СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диспут "Есть ли у животных сознание?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диспут как активация познавательного интереса учащихся с опорой на межпредметные связи предваряет изучение темы "Сознание"

Просмотр содержимого документа
«Диспут "Есть ли у животных сознание?"»

Диспут: «Есть ли у животных сознание?»

Урок 1 по теме «Сознание»


Цель:

  • изучение дискуссионного понятия «сознание»;

  • активизация мышления учащихся;

  • развитие навыков самообразования;

  • расширение межпредметных связей;

  • развитие навыков систематизации знаний.


Сознание является одним из основных понятий ряда научных дисциплин (философии, психологии, социологии, биологии) и одновременно – одной из наиболее дискуссионных проблем. Для демонстрации этого в ходе изучения данной темы учащимся предлагается предварительная задача: «Есть ли у животных сознание?». Таким образом, изначально раскрытие темы будет построено не на основе механического заучивание материала, а через открытие гимназистами проблемы, способов её доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, установление связей ряда наук. В результате происходит переход на уровень проблемного обучения путем создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней вопросы. Главная роль в решении данной учебной проблемы отводится учащимся, учитель только направляет и корректирует их работу на основе лекционного материала в ходе второго урока. При этом материал лекции будет усвоен более качественно, т.к. готовясь к диспуту, гимназисты в определенной мере уже знакомы с данным материалом.

Получив предварительный вопрос для организации диспута о наличии у животных сознания, учащиеся делятся (по собственному выбору) на две группы, соответственно, согласные с этим утверждением и опровергающие факт наличия сознания у животных.

Можно спрогнозировать, что в ходе решения поставленной проблемы о наличии у животных сознания, учащиеся поднимут и изучат вопросы:

  • Что такое сознание? Какие варианты определения понятия существуют?

  • Присуще ли сознание только человеку?

  • Чем человек отличается от животных? И т.д.

Итого: будет достигнута одна из главных целей курса Обществознание в СПГ – развитие мышления. Сама задача о наличии сознания у животных мотивирует к изучению нового материала. Внутренней мотивацией, «подогревающей» изучение задачи, выступает наличие у многих учащихся домашних животных и любовь к ним.

Следующий этап – работа с научной литературой, т.к. никакое мнение не может быть голословным, не подкрепленным данными науки. Отсюда - обращение учащихся к монографиям по теме курсов биологии, психологии, философии. Возможна также организация исследовательской деятельности по изучению поведения домашних животных. Эта работа не только ведет к использованию межпредметных связей, но и дает возможность углубить знания тех гимназистов, кто выбрал предмет биологию в качестве специализации.

Ход диспута:

  • Выступление первой группы (около 10 минут) для обоснования своей позиции.

  • Ответы членов группы на вопросы, возникшие у оппонентов по ходу их выступления.

  • Выступление и ответы на вопросы второй группы.

  • На основе диспута учащиеся и учитель формулируют её итоги для изучения проблемы «Сознание» в целом. При этом объем и изложение темы во многом зависят от широты и глубины, поднятых в ходе дискуссии вопросов, и постоянно апеллируют к полученным в ходе самостоятельного изучения знаниям.

  • В качестве консультантов и независимых судей можно пригласить учителей биологии и психологов школы, учащихся 11 класса, специализирующихся по предмету Биология.