СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диспут о пользе чтения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен сценарий диспута о пользе чтения

Просмотр содержимого документа
«Диспут о пользе чтения»

Диспут во время Дня открытых дверей: «Самоопределение личности в рамках работы школы по модели «Школа-социокультурный центр»

Тема диспута: «Роль книги в самоопределении личности».

Название диспута: «Будущее книги и её читателя».

В основе диспутов, по мнению Е.О.Галицких, лежит опорный тезиc-утверждение, который является темой «игры» и определяет позиции двух соревнующихся команд. В качестве темы диспута может быть выбран не только спорный тезис-утверждение, но и вариативное высказывание, объединяющее две точки зрения. Тема диспута должна соответствовать нескольким условиям:

1.Чёткость и конкретность формулировки.

2.Однозначность понимания.

3.Перспективность для обсуждения.

4.Значимость для воспитанников.

Цель: сформировать убеждение, что чтение сегодня, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Задачи:

- образовательная: познакомить учащихся с разными точками зрения на проблему чтения; показать объективную картину роли книги в современном обществе, будущего книги как бумажного, электронного носителя, аудиокниги;

- воспитательная: учиться высказывать и отстаивать свою точку зрения; воспитывать самостоятельность суждений учащихся, расширять их кругозор;

- развивающая: формировать волевые качества учащихся; умения делать обобщения, выводы.

Подготовка к диспуту начинается за две недели. Инициативная группа учащихся (11 класс) вместе с преподавателем намечают основную программу подготовки диспута.

1.Широкое оповещение учащихся о предстоящей теме обсуждения (бюллетени, объявления).

2.Оформление помещения (помощь школьного и сельского библиотекарей): выставка книг, газеты о книгах, читательские дневники, афоризмы о пользе чтения.

3.Проведение и обработка анкет, сочинений.

В кабинете литературы и на доске объявлений вывешивается лист вопросов к диспуту (за 10 дней).

1.Зачем читать?

2.Как вы считаете, за время обучения в школе ваше чтение упростилось или усложнилось? Попробуйте выдвинуть аргументы сначала в пользу одной, а затем другой точки зрения?

3.Связаны ли успехи в чтении с достижением жизненного успеха? Разделитесь на две группы. Первая группа доказывает, что «да, связаны», вторая – «нет, не связаны».

4. Расскажите о случае из своей жизни, когда в сложных обстоятельствах вас выручило чтение?

5.Нужно ли, чтобы молодёжь читала больше? Для чего? Что можно сделать для этого в нашей школе?

6.Традиционная книга, электронная книга, аудиокнига. Какую будете читать вы? Какой книге вы отдаёте предпочтение?


На уроках литературы проводится анкетирование по сюжету книги Р.Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Обобщение результатов этого анкетирования показано во время диспута.

Проведение анкеты учителями 4-ых классов, литературы. Всего опрошено учеников 4-11 классов: 89 учеников.

Вопросы анкеты:

1.Когда ты научился читать?

2.Твои первые книги?

3.Какие книги ты читаешь сейчас?

4.Кто тебе помогает выбрать книги сейчас?

5.Твои предпочтения: сказки, приключения, фантастика, детективы, энциклопедии, историческая литература, о любви, ужасы,

о животных.

6.Чем является чтение лично для тебя?

7.Твоя любимая книга?

8.Твоё отношение к школьной читательской конференции?

Обрабатываются результаты анкеты и оформляются как презентация.

Учитель до проведения диспута знакомит ребят с понятием «диспут», с правилами поведения во время диспута.




Ход мероприятия.

  1. Вступительное слово учителя:

«Сегодня, ребята, мы проведём диспут. Название диспута: «Будущее книги и её читателя».

Ученики 11-го класса представляют сценку в автобусе. Два парня разговаривают:

- Ты читаешь книги?

- Нет. А ты?

-Я думаю, что книг вообще скоро не будет. Столько возможностей получать информацию!

- Я с тобой совершенно согласен!

Ученица 11-го класса выразительно читает высказывание писателя о пользе чтения.

2-ая сценка: «Парень приходит к другу в гости, смотрит на полку и говорит: «Ого, сколько у тебя дисков, кассет!» Друг отвечает: «Ты что, это книги!»

Ученица 11-го класса читает изречение классика.

Ребята, давайте познакомимся с результатами анкеты, которую мы проводили с вами. Показана презентация результатов анкеты, которая прокомментирована учителем.

Слово учителя: «Начнём диспут! «Будущее книги и её читателя».

1.Зачем читать?

Возможные ответы ребят: «Для того чтобы расширять кругозор; познавать мир, узнавать новое; интересно; пополнять словарный запас; грамотнее писать».

Ведущий (В. – такое сокращение будет использоваться):

- Читать? Зачем книга? К чему постигать чужие истины? Эти вопросы бесконечны, и ответы у каждого свои. Как, например, у физика Эйнштейна, который считал, что Достоевский дал ему больше представлений о мире, чем математики, ни в коем случае не умаляя достоинств этих великих умов. Или вот ещё пример. Академик Капица почему-то всегда интересовался у абитуриентов, поступающих на физтех, читали ли они Данте, Сервантеса, Толстого, Шолохова, и, если ответ был отрицательный, он рекомендовал выбрать другой вуз.

Всемирная организация здравоохранения, включив грамотность (в том числе умение читать и писать) в число 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации, утверждает, что читать нужно, чтобы полноценно жить: познавать, получать образование, решать сложные жизненные проблемы, переживать различные психологические состояния, радоваться, сопереживать, удивляться.


  1. Как вы считаете, за время обучения в школе ваше чтение упростилось или усложнилось? Попробуйте выдвинуть аргументы сначала в пользу одной, а затем другой точки зрения.

В.: « Кто считает, что упростилось, поднимите руки. А кто считает, что усложнилось? А теперь давайте выслушаем аргументы».

Возможные ответы учащихся (В.О.- такое сокращение будет использоваться в дальнейшем): «Упростилось, потому что лучше стали читать, понимать прочитанное, т.к. приобрели читательский опыт; много узнали слов, и стало понятнее читать».

В.О.: «Усложнилось, так как с каждым годом читаем книги всё сложнее и сложнее; встречается много незнакомых слов, нужно посмотреть их значение в толковом словаре; труднее понять и разобраться в поступках героев, потому что встречаются самые разные жизненные ситуации».

В.: «Согласитесь, что ваши аргументы не противоречат, а дополняют друг друга. Читая, улучшаем технику чтения, отрабатываем читательские умения, которые становятся навыками читателя. С этой точки зрения упростилось. Это, ребята, просто после трудностей пройдена определённая ступень, а поднимаемся на следующую ступень: книги читаем сложные, поэтому чтение усложнилось.

3.Связаны ли успехи в чтении с достижением жизненного успеха? Разделитесь на две группы. Первая группа доказывает, что «да, связаны», вторая – «нет, не связаны». Поднимите руки: первая группа, а потом – вторая. Давайте сначала спросим тех ребят, кто говорит, что «не связаны».

В.О.: «Причём здесь жизненный успех и чтение? Например, водитель такси, он зарабатывает деньги, зачем ему книги читать, ему и так хорошо живётся».

В.: «А что для тебя жизненный успех?»

В.О.: «Здоровье близких, удачная работа, много денег!»

В.: «А для этого не нужны успехи в чтении?»

В.О.: «Нет».

В.О. 2 группы: «Как же можно достичь жизненного успеха, не достигнув читательского успеха! Ты хочешь хорошо учиться, а для этого необходимы успехи в чтении, хочешь овладеть престижной профессией, как же ты ей овладеешь, если ты плохо читаешь, мало читаешь?»

В.: «Ребята, а о какой литературе мы говорим?»

В.О.: «О научной, научно-популярной, познавательной».

В.: «А художественная книга? Давайте вернёмся к информации, которую я вам сообщила об учёных Эйнштейне и Капице. Как вы думаете, почему оба лауреата Нобелевской премии пальму первенства отдавали книге?

В.О.: «Художественная литература влияет на умы и души людей, изменяет их, делает лучше. Николай Островский, герой Гражданской войны, писатель, его роман «Как закалялась сталь» воспитывал многие поколения молодых людей, считал своей настольной книгой роман английской писательницы Л.Войнич «Овод». Сила воли, качества борца помогали Н.Островскому бороться с врагами, находить силы душевные и физические, когда строили узкоколейку; переносить очень тяжёлые физические страдания. После ранений, полученных в боях в Гражданской войне, Островский ослеп и перестал двигаться, было даже малодушное желание – застрелиться, чтобы не мучиться и не мучить других. Он всегда вспоминал Овода.

Мне кажется, что мы с вами перешли к следующему вопросу.

4.Расскажите о случае, когда в сложных обстоятельствах вас выручило чтение?

В.: «Может быть, вспомним примеры, приведённые на читательской конференции «Золотая полка».

В.О.: «Ольга Николаевна рассказывала о своей любимой книге Е.Ильиной «Четвёртая высота». Татьяна Васильевна познакомила со своей любимой книгой М.Алексеева «Ивушка неплакучая».

В.: «Я расскажу вам случай, произошедший со мной. Когда я училась в 8 классе, нас с подругой попросили пойти в 5 класс, так как учитель заболел. Мы пришли, пытались что-то рассказывать, но нас никто не слушал, все шумели. И я решила им почитать, но, чтобы их заинтересовать, нужно было почитать что-то интересное, а книги у меня с собой не было. Тогда я взяла с учительского стола книгу и стала им «читать» свою любимую книгу «Динка» В.Осеевой, вернее, рассказывать. Ребята затихли и так слушали до конца урока. Когда зашла учительница, очень удивилась, что так тихо, посмотрела книгу, какую я читала, это была специальная книга для учителя, спросила: «Ты наизусть рассказывала?» Этот случай очень сильно повлиял на моё решение выбрать учительскую профессию.

Давайте спросим наших гостей: был ли в Вашей жизни случай, когда в сложных обстоятельствах Вас выручило чтение?

Перейдём к следующему вопросу.

5. Нужно ли, чтобы молодёжь читала больше? Для чего?

В.О.: «Знать больше, развивать свою память, расширять кругозор, интересно».

В.: «Что можно сделать для этого в нашей школе?»

В.О.: «Уроки литературы, читательские конференции, конкурсы чтецов, встречи с поэтами литературного объединения «Истоки», разнообразные мероприятия по литературе: на 3-ей читательской конференции многие ребята называли среди любимых «Гарри Потера» «Сумерки», романы Пауло Коэльо. О них мы не говорим на уроках литературы, поэтому решили провести внеклассные мероприятия по этим книгам».

6. Традиционная книга, электронная книга, аудиокнига. Какую книгу будете читать вы? Какой книге вы отдаёте предпочтение?

В.О.: «Традиционная книга, потому что можно вернуться, подумать, привычно, не устают глаза…

- Мне нравится аудиокнига, можно что-либо делать и слушать…

- Аудиокнига помогает учить стихи наизусть.

- Хорошее чтение можно послушать.

- Будущее за электронной книгой!»

В.: «Легендарный, как его называли «пророк из Торонто», известный литературовед, философ Герберт Маршалл Маклюен ещё в 50-е годы прошлого века написал книгу «Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего». Кто такой Гуттенберг? ( «Изобрёл печатный станок»). Маклюен определяет путь развития цивилизации в следующем виде: «от алфавита и письма к печатному станку, а затем и к электронным средствам коммуникации», а идею мира как «глобальную деревню», в которой ничего нельзя скрыть и все ответственны за всё. Всё это было написано задолго до эры Интернета. Я думаю, вам знакомо имя Билла Гейтса. Его слова: «Если мне надо прочитать3-4 страницы текста, я предпочту их распечатать и прочесть на бумаге». Заметьте, это произнёс человек, можно сказать, родившийся с компьютером в руках.

Современные устройства для хранения и чтения текстов книг (e-book reader) или, по-иному, «электронно-читающие устройства» (ЭЧУ) могут содержать сотни книг в своей памяти. Очевидные преимущества электронных книг:

1.Если загрузить в устройство 1 или 300 книг, весить оно будет одинаково – это очень удобно, например, для путешественников или студентов, предпочитающих готовиться к сессии на пляже или где-нибудь на природе.

2.Наличие функций поиска: обнаружить нужное слово или место в электронной книге – секундное дело. К тому же ЭЧУ помнят, где вы остановились.

3.Экология. Производители электронных книг справедливо подчёркивают: если каждый из 6,5 млрд. жителей Земли купит хотя бы одну книгу, то на планете не останется ни одного дерева, всё уйдёт на бумагу…

Но печатная книга остаётся все равно на высоте спроса: многим нравятся запах книг и специфический дух, царящий в библиотеках, книжных магазинах.

Марк Сатран «Похвальное слово наладоннику». Марк Сатран – книголюб, читает постоянно, научился читать в 4 года, собирает домашнюю библиотеку. В настоящее время поклонник и пользователь электронной книги, читает её с помощью КПК, то есть карманного персонального компьютера, а попросту – наладонника. Чтобы его представить, увеличьте мысленно свой мобильник в ширину вдвое и займите большую часть его поверхности экраном. Удобство в том, что можно спокойно носить с собой целую библиотеку, где бы я ни был. Могу в любой момент достать наладонник, порыться в его памяти и выбрать книгу по душе и настроению.

Но Марк Сатран не отказывается и от традиционной книги. Переезжая на новую квартиру, пересматривал свою библиотеку, треть книг отдал в районную библиотеку, а две трети оставил, беря каждую в руки. Вспоминал, что с ней связано. Не хотелось расставаться с любимой книгой.

Наверное, можно сделать вывод: читать мы не перестанем! Не будем категоричными! Традиционная книга, электронная книга, аудиокнига. Каждая имеет право на жизнь! А мы с вами выбираем и читаем, слушаем, учимся. Я думаю, что остановиться на одной книге трудно».

Инсценировки советов, что можно сделать со старыми книгами. Эти советы были опубликованы в журнале «Домашний очаг». Найти этот материал можно в газете «Литература. Приложение к газете «Первое сентября» №18, 2008г.

Инсценировка сказки С.Я.Маршака «Книжка про книжки».

В.: «Прокомментируйте».

В.: «Ребята, мне хочется вспомнить книгу американского писателя Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». (Хорошо, если ученики напомнят.) Живые книги. Это новая услуга, которая появилась в ряде библиотек Европы. Называется она «Люди напрокат». (Найти этот материал можно в газете «Литература. Приложение к газете «Первое сентября» №18, 2008г.)

Завершение разговора. В нашей школе есть традиция: выпускникам дарить список книг в жизнь. Вместе с ребятами составляем индивидуальный список. Мне встретилась вот такая «Золотая полка лицеиста», я думаю, что мы с одиннадцатиклассниками после сегодняшнего разговора начнём составлять такой список. А вы, семиклассники и восьмиклассники, зачем ждать 11-го класса. Может быть, тоже начнём составлять?»


Мои мысли:

К теме сегодняшнего разговора мы пришли давно, для нас с вами не секрет, что интерес к чтению падает у современных школьников, в обществе идут разговоры, что книги как бумажного носителя скоро не будет, её заменят электронные книги, аудиокниги. Так родилась идея диспута. Конечно, страшновато было, будут ли ребята говорить, высказывать разные точки зрения. Получилось ли? Я придерживаюсь мнения, не быть категоричной, создать объективную картину. Получилось ли? Возник ли интерес, будет ли продолжение?

Время прошло. Ученики 11-го класса на экзамене по русскому языку в сочинении рассказывали о диспуте, приводили примеры. Абулгазинова Инна, выпускница школы, на занятии по культуре речи в СГУПСе составила речь о пользе чтения, используя услышанное на диспуте. Ученики просят проводить такие уроки-диспуты, внеклассные мероприятия в форме диспута.