Просмотр содержимого документа
«Диспут "Есть ли у животных сознание?"»
Диспут: «Есть ли у животных сознание?»
Урок 1 по теме «Сознание»
Цель:
изучение дискуссионного понятия «сознание»;
активизация мышления учащихся;
развитие навыков самообразования;
расширение межпредметных связей;
развитие навыков систематизации знаний.
Сознание является одним из основных понятий ряда научных дисциплин (философии, психологии, социологии, биологии) и одновременно – одной из наиболее дискуссионных проблем. Для демонстрации этого в ходе изучения данной темы учащимся предлагается предварительная задача: «Есть ли у животных сознание?». Таким образом, изначально раскрытие темы будет построено не на основе механического заучивание материала, а через открытие гимназистами проблемы, способов её доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, установление связей ряда наук. В результате происходит переход на уровень проблемного обучения путем создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней вопросы. Главная роль в решении данной учебной проблемы отводится учащимся, учитель только направляет и корректирует их работу на основе лекционного материала в ходе второго урока. При этом материал лекции будет усвоен более качественно, т.к. готовясь к диспуту, гимназисты в определенной мере уже знакомы с данным материалом.
Получив предварительный вопрос для организации диспута о наличии у животных сознания, учащиеся делятся (по собственному выбору) на две группы, соответственно, согласные с этим утверждением и опровергающие факт наличия сознания у животных.
Можно спрогнозировать, что в ходе решения поставленной проблемы о наличии у животных сознания, учащиеся поднимут и изучат вопросы:
Что такое сознание? Какие варианты определения понятия существуют?
Присуще ли сознание только человеку?
Чем человек отличается от животных? И т.д.
Итого: будет достигнута одна из главных целей курса Обществознание в СПГ – развитие мышления. Сама задача о наличии сознания у животных мотивирует к изучению нового материала. Внутренней мотивацией, «подогревающей» изучение задачи, выступает наличие у многих учащихся домашних животных и любовь к ним.
Следующий этап – работа с научной литературой, т.к. никакое мнение не может быть голословным, не подкрепленным данными науки. Отсюда - обращение учащихся к монографиям по теме курсов биологии, психологии, философии. Возможна также организация исследовательской деятельности по изучению поведения домашних животных. Эта работа не только ведет к использованию межпредметных связей, но и дает возможность углубить знания тех гимназистов, кто выбрал предмет биологию в качестве специализации.
Ход диспута:
Выступление первой группы (около 10 минут) для обоснования своей позиции.
Ответы членов группы на вопросы, возникшие у оппонентов по ходу их выступления.
Выступление и ответы на вопросы второй группы.
На основе диспута учащиеся и учитель формулируют её итоги для изучения проблемы «Сознание» в целом. При этом объем и изложение темы во многом зависят от широты и глубины, поднятых в ходе дискуссии вопросов, и постоянно апеллируют к полученным в ходе самостоятельного изучения знаниям.
В качестве консультантов и независимых судей можно пригласить учителей биологии и психологов школы, учащихся 11 класса, специализирующихся по предмету Биология.