Дислексия – не приговор
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями в овладении навыком чтения и письма.
Проблема нарушений чтения и письма в настоящее время является актуальным вопросом не только логопедии, но и всей системы образования в целом.
Обращение оргкомитета РАД к лицам, связанным с образовательной деятельностью, преподаванием, воспитанием и культурно - просветительской деятельностью, опубликованное на Всероссийском образовательном сайте «Логопедический Портал», подтверждает актуальность назревшей проблемы:
Первая международная конференция Российской ассоциации дислексии
Москва, Центральный дом ученых 14–16 сентября 2004 года
Проводится Российской ассоциацией дислексии при поддержке Московского социально-гуманитарного института, газеты "Начальная школа"
Дорогие друзья!
В отечественной дефектологии наступил такой момент, когда накоплено огромное количество экспериментального и практического материала по проблемам нарушения письма и чтения у детей. Пришло время для обобщения и систематизации этих данных и создания на их основе единых диагностических критериев и коррекционных программ для преодоления дисграфии и дислексии у детей. Первая конференция Российской ассоциации дислексии направлена на решение именно этих вопросов. Мы надеемся, что встреча коллег расширит и упрочит научные связи, будет способствовать стимуляции профессиональной и интеллектуальной активности специалистов. Надеюсь встретиться с вами в сентябре 2004 года.
Почетный президент Российской ассоциации дислексии, академик РАН, доктор психологических наук, профессор Владимир Иванович ЛУБОВСКИЙ
По данным учёных нашей страны, в частности, А.Н. Корнева, количество детей с дислексией приближается к 5% от общего числа учащихся начальных классов массовых школ. По сведениям учёных европейских стран, детей с дислексией насчитывается в среднем до 10%.
У мальчиков данное нарушение
встречается в 4,5 раза чаще,
чем у девочек.
Александр Николаевич
Корнев
В России используются два подхода к определению дислексии: педагогический и клинико-психологический.
Первый подход:
« Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера»
Второй подход:
« Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий.
Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих
функциональный базис навыка чтения»
«Отсталый! Лентяй! Бездельник! » – к сожалению, именно такие обидные слова чаще всего слышат в свой адрес школьники, страдающие дислексией.
Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий головного мозга. Ребёнок с дислексией мыслит не словами и фразами, как большинство людей, а трёхмерными образами. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. Отсюда – спутанность сознания.
Все симптомы дислексии – это симптомы дезориентации. Ребёнок с дислексией не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.
У таких детей появляются проблемы не только в чтении и письме, у них возникают трудности с восприятием информации; дезориентация в пространстве, дезорганизация; неуклюжесть; дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.
Фрагмент из фильма
«Звёздочки на земле»
Неречевая симптоматика дислексии
1. Затруднения в определении левой и правой
частей тела, верха, низа.
2. Неточность определения формы и величины.
3. Несформированность оптико- пространственных
представлений.
4. Быстрая утомляемость, головные боли во
время и после чтения.
5. Избегание процесса чтения, невыполнение
домашнего задания.
« В середине 60-х годов людей, не умеющих правильно читать или писать, переставляющих слова, буквы, знаки или пропускающие целые фразы, относили к больным и в качестве единственного метода лечения предлагали лекарственные препараты так же, как и в случаях гиперактивного поведения. Всех, кому ставили диагноз — дислексия, ожидало мрачное будущее»
И лишь «…в начале 80-х годов была открыта новая теория, объясняющая нарушение функции обучения. Ответ на дислексические нарушения функции обучения сфокусировался на сознательно управляемой активности правого полушария мозга, на упражнениях перекрёстной координации и на позитивной поддерживающей окружающей среде, в которой стоит проводить обучение…» (Г. Стокс)
Основные причины дислексии
Органические Функциональные Биологические Социальные
Виды дислексии
- Фонематическая дислексия . Ребёнок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш), пропускает или переставляет буквы и слоги.
- Семантическая дислексия (механическое чтение) . Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять смысла прочитанного (или понимает частично), не может получить общую картину смыслового содержания.
- Аграмматическая дислексия связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
- Оптическая дислексия . Ребёнок путает схожие по написанию буквы, отличающиеся одним-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
- Мнестическая дислексия . Ребёнок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "даёт" при чтении.
Навыком чтения дети , как правило, овладевают в начальной школе. Но довольно часто дислексические ошибки встречаются у школьников среднего звена и у старшеклассников.
В пособии А. Н. Корнева и
О.А. Ишимовой представлена методика логопедической
диагностики нарушений чтения
у учащихся 2-6 классов, а также – методика выявления предрасположенности
к дислексии у детей дошкольного возраста ; представлены возрастные особенности и нормы основных показателей чтения школьников.
Основные методы и приемы,
применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дислексию
1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная
гимнастики.
2.Метод кинезиологической коррекции.
Стимулирующий массаж и самомассаж кистей
и пальцев рук. 3.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия
4.Упражнения для развития зрительно-моторных
координаций, оперативного поля чтения.
5.Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.
7. Метод «озвученного» чтения. «Жужжащее» чтение
8.Автоматизация оперативных единиц чтения по
специальным слоговым таблицам.
Дислексия может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР – алалия, афазия и т.п.
Она может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью .
Известный педагог И. Дистерверг считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».
Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга. Более активно создаются межполушарные связи. Активны и правое и левое полушария.
Совместить коррекцию имеющихся нарушений речи с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.
Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования):
-пластилинография . Создание изображения (объемного, плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.) ;
- печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка;
- создание изображений с помощью штампов, клише;
- рисование с помощью трафаретов, шаблонов, природного материала;
- кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки;
- дорисовывание до узнаваемого образа;
- монотипия на стекле, на пленке, бумаге;
- рисование сухой кистью методом тычка;
- сырая акварель . Создание изображения на мокром листе бумаги;
- изображение восковыми мелкам и и акварелью;
- обрывная аппликация;
- конструирование из бумаги с элементами оригами;
- объемная аппликация . Комбинирование с рисованием;
- изображение в виде коллажа ;
- граттаж. Процарапывание изображения по красочному слою.
Рисование тесно связано с работой по развитию речи. В процессе рисования у детей развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, внимание и память. Дети учатся планировать работу (прочитывая вначале инструкцию по выполнению в книге, а затем пересказывают её по памяти)
При рисовании у детей совершенствуется умение концентрироваться на одной цели и доводить дело до конца.
У многих выдающихся деятелей искусства и науки в детские годы наблюдалась дислексия, но данное речевое нарушение не помешало им стать теми, кем они стали впоследствии
Ганс Христиан Андерсен
Леонардо да Винчи
Альберт Эйнштейн
С дислексией можно и нужно бороться. Как правило, совместный труд педагогов, родителей, врачей и самих детей даёт положительный результат. У ребенка, прошедшего коррекционный курс, шансы окончить школу, поступить в следующее учебное заведение и жить полноценной жизнью ничуть не хуже, чем у других детей.
Спасибо за внимание !