СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего человеку самосознание?

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Для чего человеку самосознание?»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогической психологии






Для чего человеку самосознание

Эссе

по дисциплине «Общая психология»






Выполнила: студентка 1 курса гр. 1ПС

Мафагел Людмила

Проверила: канд. фил. наук,

доцент кафедры педагогической

психологии Юрина А.А.








Майкоп 2021 г.

Самосознание – относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, о своих телесных и психических состояниях. Самосознание вытекает из сознания и формируется в процессе взаимодействия человека с обществом. Но что интересно: построение взаимоотношений зависит от самосознания человека [5, c. 53]. 

Самосознание – это некая установка человека на отношение к самому себе, осознание себя, своего места, интересов, переживаний, поведения и другого. Это не данность, а результат развития[3].

Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим [2].

Актуальность темы работы заключена в том, что по мере приобретения человеком жизненного опыта, перед ним открываются всё новые стороны бытия, а также происходит более или менее глубокое переосмысление жизни [1].

Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в своей жизни.

Так для чего же человеку самосознание? Возьмем для примера молодое поколение. Ведь в молодом возрасте человек начинает осознавать свои качества, способности, возможности, мотивы, знания и интересы. Молодой человек осуществляет целостную оценку себя и своих возможностей.

Молодые люди имеют более или менее адекватные представления о себе, что представляет собой их реальный «Я» образ, который, как правило, совпадает с идеальным «Я» образом. Так, разница между реальным и идеальным «Я» образом способствует не только позитивным, но и приводит к негативным последствиям.

В молодости на показатель самооценки оказывает воздействие уровень достижений личности. Так, самооценка в этом возрасте растет при достижении успеха и снижается при неудачах. Если происходят негативные события, то для поддержания «Я» концепции молодым людям необходимо провести:

- объяснение своего неуспеха через использование механизма рационализации;

- переключение на другую деятельность, где возможен успех и другое.

- получить поддержку от других людей, которые сподвигнут его на более успешные дела [4, c. 283-294].

Формирование «Я» концепции происходит в связи с самоактуализацией личности. Человек определяет себя, например, как красивый или некрасивый, здоровый или больной, полный или худой. В качестве мотивирующего стимула развития «Я» концепции выступает стремление к актуализации. Для молодых людей контроль этого процесса происходит через принятие личностью социальных (нравственных, культурных и другое.) понятий и ценностей.

Так же, выбранная профессия, которая находится в рамках «Я»-концепции человека дает ему больше мотивации и человек добивается самореализации.

Начало жизни молодых людей связано с определенными планами и надеждами, которые представляют собой мечты для осуществления. Здесь важно то, что мечта должна быть связана с реальностью и возможностью ее реализации. Не само будущее в целом, а то будущее, которое выстраивается на основе настоящего, приводит к достижению. Например, студент, получающий среднее образование, может поставить цель закончить университет, получить высшее образование и не одно.

В рамках самосознания цель необходимо соотносить с реальностью. Так, в примере должны быть соответствующие материальные условия для обучения в университете. Цель должна обладать конкретикой, а не быть общей (например, не получить высшее образование, а поступить на факультет психологии и педагогики и окончить с красным дипломом). Определение профиля образования — очень важная задача для молодых людей, поскольку может привести к разочарованию и потере смысла жизни у отдельных лиц по причине прекращения их образования и неправильностью выбора их специальности[4, c. 288].

В заключении подведём итоги проделанной работы:

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего «Я» от окружающего мира/

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.











  1. https://forpsy.ru/works/biletyi/samosoznanie-lichnosti-vvedenie-aktualnost-issledovaniya/

  2. https://revolution.allbest.ru/psychology/00373506_0.html

  3. https://studopedia.ru/11_228806_teoreticheskie-aspekti-problemi-stanovleniya-samosoznaniya.html

  4. Психология : учебник / Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M.; Под ред. И.В.Дубровиной ; Москва ACADEMA; 2013. - 287-294 с.

  5. Психология личности : учебник / Асмолов А.Г. ; Под ред. О.В.Квасовой ; Издательство «Смысл» (ООО НПФ «Смысл»); М.,2000. – 53 с.