Этап урока | Цель этапа | | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оганизационный момент | Создание условий для восприятия учебного материала. | Прозвенел звонок, Начинается урок. Вы друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь. Ребята, мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей. | Эмоциональный настрой на урок. | Регулятивные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
2.Мотивация к учебной деятельности | Создание условий для активизации опорных знаний. | - С каким настроением начинаем урок? - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. | Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Коммуникативные УУД 1.Формируем умение слушать и понимать других. 2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Формируем и отрабатываем умение согласованно работать в группах и коллективе. Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. |
3.Актуализация знаний. | Создание условий для активизации опорных знаний, подведение учащихся к целеполаганию. | Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий. а)-Откройте тетради, запишите дату урока, классная работа. -Вспомните правила посадки при письме. б) Минутка чистописания -С чего мы начинаем урок? - Посмотрите, кто сегодня у нас в гостях. -Почему сову называют мудрой? -Давайте пропишем это слово красиво. Какие соединения букв использовали? Поставьте ударение. А как называется другая гласная в этом слове? Проверьте. -Вы изменили форму слова или подобрали однокоренное слово? -Подберите однокоренные слова. Запишите, выделите корень. -Как пишутся корни в однокоренных словах? в) Словарная работа. -Всегда ли безударную гласную можно проверить? -Как называются такие слова? -Вспомните, какие названия птиц мы записывали в словарик. Слайд1,2,3,4 (Дети выходят к доске и записывают слова) -Прочитать хором по слогам. | Работают в тетрадях. Ответы детей. - С минутки чистописания. -Сова Ответы детей. -Безударная гласная. Совы (сразу вспоминают правило) -Изменили форму Совята, совушка, совёнок. -Корни в однокоренных словах пишутся одинаково. -Нет. - Словарные. Слова, с непроверяемой безударной гласной. -Ворона, воробей, сорока, снегирь. | |
Целеполагание, постановка проблемы | | -Какие буквы указывают на мягкость согласного звука в этих словарных словах? -Какие еще есть буквы, которые указывают на мягкость согласного звука ? -Запишите в тетрадь . -Посмотрите на ряд букв и скажите, какая лишняя. -Догадайтесь, о чем сегодня на уроке мы будем говорить. -Да. Тема нашего урока «Мягкий знак. Для чего он служит?» В 1 классе мы уже изучали эту тему. На уроке мы вспомним все, что знаем о нем и узнаем что-то новое, ответим на главный вопрос. Какой? | -е, и, ь --ю, ё, я -ь -О мягком знаке. -Для чего служит ь. | |
| | | | |
4. Поиск путей решения проблемы | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. | -Что удивительного в этой букве? -Но она имеет свое место в русском алфавите. За что ей такая честь? Какую работу она выполняет? Давайте разбираться. Слайд № 5 Угол уголь (картинки) -Произнесите первое слово -Произнесите второе слово -Чем они различаются? -Так как тогда на письме нам показать, что согласный мягкий? -Сделаем вывод. -Запишите эти слова , подчеркните ь. -Давайте обратимся к мудрой сове. Откройте учебники на стр.124. Прочитайте правило.Верный ли мы сделали вывод? | -Эта буква не обозначает звука. -Ответы детей. -угол -уголь -Ответы детей. -Написать ь. Мягкий знак-показатель мягкости согласных. | |
Физминутка | | | | |
5. Работа по теме урока. | - | -А так ли важно показывать мягкость согласных звуков? Давайте проведем исследование. Слайд 6 Мель Банька Пальто -Значение каждого слова можно объяснить. Запишите слова в столбик. Давайте в каждой записи уберем букву ь и объясним значение получившихся слов. -Что произошло с каждым словом? -Сделайте вывод. --Выполните фонетический разбор этих слов. -Почему букв больше, чем звуков? -Какой вывод можно сделать? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. -Они изменили лексическое значение, получились новые слова. -Значение слова изменится или пропадет, если убрать или добавить мягкий знак. Мель-1 слог, 4 б., 3 зв. Банька- 2 слога, 6 б., 5 зв. Пальто- 2 слога, 6 б., 5 зв. -Буква ь звука не обозначает. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других, умение отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: умение находить ответы на вопросы. Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану. Познавательные: умение наблюдать и делать выводы. |
7. Первичное закрепление | | - Откройте упр. 202. -Прочитайте пословицы. Объясните. - Запишите по 1 пословице , подчеркните ь. | Ответы детей. | Регулятивные: оценивать и сравнивать результаты деятельности. Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы. |
7.1 Закрепление | | а) Работа в парах На столе лежат карточки. -Подумайте, в каких словах нужно писать ь, а в каких-нет. Ден… Кисел… Ветер… Слон… Осен… Куст… Мал…чик Пал…ка Буквар… Кон…ки Проверка. б) слайд №7 Вставьте нужные по смыслу слова. Корабль сел на …… . ель Ваня взял …… . ел В лесу растет …… . мель Юра ……. сливу. мел | | Личностные: считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность. Познавательные: уметь добывать новые знания. Коммуникативные: учиться строить понятные высказывани - обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Регулятивные УУД: - формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. |
8. Итог урока. | | – Какими буквами на письме обозначаем мягкость согласного звука? - Какую работу выполняет ь? Для чего служит? | Ответы детей. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. | – Какую цель ставили? – Достигли цели? Кто доволен своей работой? Все ли вам было понятно? Какое задание вам показалось трудным? Спасибо за урок. | Ответы детей. | Регулятивные: оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, инициативу, причины неудач. Анализировать свою работу, оценивать уровень владения собственным учебным действием, отвечать на вопрос «Что я не знаю? Что не умею?» |