СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дислексия. Специфические нарушения чтения - дислексии.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под дислексией понимается частичное расстройство процесса  чтения. проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций,которые обеспечивают процесс чтения.

Просмотр содержимого документа
«Дислексия. Специфические нарушения чтения - дислексии.»

Дислексия. Специфические нарушения чтения – дислексии.

Под дислексией ( лего- лат.-читаю) понимается частичное

расстройство процесса чтения, проявляющееся в повто-

ряющихся и стойких ошибках при чтении, и обусловленное

несформированностью или нарушением тех психических, которые

обеспечивают процесс чтения.

Этим дислексия принципиально отличается от тех затруд-

нений при чтении, которые связаны с плохой его техникой

и в большей или меньшей степени свойственны всем детям

на начальных этапах овладения чтением.

Комплексное обследование детей с дислексией, проведен-

ное различными специалистами ( невропатолагами, логопедами,

психологами и др.), позволило выявить у многих детей следующие отклонения:

1.Отставание в созревании некоторых мозговых структур о чем

свидетельствуют особенности электорэнцефалограмм, характерные для детей более раннего возраста.

2.Недоразвитие общей моторики, ее отставание, что может отри-

цательно сказываться на формировании необходимых для чтения

предпосылок.

3.Недостаточная сформированность зрительно- пространственных

представлений (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу). Эти трудности часто сочетаются с поздним выделением ведущей руки, с явным или скрытым левшеством.

4.Выраженная задержка в речевом развитии (дефекты в произношении звуков, нарушения слоговой структуры слова, нарушения

фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным навыкам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи: ошибки при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов. Отсутствие в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении.

Естественно, что все эти отставания существенно затрудняют овладение ребенком таким сложным процессом, как чтение. У него оказываются несформированными необходимые для этого предпосылки.

Вопрос о причинах происхождения дислексии до конца не ясен.

По мнению ряда ученых, известную роль здесь может играть

наследственная предрасположенность. Нередко дислексии бывают

обусловлены и органическим повреждением определенных зон

коры головного мозга при неблагоприятном протекании беременности или родов у матери. Не исключаются и функциональные причины происхождения дислексии. К ним могут быть отнесены

все факторы, так или иначе задерживающие формирование тех

психических функций, которые участвуют в процессе чтения (недостаточное внимание к речи ребенка в период ее становления, неправильная речь окружающих его людей, дефицит общения со взрослыми, двуязычие и т. п.)

Каковы же основные симптомы, по которым можно распознать

дислексию? Они сводятся в основном к следующему:

- неправильное называние при чтении некоторых букв ( не узнавание их);

-побуквенное (вместо послогового) чтение;

-искажение звуко-слоговой структуры слов;

-чтение отдельных слов и даже всей строки в направлении справа

налево;

-нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.


Многие из этих симптомов начинают проявляться уже на самых

ранних этапах овладения чтением и выражаются в том, что ребенок

никак не может усвоить названия букв, слить их в слоги т. п.

Такого рода трудности могут возникать, не страдающих дислексией, но они носят преходящий характер и вскоре исчезают помере овладения техникой чтения, не требуя специальной помощи.

До настоящего времени не существует единой классификации

дислексии. Разные авторы выделяют различные виды специфических нарушений чтения. Однако большинство ученых подразделяют дислексию на две большие группы- фонематическую и оптическую- в зависимости от преимущественного поражения одного из ведущих анализаторов, участвующих в процессе чтения-речеслухового или зрительного.

Разновидности дислексии:

-Фонематическая дислексия связана с функциональной незрелостью, а значит и с недостаточно тонкой дифференцированной работой центрального отдела речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифферинциации звуков в речи и к трудностям фонематического анализа и синтеза слов.

Оптическая дислексия связана с недоразвитием высших зрительных функций: зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Дети затрудняются в конструировании изображений,

в определении сходства и различия зрительных изображений,

в преобразовании фигур. У них наблюдаются неточности срисовывания и конструирования: а)упрощение фигур, уменьшение количества элементов, б)неправильное пространственное расположение линий по сравнению с образцом. В процессе овладения чтением у этих детей отмечаются трудности в усвоении графическисходных букв, их смешания и замены при чтении (т-г, д-л. в-з, р-ь, х-к, ж-к) и др.


Аграмматическая дислексия, обусловленная несформированностью

у ребенка до начала обучения грамоте грамматических обобщений

что проявляется в наличии аграмматизмов в устной речи.

На определенном этапе обучению чтению ребенок начинает

Пользоваться смысловой догадкой и уже не дочитывает слово

до конца ,а самостоятельно договаривает его, часто искажая в процессе чтения окончания, суффиксы. Префиксы. Например(сладкий

яблоко, стадо оленев, перебежал –прибежал)



Семантическая дислексия (механическое чтение)-это нарушение

понимания читаемого при технически правильном чтении.) Се-

мантическая дислексия вызывается двумя факторами: а)недоразвитием

звукослогового синтеза. б)нечеткостью, недифференцированностью

представлений о синтаксических связях слов в предложении. Правильно прочитав слово по слогам, ребенок не может объединить

эти слоги в единое целое и узнать прочитанное слово, что объясняется

недостаточной сформированностью у него способности к слоговому

синтезу. Ребенок затрудняется при выполнении таких заданий :

а)узнать и назвать слово, предъявленное в виде отдельных звуков

(например, к-о-ш-к-а.), предъявленное по слогам (кар-ти-на).

Другая причина непонимания прочитанного может заключаться

в бедности словарного запаса ребенка и в непонимании им грамматических

связей между словами. Так, если ребенок не знает значение

многих слов, то вполне естественно, что смысл прочитанного ему

будет непонятен. Тоже самое и в отношении недостаточного понимания связей между словами Здесь можно провести некоторую

аналогию с переводом иностранного текста. Можно выписать и правильно

перевести все слова, но так и не понять смысла предложения по причине недостаточного владения законами грамматики данного языка.

Примерно в таком же положении нередко оказывается ребенок,

не владеющий или плохо владеющий грамматическими законами

своего родного языка. Для преодоления такого рода трудностей необходимо обогащать словарный запас ребенка и работать с ним над усвоением грамматических закономерностей языка.


Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех

букв, в недифференцированных заменах букв при чтении, что

объясняется трудностями установления связей между звуками буквой.

Ребенок не запоминает, какая буква соответствует тому или иному звуку.