СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дизайнерский проект "Зимний сад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается опыт создания зимнего сада в школе.

Просмотр содержимого документа
«Дизайнерский проект "Зимний сад"»


МОУ ООШ с. Юма

Свечинского района

Кировской области









Дизайнерский проект

« Зимний сад в школе»













Авторы работы – Шатова Виктория и Хитрина Елизавета,

обучающиеся 8 класса



Руководитель работы – Голохвастова Лидия Геннадьевна, учитель технологии











Юма 2016


Содержание



Введение. Выбор темы. Определение цели и задач исследования.

Основная часть.

Из истории.

Этапы реализации проекта

Особенности создания зимнего сада. Формы и приемы размещения растений.

Уход за растениями.

.

Заключение.


Использованная литература.


Приложение.






















Наш зимний сад, как весточка весны.

В нём много зелени, тепла и света.

В нашем саду растут цветы,

Цветёт там кустик первоцвета.


Введение

В наше время становятся крайне важными пропаганда и популяризация знаний о природе и о растениях в частности. Если исчезнут растения, то гордый венец природы – человек с его научно – техническим прогрессом тихо уйдет с арены жизни за немногие недели. И чем раньше человек получит первый опыт познания окружающей его природы, тем осознанней будет его отношение к ней. Формирование экологической культуры современного человека невозможно осуществить только по учебникам, живое общение с природой не заменит Интернет. Зимой мы почти полностью лишены возможности общения с зелеными растениями. Поэтому проблема создания зимнего сада является актуальной. Если в школе будет зимний сад, то эти потери можно восполнить. Мы продолжаем работать над реализацией проекта : создание зимнего сада в школе.

Цель проекта: создание зимнего сада в школе.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1.Выбрать и подготовить помещение для зимнего сада.

2. Подбирать растения с целью их последовательного использования в озеленении школы и реализации населению.

3. Сделать зимний сад комнатой релаксации.

4. Проводить экскурсии для детей, родителей и гостей.

5. На базе «Зимнего сада» вести проектную и исследовательскую работу.

Мы выдвинули гипотезу: если в школе будет действовать зимний сад, то на его базе можно проводить разноплановую проектно - исследовательскую работу, использовать его в качестве учебного кабинета и кабинета для релаксации, для развития экологической компетенции учащихся.

Участники проекта: учащиеся, педагоги и родители нашей школы.

Основными формами организации работы стали:

  • практические занятия по уходу за комнатными растениями;

  • составление каталога растений зимнего сада

  • дизайн и эстетическое оформление помещения.



К реализации проекта подключились родители, жители села. На одном из родительских собраний объявили акцию «Подари школе цветок». Родители на это охотно откликнулись и понесли в школу: кто- цветок, кто- кашпо, а кто – и то и другое. В течение 3-4 месяцев было оборудовано помещение для зимнего сада, растения подбирали и собирали более полугода. Использована литература библиотеки, интернет – ресурсы, разные журналы и энциклопедии о комнатном цветоводстве. Проведена исследовательская работа по условиям размещения растений в зимнем саду (теневыносливые и светолюбивые). Начали составлять каталог растений зимнего сада.


Основная часть

Из истории зимнего сада в России

Как и большинство новшеств, историю зимних садов в России следует начинать с времен Петра Первого. При нем появились с большими окнами хорошо отапливаемые помещения, в которых зимой росли диковинные для России растения – пальмы. Летом их выносили на улицу. Уже в середине 18 века в Санкт-Петербурге был построен зимний сад-оранжерея.

Понятие «зимний сад» в обиход вошло совсем недавно. Хотя в дореволюционной России отдельно стоящие оранжереи и зимние сады были почти неизменным атрибутом каждой дворянской усадьбы. В советские времена зимний сад в стране был один - в Кремлевском Дворце съездов.


Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта

Виды деятельности учащихся

Исполнители проекта

январь – март

2015 года

1 этап. Подготовительный. Разработка проекта. Выбор места для зимнего сада и подготовка помещения (приборка в кабинете, декорирование стен).

группа учащихся 5-8 классов

март – апрель 2015 года

Обсуждение дизайна помещения, интерьера сада. Изготовление аксессуаров для зимнего сада.

Голохвастова Л.Г. – учитель технологии, работы с учениками 7 – 8 классов

в течение

полугода,

май-2015

2 этап. Реализация проекта. Приобретение посадочного материала, горшков, кашпо, почвы, подкормки для цветов. Посадка растений.

Родители, ученики 5-8 классов

Октябрь, ноябрь-2015

Подбор справочной литературы, работа с Интернетом, обсуждение за круглым столом. Определение процедуры сбора и обработки данных, анализ полученных данных. Оформление результатов проекта.

Группа учеников 6-8 классов

Декабрь-2015 январь,

февраль-2016

3 этап. Аналитический .

Практические работы по уходу за растениями: размещение растений в саду, наблюдение за их ростом и развитием.

Учащиеся 5 -8 классов

Учитель технологии.

февраль – март -2016

Оформление этикеток.

Группа учеников 7 – 8 классов




18,20 февраля 2015 года

Экскурсии для учащихся, гостей, родителей

Голохвастова Л.Г.-учитель технологии,

Хитрина Е., Шатова В.


Особенности создания зимнего сада.

Формы и приемы размещения растений.

Создание зимнего сада в помещениях для этого не предназначенных довольно сложная затея. Комната должна быть ориентирована на юг. А при посадке растений важно распределить их по отношению к свету (Интернет — ресурсы).

Главным в проектировании и устройстве зимнего сада является декоративная привлекательность, комфортное состояние, сопоставимость и расположение растений.

Многие не помнят, что на месте зимнего сада был кабинет физики. Необходимо было произвести уборку помещения: промыть и утеплить окна, декорация стен. Далее надо было подобрать и закупить и заготовить горшки, кашпо, дренаж, почву. Цветы были выращены в кабинетах биологии, начальных классов, ждали переселения в зимний сад. Вот тут – то и пригодились нам некоторые знания, полученные на уроках биологии. Необходимо составить сообщества из растений. Задумка была такая: распределить растения по частям света, на территории которых они произрастают в естественных



условиях. Но пришлось сделать по-другому, так как помещение оказалось мало по размерам. Решено было разграничить растения на светолюбивые и теневыносливые.


Оформление только тогда будет грамотным, если «любители света» будут поселены возле окна, а остальные обитателями зимнего сада в более затененные места. Места, куда практически не проникает солнечный свет, лучше вообще занять искусственными растениями, что мы и сделали.

Основа сада – лиственно – декоративные растения, украшающие интерьер круглый год.(фото1) Десятую часть из них могут составлять цветы. Они прекрасны, но период их цветения ограничен. Также декоративно смотрятся вьющиеся растения в различных видах подвесных кашпо. Растения, у которых наиболее привлекательна именно листва, мы использовали как фон для зимнего сада (фото2). С разумностью такого подхода не поспоришь: самый комфортный для человеческого глаза цвет – это цвет здоровой живой зелени. Так что даже в том случае, если вы обожаете цветущие растения, зимний сад должен базироваться на декоративно – лиственных растениях. Хороши для зимнего сада тропические растения: пальмы, фикусы, драцены, филодендроны.

Но оформление зимнего сада – это не только работа с растениями.

Аксессуары в оформлении зимнего сада…

В зимнем саду великолепно смотрятся и другие элементы природы –эффектные коряги, гальку, камни,(фото3) оформление стен тканью светлых тонов. Кашпо - обыкновенные ведерки (пластиковые) из под пищевых продуктов, оформленные в стиле «Декупаж». Цветы сделаны из флиса и вязальных ниток своими руками в вазе, сплетенной из газетных трубочек.(фото4,5) Искусственные кашпо, сплетенные из ивовых веток в виде корзинок: в них стоят цветочные горшки.


Мы применили некоторые способы декорирования: стены были темными и мы решили отдекорировать тканью светлых тонов, цветочные горшки из непригодных плафонов (матовой окраски), а также пластиковые ведерки разной емкости оформленные в технике «Декупаж»(фото6,7). Один из выступающих углов комнаты мы задекорировали, разместив рядом высокое древовидное растение – гибискус или китайскую розу и повесив «косу» сплетенную из лука.

Хорошо декорируют растения с вьющимися и цепляющимися стеблями: разные сорта традесканций, скромные, но очень популярные хлорофитумы. Мы узнали, что хлорофитумы с мелкими белыми цветками очень хорошо очищают воздух, а главное достойно украшают интерьер . Посадили финиковую пальму. Рядом с ней произрастает Молочай красивейший. Надо будет еще тщательней изучить особенности агротехники многих растений зимнего сада. Уроженец Европы и Азии - лимон.



Неприхотливы в выращивании герани, поражающие многообразием листовых пластинок, отличающихся как по форме края, так и по расцветке, что пригодится на уроках биологии в 6 классе. При правильном уходе эти растения могут радовать нас изящными цветами круглый год (что очень важно), они находят широкое применение в народной медицине. Есть у нас мечта - развести разные сорта бегоний. А знаете ли вы, что название рода происходит от фамилии большого любителя и коллекционера растений М.Бегона, жившего в 17 веке в Сан – Доминго. В России бегонию знали давно. После бегства французов из Москвы в 1812 году она получила название – « ухо Наполеона». И действительно, по очертанию с нижней красной стороны лист бегонии похож на

отмороженное ухо. Собираемся создать небольшой кактусарий. Определение названий будет радовать нас своими фигурными листьями монстера. Таким образом, очевидно: мы проработали достаточный объем литературы, накапливая знания о систематике растений, об уходе за ними, о размещении их в зимнем саду.



Уход за растениями.

Мы помним, что сад – это не просто элемент декора, а живой организм. Для самостоятельного ухода за большим количеством растений нужно не только достаточное количество свободного времени, но и специальные знания. Каждому виду растения необходим собственный режим полива и регулярная пересадка, есть растения, которые нужно регулярно опрыскивать и обязательно теплой водой. Для того, чтобы обитатели зимнего сада радовали нас своим здоровым видом, требуется регулярно вносить подкормки и удобрения – разумеется, строго определенные. Если же растение заболело, ему, как и любому другому существу, требуется квалифицированная «скорая» помощь. Увы, одно – единственное растение, на котором поселились вредители, способно стать причиной болезни всех остальных обитателей зимнего сада. Было просмотрено большое количество литературы по уходу за растениями, помог и Интернет. На диффенбахии появились мелкие мушки, оказалось, что это белокрылка, пришлось применить китайский белый карандаш: присыпали почву и обмазали горшок. Помогло.


Проблемы у комнатных растений могут возникать из-за температур, к которым они устойчивы зимой. Лучше всего стремиться к созданию как можно более стабильных температурных условий. Очень опасны для комнатных растений сквозняки, создающие те же проблемы, что и внезапные температурные колебания. От них может начаться быстрое опадание листьев.

ГЛАВНОЕ – ПОДКОРМКА!


-Большинство растений (особенно кактусы) любят сахар.Перед поливом рассыпать одну чайную ложку сахара по поверхности грунта либо полить растение уже приготовленным раствором из расчета 0,5 ч.л. сахара на 0,5 стакана воды.



-Хороший эффект дает подкормка касторовым маслом: 1ч.л. на 1 литр воды во время завязывания бутонов.


-Древесная зола используется как в качестве подкормки, так и для профилактики заболеваний: 1 ст. л. золы залить 1 литром горячей воды, настоять около недели. Поливать растения таким раствором 1 раз в 10 дней.


-Для полива растений можно воспользоваться корками гранатов или любых цитрусовых: залить водой и выдержать сутки.


-Фиалкам по вкусу такая подкормка: ампула витамина В12, разведенная в 1 литре воды. Подкармливать так фиалки 2 раза в месяц.


-Настой грибов поможет растениям выглядеть здоровыми и красивыми. Надо замочить измельченные съедобные грибы водой в пропорции 1:1.Через сутки воду слить, залить новой. Еще через сутки грибная вода готова. Можно использовать обрезки от грибов, когда их перебирают.


-Для поддержания иммунитета комнатных растений подходит опрыскивание раствором аспирина (1 таблетка на 1 литр воды).


-Во время пересадки растений можно использовать в качестве подкормки банановую кожуру, которая богата калием, магнием и фосфором. На дренажный слой уложить слой мелко нарезанной или пропущенной через мясорубку банановой кожуры, засыпать грунтом и пересаживать растение.


Большинству растений зимой не требуется подкормка, так как большое количество из них находятся в состоянии покоя. Потребности растений в питательных веществах невелики. Но в то же время, некоторые виды растения нуждаются в зимней подкормке, в том числе, цикламены, то есть все те, которые образуют в это время цветы. Подкармливать можно один раз в две – четыре недели, чтобы избежать переизбытка солей в почве, помня о том, что зимой соли быстро аккумулируются. Большую проблему представляет уход за листьями. Зимой на листьях часто появляются коричневые пятна – десикации, или иссушения, листовая ткань отмирает. Обычная причина этого - повышенная высокая сухость окружающего воздуха. Наиболее часто страдают этим такие растения, как папоротники, драцены, хотя и толстолистные растения, типа монстеры, могут подсыхать. Проблему можно облегчить повышением уровня влажности воздуха: включаем небольшой фонтанчик, проводим опрыскивание листьев.

Что еще необходимо знать? В нескольких словах о вредителях. К счастью, в зимнее время вредители не такая уж большая проблема, хотя активность могут сохранять красный паутинный клещик, щитовки, мучнистый червец, но меньшую, чем в теплые месяцы. В общем, чем выше температура, тем более активны вредители. Мы узнали, на некоторых растениях могут создавать проблемы белокрылки, и опять же это сильно проявляется при высокой температуре. Несмотря на их относительно низкую активность, все же важен


контроль за вредителями и в это время года, так как это может помочь решить аналогичные проблемы весной. Мы в этом убедились, спасая диффенбахию и колеусы.

Итак, каждый фрагмент сада представляет собой отдельную композицию, но все вместе они составляют единое целое.

Использование настенной живописи, наличие птиц усилит ощущение природного сада. Но птицы стоят вместе с клеткой дорого. Поэтому на первых порах мы воспользовались записями голосов птиц на магнитофоне. Ощущение прекрасного, как в утреннем лесу, со всех сторон веселый щебет птиц. Рекомендуем вам сделать что-то подобное.


Заключение

Уход за растениями требует много времени, а, главное, определенных знаний и навыков. Но удовольствие, получаемое от пребывания в зкзотической обстановке, своеобразная аура, создаваемая живыми растениями, особенно на фоне заснеженного сада за окном, стоят затраченных сил и времени. Российский климат неумолим: живую зелень мы видим всего – то три месяца в году. А жителям больших городов даже летом эту зелень еще нужно найти в мире стекла и бетона. Вот почему все более актуальной становится тема зимнего сада – вашего собственного, персонального кусочка живой природы. Зимний сад – место, где можно расслабиться, отдохнуть и забыть обо всех сиюминутных трудностях. Обилие зелени зимой– самый комфортный режим отдыха и релаксации. Мы призываем создавать зимние сады не только в офисах, но и в домашних условиях, и, конечно, в школах. Нам же теперь неустанно трудиться над совершенствованием и благоустройством зеленого чуда – сада в школе.

Формирование экологической культуры — одно из важнейших требований к всестороннему развитию личности человека. И здесь велика роль внеклассной работы. в нашем саду уже побывали многие родители, учителя, ученики, гости. Были проведены экскурсии для учителей других школ, побывавших на открытых мероприятиях на базе нашей школы. Мнение однозначное: красиво, здорово, хорошо! Ученики 5 - 8 классов продолжают благоустраивать сад, в будущем постараемся создать флорариум, начали составлять каталог комнатных растений. В зимнем саду мы также выращиваем рассаду цветочных и некоторых овощных культур с последующей высадкой на пришкольный участок и реализацией населению. Перспектива. В летнее время мы будем работать с дежурным учителем при школьном лагере в зимнем саду, проводить экскурсии по зимнему саду и экологической тропе. Зимний сад будет первым этапом на экологической тропе. Зимний сад — учебный кабинет!



Наши предки считали, что цветущие растения - нечто загадочное, мистическое, божественное. Цветы становились символами человеческих чувств, судеб, качеств… Они достойны того внимания, которое мы им уделяем, и энтузиазм цветоводов-любителей вполне понятен. Зимний сад еще одна из вершин, к которой мы долго шли и наконец преодолели ее. Мы гордимся тем, что он у нас есть и приглашаем посетить наш зимний сад.



Использованная литература

  1. Подборка журналов «В мире растений», 2007-2008 г.

  2. От земли до неба: атлас – определитель для учащихся. / А.А.Плешаков. – 8- изд. – М.: Просвещение, 2007.

  3. Ресурсы Интернета. Информация о зимнем саде.

  4. Энциклопедия для детей. Большая книга «Почему». -изд .- М: Просвещение, 2008.

  5. Энциклопедия «Цветы дома» шаг за шагом.

  6. Энциклопедия комнатного цветоводства /М.В.Цветкова-2006/

  7. Универсальный справочник «Самые популярные комнатные растения» /М.В.Цветкова-2008/























Приложение

фото1



фото2





фото3



фото4



фото5



фото 6
















фото7