СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диспут "Принятие базовых ценностей Российского общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного занятия. Посвящена обсуждению ценностей современного Российского общества

Просмотр содержимого документа
«Диспут "Принятие базовых ценностей Российского общества"»





















Дискуссия по теме


«Принятие участниками образовательного процесса


базовых национальных ценностей»






















Цели:

  1. Воспитание у школьников уважения к ценностям Российского общества.

  2. Развитие умений вести дискуссию, высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

  3. Осмысление необходимости сохранения ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости их как основы жизни общества.


Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки.


Формы работы: индивидуальная, групповая.


Виды деятельности: работа в группах, определение понятий, решение проблемных заданий.


Приемы деятельности ведущего:

1.Организация работы с текстом документа.

2. Организация групповой работы и дискуссии.

3. Обсуждение проблем и значимости содержания занятия для личности подростка.


1 этап. Постановка проблемы. Слово ведущего.

Сегодня мы собрались, чтобы попытаться ответить на вопрос, вынесенный в названии нашей встречи «Принимают ли участники образовательного процесса базовые национальные ценности».


2 этап. Разбивка участников на группы

Участники:

1 группа – 9 класс

2 группа – 11 класс

3 группа – гости семинара

4 группа – гости - эксперты


Каким правилам должны придерживаться участники дискуссии?

Правила дискусии вы видите на слайде.

1. Правило «одного микрофона»

2. Не спорить ради спора.

3. Критиковать идеи, а не людей.

4. Уважать мнение другого.

5. Спорить о том, что хорошо знаешь.

Желаете ли Вы добавить правила? Какие?

Желающие ответить на вопрос поднимают сигнальные карточки:

зеленую – согласен

красную – у меня другая точка зрения

желтую – хочу добавить


Слово ведущего: зачитывает эпиграф.

Теперь, когда мы умеем летать по

Небу, как птицы, плавать по воде,

Как рыбы, нам осталось одно — на-

Учиться жить на земле, как люди.

Бернард Шоу.



Обсуждение проблемы.

Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. Сегодня много говорится и пишется о разрушении традиционной для русской культуры системы ценностей.

Какие они, современные граждане России? Что ценят? Каковы предпочтения и приоритеты нынешних поколений? Эти вопросы являются одними из главных, потому что в России уже давно назрел «кризис» ценностной системы.


Вспомните, что мы называем ценностями?

(Ценностями называются наши представления о чем-то предпочитаемом как о благе).

3 этап. Обсуждение проблемы в группах.

Давайте определим, какие ценности имеют наибольшую значимость.

Работа по группам.

  1. Группа. Получает задание: изучить перечень ценностей и выбрать из них те, которые относятся к фундаментальным (Приложение 2).

  2. Группа. Получает задание: в течение 4-5 минут поработать с текстом Послания Федеральному собранию РФ Президента РФ В. В. Путина и выделить те ценности, которые государство определяет в качестве приоритетных сегодня (Приложение 1).

  3. Группа. Получает задание: поработать с текстом Конституции РФ и назвать ценности, которые содержатся в тексте(Приложение 3).


Выступают представители от групп. Идет обсуждение результатов работы групп. Участники записывают на листочках ответы групп.

Вопросы могут быть:

- Что вы имеете в виду, когда говорите, что …

- Как вы докажете, что это верно?

- Вы говорите, что? Я так вас поняла?

- Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду; уточните, пожалуйста

- Так ли это? Вы уверены в том, что говорите?

4 этап. Представление результатов перед аудиторией.

Задание участникам. Выстраивание иерархии собственных жизненных ценностей

Ведущий: предлагает каждому записать на отдельных листочках 5-6 ценностей, в порядке от самой значимой для него. Затем следует отложить эти листочки. К ним вернемся в конце занятия.

5 этап. Продолжение обсуждения и подведение итогов.

Ведущий. Есть еще одно мнение. Ценности у современного российского общества вот такие. Смотрим ролик.


Получается, что базовые ценности современной России отличаются от фундаментальных ценностей человечества. Вы согласны? (Ответы участников).

Да, действительно, перемены, произошедшие в нашей стране изменили подходы к пониманию некоторых ценностей.


Ведущий. Страна, которая стремится сегодня играть одну из главных ролей на мировой арене, должна иметь людей, граждан, обладающих … качествами

(сознательно ставим многоточие)

Знаете ли вы, какого человека хочет видеть сегодня государство? Какой он, современный россиянин? (ответы участников).

Я с вами согласна. Действительно сегодня государство сформулировало современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

Идеал есть.

Готовы ли вы к принятию этого идеала?

Какие компоненты вызывают сомнение?

Какие ценности вы бы добавили в этот перечень. Почему, объясните свою позицию.

Скажите, изменились ли сегодня подходы к пониманию некоторых ценностей (например, образования)

Что мешает формированию этих качеств в человеке?

Кто, по вашему мнению, способен осуществить формирование этих ценностей в человеке?

Где еще могут формироваться эти ценности?

Скажите, можете ли вы назвать людей, живших или живущих в нашей стране, которые приближены к этому идеалу?

Например, Александр Михеев.

17 июля 2011 года под Новосибирском загорелся автобус. Александр Михеев, который ехал в автобусе с женой и дочерью, выбежал со своими родными из автобуса, а потом, несмотря на просьбы не приближаться к горящему транспорту, начал спасать других пассажиров. Он пытался вытащить женщину с маленьким ребенком, застрявших непосредственно около очага возгорания, но не успел... Погиб он и еще 4 пассажира. Александр награжден посмертно за героизм и бесстрашие, проявленное во время экстремальной ситуации.


Ведущий. А теперь вернемся к нашему заданию.

Посмотрите, каков же теперь ваш «рейтинг ценностей». Хотите ли вы что-то поменять местами, может быть убрать какую-либо ценность или поменять (на какую)?

Объясните, почему?


Ведущий. Уважаемые участники, ответьте.

Почему есть необходимость обсуждать эту проблему?

Зачем мы сегодня были вместе?


Ведущий. Последнее задание группам. Составить синквейн.

Напомню. Синквейн - творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


P. S. Последний штрих.

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Перебираю драгоценности,

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!


Уважаемые участники! Желаю Вам выбрать такой путь в жизни, который позволит сохранить в душе ценности, которые «не падают в цене».



Приложение 2. ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.



ЖИЗНЬ

КРАСОТА

ЛЮБОВЬ

ДОБРО

ПИЩА

ВЕРА

ВЛАСТЬ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОДЕЖДА

ДОМ


СЕМЬЯ

ПОЛЬЗА

ПАТРИОТИЗМ

ЗЛО

ДРУЖБА

КОМФОРТ

ИСТИНА

ДЕНЬГИ

СВОБОДА

ЗДОРОВЬЕ



Приложение 3. Конституция РФ (извл.)

 Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.