СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диспут-клуб по правовым знаниям: "Я – ребенок, Я – человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели;

-ознакомить с основными целями ООН, с Детским фондом ООН;

-определить уровень знания своих прав и свобод

-формировать у учащихся понимание универсальности. Всеобщего характера, тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции;

-развивать навыки дискуссии, умение излагать собственную позицию.

Просмотр содержимого документа
«Диспут-клуб по правовым знаниям: "Я – ребенок, Я – человек"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Байгильдинская средняя общеобразовательная школа”











Диспут-клуб

по правовым знаниям:

"Я – ребенок, Я – человек"



















МОУ “Байгильдинская СОШ”

Васильева Е.В.,








Байгильдино 2016г.


Диспут-клуб по правовым знаниям: "Я – ребенок, Я – человек"


Цели;

  • ознакомить с основными целями ООН, с Детским фондом ООН;

  • определить уровень знания своих прав и свобод

  • формировать у учащихся понимание универсальности. Всеобщего характера, тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции;

  • развивать навыки дискуссии, умение излагать собственную позицию.

Задачи:

познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;

на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;

помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.


Программа

1 часть “Вступительное слово” (беседа)

2 часть “Литературно-правовая викторина”

3 часть “Турнир знатоков права” (дискуссия)


Оформление:

Столы расставлены по цветовому принципу (при входе каждый получает бумажку определенного цвета и садится за соответствующий цвета стол)

Плакат “Календарь правовых дат

Презентация

На столах брошюры или разрозненные листы “Конвенция о правах ребенка” (участники диспута уносят из с собой как памятку содержащую наиболее важные статьи из Конвенции о правах ребенка)

Музыкальное оформление “Мы маленькие дети”, из кинофильма “Приключения Электроника” , фрагменты песен из мультфильмов.


Действующие лица:

Ведущий

Помощники (2 человека)


Награждение активных участников викторины, памятными дипломами


КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

XXI век — Век ребенка

2001-2010 гг. Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня — Международный день защиты детей

4 июня — Международный день детей — жертв агрессии

20 ноября — Всемирный день прав ребенка

10 декабря — День прав человека

12 декабря — День Конституции Российской Федерации










Содержание занятия.


1 часть: “Вступительное слово”

Слайд № 1

Ведущий: Добрый день, друзья!.


Сегодня наша встреча посвящена теме “Права ребенка”. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка. А 10 декабря в мире объявлен днем прав человека.

Слайд № 2

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.


Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей, то есть о наших с вами правах.

Слайд “3,4

Помогать нам будут два моих помощника, которые знают все-все о наших детских правах. А может быть, среди вас, есть такие, кто все уже знает, и тогда наиболее знающим, а тем более активно участвующим ребятам из зала будут выдаваться специальные жетоны в течение всей нашей встречи, они нам помогут подвести итоги и провести награждение памятными дипломами.


(Вопрос в зал) Как вы думаете, ребята, когда и как люди пришли к осознанию того, что права человека надо защищать?

Слайд № 5 - 6

1 помощник: (вступает в том случае, если не будет ответа из зала или ответ будет не точный)


(Мне бы хотелось еще добавить, да, на самом деле … — начинать с этих слов, если ответ не точный и продолжать основной текст…)


(Начинать с этих слов, если ответа не было) —


Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.


Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

О правах человека начали задумываться еще в Древней Греции, где еще в 7 веке до н.э. первые демократические преобразования провел легендарный Солон.


Ведущий: (с ухмылкой) С тех пор, прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и нарушениями человеческих прав, экологические катастрофы и в общем жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию.Какие могут быть права у человека, живущего в обществе (в государстве), сотрясаемом войнами — Отечественная война 1812 года, Отечественная война 1941. Нужно же что-то придумать, что было бы посильнее государства, нужно завести такого защитника, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, чтобы ни случилось!


2 помощник: Вы правы, ведущий. Миссию такого защитника взяла на себя Международная организация — ООН.


Ведущий: Что же это за организация такая ребята, расскажите мне, пожалуйста?


2 помощник: (вступает в том случае, если не будет ответа из зала или ответ будет не точный).


(В принципе ребята, вы правы, но мне хотелось бы уточнить — начинать с этих слов, если ответ не точный и продолжать основной текст…)


(Начинать с этих слов, если ответа не было) —

Слайд № 7

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.


Ведущий: Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства!

Слайд № 8

1 помощник: Именно поэтому в 1989 году ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Слайд № 9

В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.


Ведущий: О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

Слайд №10

1 помощник:

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

На столах у вас ребята лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка.

Слайд № 11-12


Перечень с надписями прав ребенка:

Право на жизнь.

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право свободно выражать свои взгляды.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.


(Очень кратко перечисляет наиболее важные права ребенка, которые напечатаны на листах и лежат на столе или другой вариант, называть из зала ребят, чтобы они зачитывали по одной две статьи).

Слайд № 13 -15

Ведущий: Спасибо, вам, ребята, и вам, помощники, за столь поучительную для меня беседу. Но мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить себя, а правильно ли мы все поняли, на что мы имеем право, а на что нет. Проведем тестирование.


2 часть: “Литературно-правовая викторина”

Ведущий.

Конкурс. Кроссворд.


Слайд № 16.

Кроссворд


По горизонтали:


1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста.

(ребенок)

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью. (предпринимательской)


3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

(одиннадцать)

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет.

(воинский)


По вертикали:


1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления?

(С 14 лет)

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день.

(Работать)


СЛАЙД № 17 ответы


2 помощник:. Мы проведем среди вас, ребята, литературно правовую викторину. Итак, за дело.

Слайд № 18

Помощники зачитывают игровые ситуации, и предлагают за обозначенное время (пока звучит музыка) выяснить, какая статья из конвенции была нарушена. Первому правильно ответившему участнику из зала выдается жетон, которые потом будут подсчитываться.


1 помощник: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?


(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)


2 помощник: Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?


(Ответ: Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний. Ст. 15)


1 помощник:

Слайд №19

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?


(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)


2 помощник: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным


(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)


1 помощник:


Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?


(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)


2 помощник:


Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено


(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).




Ведущий. Следующий конкурс - викторина. “Угадай-ка! Права литературных героев ”


Слайд № 20.

Угадай героя по описанию:

1 помощник

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

2 помощник.

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).


1 помощник

В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). Слайд 21


2 помощник. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). Слайд 22


1 помощник

В какой сказке герою очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 23

2 помощник.

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). Слайд 23


1 помощник

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”). Слайд №24


2 помощник.

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”). Слайд 25


Ведущий . Конкурс. “Песня о правах”.

Приложение (архив .zip)


Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет в них речь.

“В каждом маленьком ребенке” (право на всестороннее развитие).

“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет).

“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний)

“ На крутом бережку” (право на отдых).

“Наташка-первоклашка” (право на образование).

“Я служу России” (обязанность встать на воинский учет. Хворостян).

Ведущий. Следующий конкурс будет нелёгким, ведь мы должны с вами определить, в каких из перечисленных случаев наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая.

Сергей солгал матери. (моральная)

Николай разорил муравейник. (юридич.)

Террорист попытался угнать самолёт (юридич.)

Владимир положил в карман финский нож. (моральная)

Александр принял дозу наркотика (моральная)

Валерий при переезде на новую квартиру выгнал на улицу свою собаку (моральная)

Аркадий сломал дерево (моральная)

Рабочий прогулял рабочий день (юридическая)

Девушка украла чужого ребёнка (юридическая)Пётр и Ленонид бросали камни в проходящие поезда (юридическая)

Виктор ударил товарища (моральная)

Анатолий пожадничал (моральная)

Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля (юридическая)

Школьник мучил котёнка (моральная)


3 часть: “Дискуссия”


Ведущий: (с вызовом) “Я имею на это право!”, “Почему вы нарушаете мой права?” — эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не отдавая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка. Или подискуссировать на затронутую тему, а может он все-таки был прав, в том, что требовал?


Ситуация 1 слайд №27


Мать: Сколько раз тебе говорить — после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.


Сын: Но мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?


Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный ее непослушным сыном?


Помощник 1 (если не будет ответа)


(Ответ: ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире (да и в доме!), и является нарушением общественного порядка)


Ситуация 2 слайд № 28


Ученик: Марья Ивана! Я к вам на физику больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами вы физики не знаете, путаетесь часто, уроки у вас не интересные. Пусть нам другого учителя физики найдут, поумнее.


Учитель: Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?


Ученик: Смею, Марья Ивана! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший — меня за вашу двойку знаете как наказали? Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.


Ведущий: Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя — он виноват во всех наших бедах. Но тем не менее закон здесь на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах?


Помощник 2: (если не будет ответа)


(Ответ: Чтобы пострадала репутация других людей. Ст. 13)



Ситуация 3 слайд №29


Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.


Сын: Мама, у меня завтра контрольная.


Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!


Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования


Ведущий: Как вы разрешите подобную ситуацию.


Помощник 2: (если не будет ответа)


(Ответ: Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей)


Ведущий: Итак, давайте подведем итоги нашей встречи. У каждого ребенка есть права, каждый имеет свой правовой статус – это ваше положение в мире права. Как в геометрии положение определяется тремя координатами, так в праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

но не забывайте не нарушать и сами права других людей, требуя выполнения своих прав. А где же записаны ваши права. ( в конвенции)

Когда была создана конвенция? ( 20 ноября 1989г.)


А сейчас дипломом активного участника …., награждается, … Ф.И.


Далее проводится награждение всех принявших активное участие в диспуте. Активные частники выявляются по наличию жетонов, которые раздавались во время диспута за каждый верный ответ.

Рефлексия. Вам понравилось сегодняшнее мероприятие? Почему?


Ведущий: Спасибо всем за участие. Слайд № 29.