СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дислексия - не приговор

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете КОУ ВО "ЦЛПДО"

Просмотр содержимого документа
«Дислексия - не приговор»

Дислексия – не приговор

Дислексия – не приговор

 В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями в овладении навыком чтения и письма.  Проблема нарушений чтения и письма в настоящее время является актуальным вопросом не только логопедии, но и всей системы образования в целом.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями в овладении навыком чтения и письма.

Проблема нарушений чтения и письма в настоящее время является актуальным вопросом не только логопедии, но и всей системы образования в целом.

      Обращение оргкомитета РАД к лицам, связанным с образовательной деятельностью, преподаванием, воспитанием и культурно - просветительской деятельностью, опубликованное на Всероссийском образовательном сайте «Логопедический Портал», подтверждает актуальность назревшей проблемы:

Обращение оргкомитета РАД к лицам, связанным с образовательной деятельностью, преподаванием, воспитанием и культурно - просветительской деятельностью, опубликованное на Всероссийском образовательном сайте «Логопедический Портал», подтверждает актуальность назревшей проблемы:

Первая международная конференция Российской ассоциации дислексии

Москва, Центральный дом ученых 14–16 сентября 2004 года

Проводится Российской ассоциацией дислексии при поддержке Московского социально-гуманитарного института, газеты "Начальная школа"

Дорогие друзья!

В отечественной дефектологии наступил такой момент, когда накоплено огромное количество экспериментального и практического материала по проблемам нарушения письма и чтения у детей. Пришло время для обобщения и систематизации этих данных и создания на их основе единых диагностических критериев и коррекционных программ для преодоления дисграфии и дислексии у детей. Первая конференция Российской ассоциации дислексии направлена на решение именно этих вопросов. Мы надеемся, что встреча коллег расширит и упрочит научные связи, будет способствовать стимуляции профессиональной и интеллектуальной активности специалистов. Надеюсь встретиться с вами в сентябре 2004 года.

Почетный президент Российской ассоциации дислексии,  академик РАН, доктор психологических наук, профессор Владимир Иванович ЛУБОВСКИЙ

    По данным учёных нашей страны, в частности, А.Н. Корнева, количество детей с дислексией приближается к 5% от общего числа учащихся начальных классов массовых школ. По сведениям учёных европейских стран, детей с дислексией насчитывается в среднем до 10%.  У мальчиков данное нарушение встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.   Александр Николаевич Корнев

По данным учёных нашей страны, в частности, А.Н. Корнева, количество детей с дислексией приближается к 5% от общего числа учащихся начальных классов массовых школ. По сведениям учёных европейских стран, детей с дислексией насчитывается в среднем до 10%.

У мальчиков данное нарушение

встречается в 4,5 раза чаще,

чем у девочек.

Александр Николаевич

Корнев

  В России используются два подхода к определению дислексии: педагогический и клинико-психологический.   Первый подход: « Дислексия  - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера»

В России используются два подхода к определению дислексии: педагогический и клинико-психологический.

Первый подход:

« Дислексия - это частичное специфическое нарушение процесса чтения , обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера»

  Второй подход:  « Специфическими нарушениями чтения или  дислексией  называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий.  Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих  функциональный базис  навыка чтения»

Второй подход:

« Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий.

Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих 

функциональный базис  навыка чтения»

 «Отсталый! Лентяй! Бездельник! » – к сожалению, именно такие обидные слова чаще всего слышат в свой адрес школьники, страдающие дислексией.

«Отсталый! Лентяй! Бездельник! » – к сожалению, именно такие обидные слова чаще всего слышат в свой адрес школьники, страдающие дислексией.

 Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий головного мозга. Ребёнок с дислексией мыслит не словами и фразами, как большинство людей, а трёхмерными образами. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. Отсюда – спутанность сознания.

Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий головного мозга. Ребёнок с дислексией мыслит не словами и фразами, как большинство людей, а трёхмерными образами. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. Отсюда – спутанность сознания.

 Все симптомы дислексии – это симптомы дезориентации. Ребёнок с дислексией не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.  У таких детей появляются проблемы не только в чтении и письме, у них возникают трудности с восприятием информации; дезориентация в пространстве, дезорганизация; неуклюжесть; дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.       Фрагмент из фильма  «Звёздочки на земле»

Все симптомы дислексии – это симптомы дезориентации. Ребёнок с дислексией не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.

У таких детей появляются проблемы не только в чтении и письме, у них возникают трудности с восприятием информации; дезориентация в пространстве, дезорганизация; неуклюжесть; дефицит внимания, гипер- или гипоактивность.

Фрагмент из фильма

«Звёздочки на земле»

 Неречевая симптоматика дислексии    1. Затруднения в определении левой и правой  частей тела, верха, низа.  2. Неточность определения формы и величины.   3. Несформированность оптико- пространственных  представлений.   4. Быстрая утомляемость, головные боли во  время и после чтения.   5. Избегание процесса чтения, невыполнение  домашнего задания.

Неречевая симптоматика дислексии

1. Затруднения в определении левой и правой

частей тела, верха, низа.

2. Неточность определения формы и величины.

3. Несформированность оптико- пространственных

представлений.

4. Быстрая утомляемость, головные боли во

время и после чтения.

5. Избегание процесса чтения, невыполнение

домашнего задания.

 « В середине 60-х годов людей, не умеющих правильно читать или писать, переставляющих слова, буквы, знаки или пропускающие целые фразы, относили к больным и в качестве единственного метода лечения предлагали лекарственные препараты так же, как и в случаях гиперактивного поведения. Всех, кому ставили диагноз — дислексия, ожидало мрачное будущее»

« В середине 60-х годов людей, не умеющих правильно читать или писать, переставляющих слова, буквы, знаки или пропускающие целые фразы, относили к больным и в качестве единственного метода лечения предлагали лекарственные препараты так же, как и в случаях гиперактивного поведения. Всех, кому ставили диагноз — дислексия, ожидало мрачное будущее»

 И лишь «…в начале 80-х годов была открыта новая теория, объясняющая нарушение функции обучения. Ответ на дислексические нарушения функции обучения сфокусировался на сознательно управляемой активности правого полушария мозга, на упражнениях перекрёстной координации и на позитивной поддерживающей окружающей среде, в которой стоит проводить обучение…» (Г. Стокс)     Основные причины  дислексии Органические Функциональные Биологические Социальные

И лишь «…в начале 80-х годов была открыта новая теория, объясняющая нарушение функции обучения. Ответ на дислексические нарушения функции обучения сфокусировался на сознательно управляемой активности правого полушария мозга, на упражнениях перекрёстной координации и на позитивной поддерживающей окружающей среде, в которой стоит проводить обучение…» (Г. Стокс)

Основные причины дислексии

Органические Функциональные Биологические Социальные

 Виды дислексии   Фонематическая дислексия . Ребёнок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш), пропускает или переставляет буквы и слоги. Семантическая дислексия (механическое чтение) .  Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять смысла прочитанного (или понимает частично), не может получить общую картину смыслового содержания. Аграмматическая дислексия  связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов:

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия . Ребёнок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш), пропускает или переставляет буквы и слоги.
  • Семантическая дислексия (механическое чтение) . Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять смысла прочитанного (или понимает частично), не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
  • Оптическая дислексия . Ребёнок путает схожие по написанию буквы, отличающиеся одним-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия . Ребёнок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "даёт" при чтении.

 Навыком чтения дети , как правило, овладевают в начальной школе. Но довольно часто дислексические ошибки встречаются у школьников среднего звена и у старшеклассников.       В пособии А. Н. Корнева и О.А. Ишимовой представлена методика логопедической   диагностики нарушений чтения у учащихся 2-6 классов, а также – методика выявления предрасположенности к дислексии у детей  дошкольного возраста ; представлены возрастные особенности и нормы основных показателей чтения школьников.

Навыком чтения дети , как правило, овладевают в начальной школе. Но довольно часто дислексические ошибки встречаются у школьников среднего звена и у старшеклассников.

В пособии А. Н. Корнева и

О.А. Ишимовой представлена методика логопедической  

диагностики нарушений чтения

у учащихся 2-6 классов, а также – методика выявления предрасположенности

к дислексии у детей  дошкольного возраста ; представлены возрастные особенности и нормы основных показателей чтения школьников.

Основные методы и приемы, применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дислексию      1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная  гимнастики.  2.Метод кинезиологической коррекции.  Стимулирующий массаж и самомассаж кистей  и пальцев рук. 3.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия  4.Упражнения для развития зрительно-моторных  координаций, оперативного поля чтения.  5.Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.  7. Метод «озвученного» чтения. «Жужжащее» чтение  8.Автоматизация оперативных единиц чтения по  специальным слоговым таблицам.

Основные методы и приемы,

применяемые в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дислексию

1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная

гимнастики.

2.Метод кинезиологической коррекции.

Стимулирующий массаж и самомассаж кистей

и пальцев рук. 3.Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия

4.Упражнения для развития зрительно-моторных

координаций, оперативного поля чтения.

5.Модифицированные зрительные диктанты Федоренко.

7. Метод «озвученного» чтения. «Жужжащее» чтение

8.Автоматизация оперативных единиц чтения по

специальным слоговым таблицам.

 Дислексия может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР – алалия, афазия и т.п.  Она может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью .

Дислексия может быть самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР – алалия, афазия и т.п.

Она может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью .

  Известный педагог И. Дистерверг считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».      Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга. Более активно создаются межполушарные связи. Активны и правое и левое полушария.  Совместить коррекцию имеющихся нарушений речи с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Известный педагог И. Дистерверг считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».

Во время рисования активно взаимодействуют между собой правое и левое полушария мозга. Более активно создаются межполушарные связи. Активны и правое и левое полушария.

Совместить коррекцию имеющихся нарушений речи с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования): -пластилинография . Создание изображения (объемного, плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.) ; - печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка; - создание изображений с помощью штампов, клише; - рисование с помощью трафаретов, шаблонов, природного материала; - кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки; - дорисовывание до узнаваемого образа; - монотипия на стекле, на пленке, бумаге; - рисование сухой кистью методом тычка; - сырая акварель . Создание изображения на мокром листе бумаги; - изображение восковыми мелкам и и акварелью; - обрывная аппликация; - конструирование из бумаги с элементами оригами; - объемная аппликация . Комбинирование с рисованием; - изображение в виде коллажа ; - граттаж. Процарапывание изображения по красочному слою.

Виды изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования):

-пластилинография . Создание изображения (объемного, плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.) ;

- печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка;

- создание изображений с помощью штампов, клише;

- рисование с помощью трафаретов, шаблонов, природного материала;

- кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки;

- дорисовывание до узнаваемого образа;

- монотипия на стекле, на пленке, бумаге;

- рисование сухой кистью методом тычка;

- сырая акварель . Создание изображения на мокром листе бумаги;

- изображение восковыми мелкам и и акварелью;

- обрывная аппликация;

- конструирование из бумаги с элементами оригами;

- объемная аппликация . Комбинирование с рисованием;

- изображение в виде коллажа ;

- граттаж. Процарапывание изображения по красочному слою.

  Рисование тесно связано с работой по развитию речи. В процессе рисования у детей развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, внимание и память. Дети учатся планировать работу (прочитывая вначале инструкцию по выполнению в книге, а затем пересказывают её по памяти)  При рисовании у детей совершенствуется умение концентрироваться на одной цели и доводить дело до конца.   У многих выдающихся деятелей искусства и науки в детские годы наблюдалась дислексия, но данное речевое нарушение не помешало им стать теми, кем они стали впоследствии     Ганс Христиан Андерсен Леонардо да Винчи Альберт Эйнштейн

Рисование тесно связано с работой по развитию речи. В процессе рисования у детей развиваются художественно-образные представления, мышление и речь, внимание и память. Дети учатся планировать работу (прочитывая вначале инструкцию по выполнению в книге, а затем пересказывают её по памяти)

При рисовании у детей совершенствуется умение концентрироваться на одной цели и доводить дело до конца.

У многих выдающихся деятелей искусства и науки в детские годы наблюдалась дислексия, но данное речевое нарушение не помешало им стать теми, кем они стали впоследствии

Ганс Христиан Андерсен

Леонардо да Винчи

Альберт Эйнштейн

 С дислексией можно и нужно бороться. Как правило, совместный труд педагогов, родителей, врачей и самих детей даёт положительный результат. У ребенка, прошедшего коррекционный курс, шансы окончить школу, поступить в следующее учебное заведение и жить полноценной жизнью ничуть не хуже, чем у других детей.

С дислексией можно и нужно бороться. Как правило, совместный труд педагогов, родителей, врачей и самих детей даёт положительный результат. У ребенка, прошедшего коррекционный курс, шансы окончить школу, поступить в следующее учебное заведение и жить полноценной жизнью ничуть не хуже, чем у других детей.

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !