Раздел 7. Валеология
Занятие 7.5. Для чего нам нужен нос
Цель: познакомить детей с важным органом чувств – носом.
Задача:
- дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов);
- закрепить правила гигиены и ухода за носом;
Материалы и оборудование: рисунок человека без глаз и носа;
два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;
снежинки; иллюстрации фильтра, печки, пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.
Ход занятия
Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Педагог: Отгадайте загадку: Между двух светил Я один. (Нос)
Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.
Карандашкин: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.
Педагог: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает?
Дети: У человечка не хватает глаз.
Педагог: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?
Дети: Глаза человеку нужны для того, чтобы он мог смотреть.
Карандашкин рисует глаза.
Педагог: Ребята, а теперь все правильно?
Дети: Нет, не хватает носа.
Карандашкин: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.
Педагог: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?
Дети: Нос нужен для того, чтобы дышать.
Педагог: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки.
Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»:
Раз, два, три. Возьми снежинку,
Раз, два, три. Сдуем пушинку
Полетела, покружилась
И на землю опустилась.
Карандашкин: Дышать можно и ртом.
Педагог: Да, можно, но через нос дышать лучше.
Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.
Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.
Поэтому нас нос называют живым фильтром. А вы знаете, что такое фильтр? (Ответы детей)
Педагог: Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.
Опыт с фильтром:
У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой.
Серёжа, помоги провести опыт. В пустой стакан вставляем фильтр и выливаем через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.
Ребята, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра.
(Ответы детей)
Педагог: Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.
Вывешивается изображение печки. Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?
Карандашкин: Да, нос – очищает и согревает воздух.
Карандашкин: Ребята, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?
Дети: Это Буратино
Карандашкин: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки.
Физкультминутка:
Буратино потянулся
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
Карандашкин: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?
Педагог: Нет, не только. Ещё нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.
Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.
Педагог: Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос».
Стихотворение читают дети:
Я ничего не знаю
И вдруг мой нос говорит:
Что где-то у кого-то
Что-то сейчас горит.
Я ничего не знаю
Но мой нос доложил:
Кто-то купил апельсины
И вон туда положил.
Я ничего не знаю
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем,
Очень тебя прошу»
Ходишь с ним и гуляешь
Он говорит со мной.
Он говорит: «А знаешь?
Пахнет уже весной!»
Карандашкин: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?
Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.
Карандашкин: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?
Дети: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.
Спросить несколько детей.
Педагог: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво? (Ответы детей)
Так для чего нам еще нужен нос?
Дети: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.
Педагог: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?
Дети: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.
Педагог: Как наш нос старается освободиться от микробов?
Дети: Мы чихаем.
Педагог: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.
Карандашкин путает.
Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)
Вытирать нос своим носовым платком (можно)
Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)
Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).
Педагог: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?
Дети: Мы с ним гуляем. Мы его моем и прочищаем.
Педагог: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?
Карандашкин: Да, я понял, как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ещё помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.
Карандашкин рисует нос.
Карандашкин: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!
Дети: До свидания! Приходи к нам еще.
Карандашкин уходит.
Педагог: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?
Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.