Для чего нужна пунктуация? ( урок- подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему ).
Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.
МОУСОШ № 12
Цель урока: 1).Показать важную роль знаков препинания на письме. 2).Развивать лингвистическое чутьё и коммуникативные способности. 3).Научить рассуждению по данной теме
Для чего нужна пунктуация? Знаки ставятся по силе разума. . М.В. Ломоносов
Пунктуация (от лат. «пунктум» - точка) – это 1).Система знаков препинания и 2).Раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила употребления их на письме.
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков, значение которых подчёркивается пишущим.
В школе изучается 10 знаков препинания: точка (.), вопросительный и восклицательный знаки (? !), многоточие (…), запятая (,), точка с запятой (; ), двоеточие (:), тире (-), скобки круглые ( ), кавычки (« …»)
Функции знаков препинания
- Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.
- Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.
Внимание! На какие три группы делятся знаки препинания?
Отделительные знаки препинания
Знаки препинания
Примеры
Точка( . )
Вопросительный знак( ?)
Восклицательный знак( !)
Многоточие ( … )
Снова выплыл из рощи синим лебедем мрак.
Ты жива ещё, моя старушка?
Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать !.
Пришли соседи…Женщина с ребёнком. Уже никто меня не узнаёт. (С.Есенин)
Разделительные знаки препинания
Знаки препинания
Примеры
Запятая( , )
Точка с запятой( ; )
Тире(-)
Двоеточие(
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Катятся ядра,свищут пули(А. Пушкин )
Ночь побледнела, и месяц садится за реку.(А.Пушкин).
Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут.(И.Тургенев).
Лес рубят- щепки летят.(пословица).
Сейчас вода в озере прозрачная: вся ряска опустилась на дно.
(К. Паустовский)
Выделительные знаки препинания
Знаки препинания
Запятая
и две запятых :
Примеры
Обращение
Вводное слово.
Причастный оборот
Деепричастный оборот
Приложение
Междометие
Спой, светик, не стыдись.(И.Крылов)
.К счастью, мы вернулись.
Тучи,рассеянные бурей, …
Учась, достигнешь многого .
Впереди был вал, возвышение, образованное природой(А.Пушкин )
Ба, знакомые все лица(А.Грибоедов )
Тире и два тире
- Шум, веселье, смех-всё смешалось.
- Мой приход- я это смог заметить- смутил гостей
- Подростки-девочки и мальчики- поливали сад.
- Обобщающее слово после однородных членов.
- Вводное предложение
Восклицательный знак
- Ребята! Давайте жить дружно.
- Эх! Хорошо на свете жить.
Скобки двойные. Кавычки двойные.
Прямая речь
- Село Новосельское(мы говорим о Новокубанском районе) расположено среди распаханных полей.
- Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи».
Двоеточие. Двоеточие и тире.
- Обобщающее слово перед однородными членами.
- Обобщающее слово при при однородных членах.
- Вокруг одно и тоже: небо, равнина, холмы.
- И всё это: и река, и прибрежные вербы, и этот мальчишка-напоминали мне далёкие годы.
Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного.
Задание 1. Прочтите выразительно. Докажите, что знаки препинания зависят от смысла высказывания.
1).Как он ответил? – Как, он ответил? –Как он ответил!
2). У нас один путь к победе.
- У нас один путь- к победе!
Отсутствие знаков препинания или неправильно выбранные знаки не только затрудняют чтение текста, но иногда делают предложение противоположным по смыслу. Задание2 …Один преступник, осуждённый на смертную казнь, подал королю прошение о помиловании. Великодушный король наложил на прошение резолюцию: «Помиловать, нельзя казнить» Но секретарь по ошибке переставил запятую, и резолюция получилась такая:»Помиловать нельзя, казнить.»
Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание.
- Задание3. Прочитайте. Объясните необходимость знаков препинания.
- Товарищ, верь: взойдёт она,
- Звезда пленительного счастья,
- Россия вспрянет ото сна,
- И на обломках самовластья
- Напишут наши имена!
Знаки препинания – как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
Задание4. Расставить и объяснить знаки препинания.
И однажды пушкинские строки На моём на русском языке Прочитал в Гайд-парке хмурый докер
Силу потерявший на войне . Строки шли как волны выше круче Слушал парк дыханье затая Сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я .
Сколько пунктограмм отражено в тексте?
Проверьте. Сколько пунктограмм отражено в тексте?
И однажды пушкинские строки На моём, на русском языке , Прочитал в Гайд-парке хмурый докер ,
Силу потерявший на войне. Строки шли,как волны ,выше , круче . Слушал парк, дыханье затая,
И сиянье пушкинских созвучий В городе чужом узнала я .
Вспомним шуточное стихотворение С. Маршака «Знаки препинания».
- У последней Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания .
Восклицательный знак!
Прибежал
Чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
-Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
Вопросительный знак?
Притащился кривоносый
Вопросительный знак:
-Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
Запятые,
Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Двоеточие. Многоточие.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие,
И прочие,
И прочие,
И прочие…
Заявили запятые: - Мы – особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. Отозвались с той же строчки тётя точка с запятой: -Если нет над вами точки, Запятая- знак пустой!
Двоеточие, мигая, Закричало: -Нет, постой, Я важней, чем запятая Или точка с запятой, Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.
Но сказало многоточие, Еле глазками ворочая: -Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там, где нечего сказать, Ставят многоточие…
Вопросительный знак Удивился: -То есть как? Восклицательный знак Возмутился: -То есть как! И сказала точка, Точка-одиночка: -Мной кончается рассказ, Значит, я важнее вас.
А вы как считаете? Какой знак препинания самый важный? Попробуйте высказать свою точку зрения.
О пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!
Исходя из данного текста, ответьте на вопрос: «Какую роль играет пунктуация в жизни человека?» Аргументируйте свой ответ .
С2. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли пунктуации в письменной речи.
- Помогите Антону доказать свою точку зрения.
- Напишите
- сочинение- рассуждение
- на тему: « Зачем нужна пунктуация?»
Пишите сочинение, следуя плану:
- 1.Толкование ключевого слова, темы.
- 2. Комментарии по теме.
- 3. Тезисы.
- 4. Аргументы.
- 5. 2-3 примера.
- 6. Вывод.
Сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?»
- Обдумывая теоретические положения своей работы, найдите необходимые примеры использования знаков препинания, аргументируйте ваши мысли.
Сочинение – рассуждение. Для чего нужна пунктуация? План.
1. Толкование ключевого слова, темы.
2. Комментарии по теме.
3. Тезисы.
4. Аргументы.
5. 2-3 примера.
6. Вывод.
Желаем успеха!
Литература . 1. М. Т. Баранова Русский яэык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г . 2.Т. Ю Угреватова. Подсказки на каждый день. Калининград,1994г . 3. С. Маршак. Знаки препинания. 4.А. Каневский. О пользе знаков препинания. 5.Демонстрационный вариант 2008г. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса