы:

  • Легализация слободействующих наркотиков: за и против;

  • Тестирование на употребление наркотиков при поступлении в Вузы, Сузы: за и против;

  • Является ли наркоман социально опасным?

По теме: «Легко ли быть патриотом своей страны сегодня?» вызвали интерес следующие проблемы:

  • Гражданский патриотизм – навязанная установка или жизненная позиция?

  • Быть патриотом сегодня не модно;

  • Быть патриотом нет смысла, пока для государства это слово – пустой звук;

Большой интерес в техникуме вызвало обсуждение проблемы: «Ценности современного студента», где очень горячо обсуждались такие вопросы:

  • Изменились ли ценности нашей молодёжи в последние годы? Если «да», то почему?

  • Почему в последние годы уменьшилась значимость такой ценности, как патриотизм?

  • Как вы оцениваете слова немецкого философа Э.Фромма: «В условиях рынка социальный характер человека меняется и становится адекватно рыночным. Наступает кризис человека и ценности меняются. Человек более не заинтересован ни в собственной жизни, ни в собственном счастье, он озабочен лишь только тем, чтобы не утратить способности продаваться».

  • «Куда пойти, куда податься, везде придётся продаваться» Так ли это? Есть ли выход? И сможем ли мы изменить, что-либо и стать человеком мыслящим?

  • Можно ли осуждать молодого человека за то, что он хочет иметь красивые дорогие вещи для себя?

  • Существует общечеловеческое явление – апатия к жизни. Это – мертвящее, губительное состояние, когда человек ставит вопрос: «Зачем жить? Ради чего трудиться?» Этот неразрешимый вопрос истощает силы, губит деятельность, у человека опускаются руки. Как бороться с этим? Как наполнить жизнь смыслом?

  • Почему молодёжь не верит ни в какие идеалы?

  • Сможем ли мы сформировать социальную сущность жизненных ценностей молодёжи? Таких как: забота о нуждах других людей, без выгоды для себя, кроме выгоды всего общества, всего государства.

  • Как вы понимаете «жизненный успех»? Может уметь выгодно себя преподнести? Насколько хороши ваши знакомства с нужными людьми? То есть: быть или казаться?

Очень бурные обсуждения прошли по теме: «Украинский кризис». Для обсуждения были предложены следующие вопросы:

  • События на Украине. Кто виноват в драматических событиях современной Украины: Россия, Запад, сама Украина?

  • Кому выгодны эти события?

  • Воссоединение России и Крыма: восстановление исторической справедливости или аннексия Крыма со стороны России?

  • Существует ли угроза нацизма для нас сегодня?

Всю работу по подготовке и проведению заседаний Клуба проводят сами студенты под руководством преподавателя.

На первом этапе среди студентов проводятся опросы на тему: «Какие проблемы вам хотелось бы обсудить?» Из предложенных тем выбираются наиболее интересные и актуальные.

В техникуме создана инициативная группа из числа студентов, занимающихся научно-творческой работой, в частности, социальным проектированием. Эти студенты, вместе с преподавателем разрабатывают проблемные вопросы по теме и готовят свои выступления. Они же, студенты, являются ведущими во время дебатов.

На все заседания у нас приглашаются все желающие и студенты, и преподаватели. Тем интереснее и оживлённее проходят такие дискуссии.

Часто студенты в своих выступлениях, для большей убедительности, используют современные технические средства, в частности мультимедийные проекторы для демонстрации различных роликов, кадров из документальных фильмов.

Из большого опыта проведения таких заседаний, можно сказать, что на таких заседаниях не бывает равнодушных к обсуждаемым проблемам, все вопросы обсуждаются очень бурно, каждому хочется высказаться, поделиться своими мыслями, своим мнением.