МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет математики, физики, химии, информатики
Научно-практический семинар
«Образовательные ресурсы школы XXI века»
Дистанционные онлайн курсы
Подготовил студент 1 курса магистратуры
Теория и методика обучения математике
Шишов Дмитрий Вадимович
Коломна 2018
Оглавление
Аннотация
Введение. Нормативное обоснование вопроса повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Глава 1. Дистанционное образование в мире
Заключение
Литература
Аннотация
В данной работе рассмотрены различные интернет ресурсы, позволяющие учителям без отрыва от основной работы, заниматься самообразованием, повышением собственной квалификации.
Использование предложенных интернет ресурсов носит рекомендательный характер.
Целью данной работы является:
Введение
Нормативное обоснование вопроса повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Для начала определимся с основными понятиями, связанными с вопросами повышения квалификации. В ч 2. ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что «образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)». В свою очередь (ч.6 ст.10 Закона) дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. Дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ст.12 Закона). Таким образом, делаем вывод, что повышение квалификации (как и профессиональная переподготовка) — один из видов дополнительного профессионального образования, в рамках которого, в частности, осуществляется удовлетворение образовательных потребностей человека в профессиональном совершенствовании, не сопровождающееся повышением уровня образования. В связи с этим, сразу же акцентируем внимание на том, что прохождение курсов повышения квалификации и (или) переподготовки допустимо лишь только при наличии определённого уровня образования, но при этом само по себе успешное прохождение программы дополнительного профессионального образования никак не повышает уровень образования работника, т. е. если работник имеет степень бакалавра, то прохождение, например, программы профессиональной переподготовки не «превратит» его в магистра. К сожалению, но такие заблуждения встречаются очень часто.
Повышение квалификации педагогического работника — чьё право и чья обязанность?
Из пп. 2 п. 5 ст. 47 Закона следует, что педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Указанное право, в частности, реализуется посредством обучения педагогов по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. В соответствии с п. 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (Порядок утверждён Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499) реализация данного права осуществляется на основании договора об образовании, заключаемого со слушателем и (или) с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение, либо за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
Обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании (п. 11 ст. 76 Закона).
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации — 16 часов (п. 12 Порядка № 499).
Согласно п. 19 Порядка № 499 освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой образовательной организацией, осуществляющей обучение, самостоятельно.
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
При этом образцы документов о квалификации самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность по освоению педагогическими работниками дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации (п. 3 ст. 60 Закона).
На основании вышеизложенного организацию и проведение краткосрочных семинаров, тренингов, если их объём меньше 16 академических часов или их объём более 16 академических часов, но итоговая аттестация не предполагается в связи с краткосрочностью программы, нельзя рассматривать как дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.
Дистанционное образование в мире
Как известно, курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки относятся к дополнительному образованию и подразделяются на краткосрочные и долгосрочные. Также существуют различные виды получения данного дополнительного образования:
Очное
Очно – заочное
Заочное (дстанционное)
О последнем и пойдет речь.
Ещё десятилетие назад дистанционное образование было нововведением, к которому относились с подозрением. Ныне система дистанционного образования поражает числом учащихся, количеством образовательных учреждений, сложность инфраструктуры. Едва ли не у каждого университета есть возможность обеспечить обучение студентов, которые по тем или иным причинам не могут присутствовать на лекциях. Система дистанционного образования успешно развивается и в России.
Начало использования технологий дистанционного обучения в странах Западной Европы и США принято относить к 60-м годам прошлого века.
Первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет - был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин.
Открытый Университет почти за 40 лет своего существования стал самым крупным и занял место мирового лидера в дистанционном обучении: он стремится играть ведущую роль в распространении высшего и последипломного образования не только в Великобритании, но и в других странах на обширном пространстве от США до Сингапура. Сейчас в 400 учебных центрах, преподающих по программам Университета, обучается более 200 тысяч человек. С момента основания британского «Открытого университета» более трех миллионов студентов прошли обучение по программам дистанционного обучения.
Во Франции национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Еще в 1939 г. по решению правительства был создан Национальный центр заочного обучения (CNEC) для детей, которые по болезни или инвалидности (в связи с начавшейся Второй мировой войной) не могли посещать обычные школы (http://www.cned.fr). С 1980 г. Центр носит свое современное название. В настоящее время в его организационных структурах работают более 8000 человек, из них 5500 являются штатными сотрудниками, преподают почти 3 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике, общее количество студентов превышает 350 тысяч человек. Связь с ними осуществляется посредством спутникового телевидения, электронной почты и интернета. В обучении используются видео- и аудиокассеты и традиционные печатные учебники.
Одним из наиболее развитых центров e-learning в США является Массачусетский технологический университет (MTI). Уже сегодня в рамках университета открыто бесплатное дистанционное образование по шестидесяти дисциплинам, включая химию, инжиниринг, историю, математику, управление. В ближайшее время предполагается расширить список дисциплин до двух тысяч. По окончании прослушивания отдельно взятого курса учащийся может сдать экзамен и получить сертификат от MTI, а в случае прослушивания всего курса дисциплин по выбранной специальности – диплом.
Однако дистанционное образование за последнее время шагнуло еще дальше и помимо получения высшего образования современному человеку предлагаются также курсы повышения квалификации различной направленности. Отдельно остановимся на получении дополнительного дистанционного (заочного) образования для учителей.
Дистанционное образование для учителей
В настоящее время на просторах Интернета можно найти немало необходимой информации, будь то рецепт приготовления пирога или руководство по ремонту телевизора. Однако на сегодняшний день с помощью различных интернет сервисов можно получить еще и качественное образование, не выходя из дома.
Примеры интернет ресурсов по реализации направления «онлайн обучения учителей»
Проект «Инфоурок»

Проект «Инфоурок» - крупнейший образовательный интернет-проект в России, который ежедневно посещают более 1 000 000 человек.
В рамках проекта проводятся самые массовые международные олимпиады и конкурсы по предметам школьной программы и не только. «Инфоурок» даёт возможность пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, является базой для размещения методических материалов и разработок, с помощью которых учителя могут делиться опытом или, наоборот, искать идеи среди работ своих коллег. Проект «Инфоурок» предлагает бесплатные видеоуроки по основным предметам школьной программы, проводит вебинары на актуальные и интересные темы.
За 5 лет существования проект «Инфоурок» стал одним из самых посещаемых ресурсов России.
На сайте проекта можно найти множество разработок как для учителей так и для учеников.
Также, ресурс предлагает различный КПК (324) и КПП (184). Обучение дистанционное (заочное), платное.
Проект «Инфоурок» имеет лицензию на образовательную деятельность № 5201.
Десятки тысяч учителей со всей России успешно окончили дистанционное обучение на проекте «Инфоурок» и получили Дипломы и Удостоверения установленного образца, соответствующие государственным требованиям. Форма обучения в документах не указывается, а значит все документы, полученные при дистанционном обучении, ничем не отличаются от документов, выдаваемых при очном обучении.
Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» признаются аттестационными комиссиями во всех регионах РФ, потому что соответствуют всем установленным Министерством образования и науки РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года).
На сайте образовательного ресурса представлены все необходимые сопроводительные документы:
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.
Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999)
Система добровольной сертификации профессиональных компетенций специалистов «Инфоурок» зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ), рег.номер РОСС RU.З1733.04ПКС0 от 07.08.2017
Свидетельство о регистрации в Национальном центре ISSN (присвоен Международный стандартный номер сериального издания: № 2587-8018 от 17.05.2017)
Образовательный портал «Знанио»

Образовательный портал для педагогов, школьников и родителей «Знанио» это большая библиотека материалов различной направленности: уроки, разработки, статьи и т.п.
С недавнего времени портал предлагает услуги ПК и ПП. Обучение дистанционное, платное. Время обучения от одной недели. Возможно оплата в рассрочку. На сайте представлены все необходимые документы, регламентирующие деятельность портала:
Лицензия на осуществление образовательной деятельности: №5257
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №ФС77-72074 от 29.12.2017
Правообладатель товарного знака ООО «ЗНАНИО» (Свидетельство №639370).
Онлайн - школа «Фоксфорд»

Фоксфорд — онлайн-школа для учеников 3−11 классов, учителей и родителей. На онлайн-курсах и индивидуальных занятиях с репетитором школьники готовятся к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, изучают школьные предметы. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.
Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Проект входит в состав «Нетология-групп» и является резидентом «Сколково».
На портале в небольшом объеме представлены КПК и КПП. Обучение дистанционное, платное. Вся сопроводительная документация представлена на сайте:
Проект «Videouroki.net»

Огромная онлайн – библиотека публикаций учителей, видеоуроков. Данный ресурс также предлагает участие в дистанционных олимпиадах для школьников по различным предметам, вебинары и КПК и КПП для учителей. Обучение дистанционное, платное. Вся необходимая документация представлена на сайте проекта:
Образовательная платформа «LEKTA»

Стратегия
Мы создаем продукты и сервисы для учителей, направленные на сокращение затрат времени на поиск учебных материалов, подготовку к уроку, проверку домашних заданий, проведение проверочных и контрольных работ. В рамках курсов повышения квалификации мы предоставим учителям наши самые современные методические разработки, а также расскажем, как они могут быть внедрены в практическую деятельность.
Мы собрали команду профессионалов из сфер образования и информационных технологий для создания цифровой образовательной платформы нового поколения – LECTA. Наша цель – помочь участникам образовательного процесса, то есть учителям, ученикам и их родителям, российской школе достичь лучших результатов обучения с меньшими усилиями и затратами.
Ученики, использующие платформу LECTA, получат новые цифровые интерактивные учебники и другие электронные образовательные ресурсы, не только облегчающие их портфель, но и формирующие интерес к обучению.
Платформа LECTA позволит родителям в нужный момент помочь детям справиться со сложными темами школьной программы и проверить полученные ими знания.
И, наконец, школа получит в виде платформы LECTA не только простой, удобный и, что важно, дешевый способ выполнить требования закона «Об образовании», обеспечив учеников учебными материалами в электронной форме, но и мощный инструмент реального контроля эффективности процесса обучения.
На сайте представлено 10 КПК, доступ к материалам которых открыт и без оплаты самого курса. На сайте платформы представлена вся необхоимая документация:
Столичный учебный центр

При реализации образовательных программ ООО «Столичный учебный центр» использует информационные технологии, технические средства, а также информационно – телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Все образовательные технологии реализуются с применением информационно – телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Платформой, на которой организуется дистанционное обучение с применением электронных технологий, является сайт https://kursy.org/.
Обучающийся получает полный доступ к электронным материалам курса (текст курса, презентации, видеолекции, методические материалы и т.п.) после оплаты его стоимости.
Правоустанавливающие документы:
Центр дистанционного образования «Прояви себя»

Центр дистанционного образования «Прояви себя» является сетевым изданием (СМИ), действует на основании свидетельства о регистрации сетевого издания (СМИ) ЭЛ № ФС 77 - 61157, выданного Роскомнадзором, и свидетельства о государственной регистрации серия 70 №001697583, выданного ИФНС России по г. Томску, в лице главного редактора и индивидуального предпринимателя Иванова Антона Валериевича.
Принять участие в дистанционных курсах могут педагогические работники любых образовательных учреждений (детские сады, дома детского творчества, школы, гимназии, лицеи, ССУЗы, ВУЗы и т.д.).
Дистанционные курсы реализуются в рамках дополнительных общеобразовательных программ, проводятся круглогодично в индивидуальном для каждого педагога режиме.
Для участия в дистанционных курсах необходимо скачать и изучить положения о курсах, после чего подать заявку, заполнив регистрационную форму.
После регистрации каждому участнику любого из дистанционных курсов необходимо оплатить за курс 500 рублей.
После оплаты на следующий рабочий день участнику курсов на адрес электронной почты (e-mail) будут высланы ссылки для скачивания лекционного материала дистанционного курса и итогового задания.
Итоговое задание должно быть выполнено участником дистанционного курса не позднее, чем 3 месяца со дня получения лекционного материала.
Всем участникам дистанционных курсов выдаются электронные удостоверения об окончании дистанционного курса, доступ для скачивания которых открывается в разделе "Списки участников, окончивших курсы".
Все представленные курсы имею часовую нагрузку 108 часов и одинаковую стоимость – 500р. без бумажного удостоверения, и 700р. – с бумажным.
Заключение
Представленный перечень Интернет – ресурсов по дополнительному онлайн обучению учителей далеко не полный. Однако данные ресурсы проверены и официальны.
Выведем алгоритм прохождения КПК и КПП:
Оплатить курс.
Скачать договор.
Распечатать договор.
Прочитать и подписать договор.
Загрузить фото или сканы необходимых документов.
Отправить пакет документов по почте.
Внести номер почтового отправления в специальную форму.
Пройти курс.
Получить официальный документ установленного образца по окончании обучения.
При прохождении КПК и КПП стоит учитывать и разного рода риски:
Неподтвержденный сайт
Отсутствие необходимой документации или ее фальсификация
Ресурсы оплаты КПК и КПП
Длительность присутствия на рынке образовательных услуг
Форма выдаваемого документа
В онлайн обучении помимо выделенных рисков существует еще и ряд преимуществ:
Возможность совмещать обучение с работой
Высокое качество образования
Низкая стоимость обучения и отсутствие затрат на поездки к месту обучения
Доступность учебных материалов
Высокий уровень знаний после обучения
Удобное, индивидуальное расписание занятий и экзаменов
Большой выбор курсов
Литература
https://kursy.org
https://infourok.ru/backOffice/kursy
https://videouroki.net/course/
https://znanio.ru
http://cdops.ru
https://course.lecta.ru/catalog