Для чего нужно читать детям?
«Детская книга при всей её внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослого доступны её вершины. Удивительное искусство — детская книжка!»
Л.Токмаков
Многие люди задаются вопросом: «Для чего нужно читать детям?». Как минимум это необходимо для того, чтобы развивать не только речь, но и психологические процессы (мышление, воображение); тренировать способность воспринимать информацию на слух; формировать эстетический вкус ребенка; прививать любовь к чтению.
При выборе произведения для чтения взрослые должны руководствоваться интересами детей. Читать выразительно для детей — это значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь, оценивать содержание читаемого со стороны его эмоционального воздействия.
Выразительное чтение воспитателя — это способ довести до ребенка эмоции, содержащиеся в читаемом художественном произведении и развитие чувств ребенка.
Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного однозначного ответа, поскольку громкое или тихое произнесение текста зависит, прежде всего, от содержания произведения. Как правило, читать ребенку надо голосом средней громкости, порой его, усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает. Чтобы донести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием.
При подготовке к чтению или рассказыванию воспитатель должен подумать, как обратить внимание детей на действие и на его мотивы, какой тембр придать своему голосу, чтобы выразить свое отношение к поступкам героя и передать это детям.
Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать и дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми. Важно правильно выбрать литературу для детского чтения. В первую очередь, это учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее. Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Для детей старшего дошкольного возраста необходимы объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В результате общения с книгой к 6- 7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребёнка в результате приобретения ребёнком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения.
Рассказывание какого-либо произведения отличается от чтения тем, что рассказчик передает текст свободно, то есть не дословно. Учитывая своеобразие рассказывания, воспитатель проводит серьезную выборочную работу, упрощает повествование, сокращает количество эпизодов, уточняет употребление образных средств, иногда меняет сюжет. Связывая воедино события, он должен все время мысленно видеть чередующиеся картины, изменения в поведении героев. В форме свободного изложения он последовательно передает главное. Рассказ взрослого, отвечающий возможностям и интересам маленьких слушателей, учитывающий их индивидуальные реакции в процессе восприятия звучащего текста, вызывает живой эмоциональный отклик, будит воображение и мысль ребенка, при этом доставляет радость и эстетическое удовольствие, активно стимулирует его речевую деятельность и словесное творчество. Самому же взрослому в свою очередь, он помогает установить теплый, доверительный контакт с ребенком на эмоциональном уровне, помогает расположить его к себе. Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Для детей старшего дошкольного возраста необходимы объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы. Важно правильно выбрать литературу для детского чтения. В первую очередь, это учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее. Таким образом, всё вышесказанное, еще раз подчеркивает важность и необходимость рассказывания и чтения в жизни дошкольников, и от того насколько мы, взрослые, будем оценивать данную проблему, зависит уровень литературного развития будущего поколения.