Изучение процессов электропроводности различных сред знакомит учащихся с физическими основами электроники — одним из наиболее эффективных и перспективных направлений научно-технического прогресса. Рассматривается устройство и действие ламп дневного света и галогеновых. Изучение этих приборов подготавливает учащихся к пониманию их использования в газоразрядных источниках света, в дуговых печах для выплавки металла и при электросварке (как источник тепловой энергии), в светящихся рекламных трубках и т.д.
Это определяет большое политехническое значение данной темы. Изучение электрического тока в различных средах имеет не только политехническое значение, но и большое воспитательное и мировоззренческое значение: здесь изучаются явления, служившие источником суеверий и страхов (молния, огни св. Эльма и т.п.), учащихся фактически знакомят с четвертым состоянием вещества – плазмой.
Также при изучении тока в различных средах закладываются основы для понимания устройства и действия ряда приборов и установок, которые учащиеся будут изучать в курсе физики XI класса, таких, как вакуумный фотоэлемент, рентгеновская трубка, газоразрядный счетчик элементарных частиц, радиоприемник, генератор незатухающих колебаний, радиолокационная установка и др.
И, наконец, изучение темы “Электрический ток в газах” способствует дальнейшему развитию логического, теоретического мышления (благодаря четкой системе темы, опоре на аналогию, анализ, синтез и т.д.), научно-творческого мышления (благодаря знакомству с разнообразными электроприборами).
Тема “Электрический ток в газах” является частью раздела “Электродинамика” в курсе физики средней (полной) школы наряду с темой “Электростатика”. Данный раздел обычно изучается после раздела “Термодинамика”, и данная тема завершает курс физики Х класса (учебники под авторством Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Синякова А.З., Пинского А.А., Громова С.В., Шароновой Н.В. и др.).
Электрический ток первоначально изучается в VIII классе в темах “Сила тока, напряжение, сопротивление”, “Работа и мощность тока”. На изучение этого материала отводится значительно больше времени, чем на изучение законов постоянного тока в X или XI классе. Уже тогда политехнические знания школьников пополняются знаниями физических основ электрификации и электроэнергетики, учащиеся приобретают навыки и умения обращения с некоторыми электроприборами. Определенное значение изучение законов постоянного тока имеет и для трудового воспитания учащихся, ведь на любом промышленном производстве, сельском хозяйстве, в быту ребята встречаются с использованием электрической энергии.