Тема урока: Определение как второстепенный член предложения. Морфологические свойства и речевое применение.
Тип урока: Урок получения и первичного закрепления новых знаний
Дата урока : 27.11. 2019
Образовательные ресурсы: Учебник “Русский язык. 8 класс” под ред. Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, ФГОС, учебные материалы сайта Learning Apps, гугл -документ.
Цель урока: Обобщив ранее известные сведения об определении, получить более глубокое и полное представление о его роли в письменной и устной речи.
Предметные задачи:
-обеспечить повторение ранее изученного материала;
- организовать деятельность учащихся по изучению нового материала;
- сформировать представление о последовательности действий при изучении и первичном закреплении учебного материала.
Метапредметные задачи:
-создать условия для развития умений анализировать художественный текст, выделять главное , классифицировать разные типы определений, находить эпитеты и уметь применять их в своей оценке произведений и героев
Коммуникативно-личностные задачи:
-научиться оформлять свои мысли в письменной и устной форме;
-научиться слушать и понимать других учеников, работать в группе;
-научиться строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативными задачами
Формы обучения: фронтальная, работа в группе
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, игровой, частично поисковый
Основные термины и понятия: синтаксическая роль, морфологческие признаки, средства художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, тезис, композиционная структура, аргументы
Планируемые образовательные результаты: научиться видеть определение в тексте, понимать его художественную роль, применять самостоятельно выразительные свойства определений при создании собственных высказываний
Ход урока
1 этап. Мобилизация внимания, мотивация интереса к теме, актуализация знаний о роли определений
Чтение отрывка из повести Дж. Даррелла “Под пологом пьяного леса” описания птенца гуиры. Предварительно небольшая справка о писателе,о его роли в спасении животных и о замечательных, полных юмора и доброты книгах. В тексте при первоначальном чтении пропущены все определения:
Это был самый (трогательный, самый забавный и самый очаровательный) птенец, которого я когда-либо видел.
Ему вряд ли было больше недели от роду. Тело его было (совершенно круглым, величиной не больше кокосового ореха). На (длинной) шее сидела (высокая, куполообразная) голова с (крошечным) клювом и парой (приветливых коричневых) глаз. Серовато-розовые ноги были непомерно большими по сравнению с размерами тела и, казалось, совершенно не повиновались ему.
Из верхней части туловища росли два маленьких, дряблых кусочка кожи, похожие на два пальца изношенных кожаных перчаток; они были приставлены к телу словно случайно и исполняли роль крыльев. Одет он был в нечто вроде ярко-желтого костюма из свалявшегося неочищенного хлопка. Птенчик выкатился из мешка, упал на спину, с трудом поднялся на свои огромные плоские лапы и, слегка приподняв забавные крылья, с любопытством уставился на нас. Затем он открыл клюв и застенчиво произнес: «Уип». Это привело нас в такой восторг, что мы забыли ответить на его приветствие. на пальцы правой. Результат оказался катастрофическим.
2 этап. Уяснив решающее значение определений в описании внешности и характера, приступаем к актуализации знаний о морфологических признаках прилагательного.
Игра “Кроссвород”. Групповая работа с общего экрана
3 этап
От термина “Эпитет” переходим к работе в гугл-документе, где надо самостоятельно записать значение термина и подобрать пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева “Фонтан”. Работаем с ритмом, рифмой, смыслами - пытаемся вообразить, т. е. нарисовать ОБРАЗ фонтана
4 этап
Углубление представлений о роли эпитета и о композиции сочинения-рассуждения. Анализируем стихотворение Н.А. Заболоцкого, находим все эпитеты,
пытаемся объяснить их образную природу. Например , почему растения “безмолвные”? почему не просто “засохшие”? Приходим к выводу, что точно подобранное определение расширяет смысл, придает глубину тексту. Вся природа живая, она говорит на своем языке, и осенью растения не просто засохли, они умолкли.
Стихотворение имеет ясную и четкую композиционную структуру. Тезис- утверждение , которое нужно доказать- в первой строке” Суровой осени печален поздний вид”. А далее идут доказательства- аргументы: растения”умолкли, село “опустынено” ( тоже глубина, не просто опустело, а превратилось в пустыню) , сад опустел и т.д.
5 этап
Работа по созданию собственного текста , в котором должны быть использованы уместные, важные определения-эпитеты. Актуализируем личные интересы и предпочтения учениц, увлеченных японскими мультфильмами и предлагаем дописать сочинение-рассуждение “Почему мне нравятся мультфильмы Хаяо Миядзаки” , используя собственные эпитеты
на дом: описать героя любимого мультфильма, используя определения-эпитеты