Урок литературы в 10 классе подготовила учитель Килипуца Вера Анатольевна
Тема урока: Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме А.Н.Островского «Гроза».
Проверка домашнего задания
Ответить на вопрос: «Почему Подхалюзин – единственно возможный жених для дочери Самсона Силыча Большова? (По пьесе А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!»
Из творческой истории «Грозы»
В 1859 г. Островский создает драму «Гроза» - один из шедевров русской драматургии. В статье «Темное царство», написанной до появления «Грозы», Н. А. Добролюбов писал о героинях и героях Островского: «Это мир затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, робко замирающим при самом зарождении. Нет ни света, ни тепла, ни простора; гнилью и сыростью веет темная и тесная тюрьма. Ни один звук с вольного воздуха, ни один луч светлого дня не проникает в нее».
Пьеса Островского «Гроза» создавалась в предреформенные годы (перед отменой крепостного права). Отмена крепостного права диктовалась объективной исторической необходимостью, однако одновременно влекла за собой и изменения всего уклада жизни России, изменения не только политические, экономические, но и нравственные, культурные. Уход дворянства с исторической сцены почувствовали и выразили в своих произведениях многие русские писатели - И. С. Тургенев в «Дворянском гнезде», «Отцах и детях», И. А. Гончаров в «Обломове». Островский воспринял начало нового времени по-своему. Для него дворянский мир всегда был чужим, незнакомым, а отсюда – и не совсем понятным, а вот мир «третьего сословия» - купечества, мещанства, разночинной интеллигенции, напротив, - был близок, понятен, интересен. В этом мире также назревали перемены, уходил в прошлое старый уклад жизни, патриархальные отношения, нравы и обычаи. Все это нашло отражение в пьесе Островского «Гроза». Что послужило толчком для написания пьесы?
Летом 1855 года Морское министерство России снарядило специальную экспедицию из «молодых даровитых литераторов» для изучения образа жизни, промыслов, нравов, обычаев, привычек и т. д. «жителей, занимающихся морским делом и рыболовством». В работе этой экспедиции принял участие и А. И. Островский. Он собрал материал по Тверской, Ярославской, Костромской, части Нижегородской губерний. Побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и других городах. Отчеты и статьи об увиденном писатель отправлял в «Морской сборник». Материалы, собранные драматургом, легли в основу многих его художественных произведений. М. И. Семевский, будущий известный историк, редактор журнала «Русская старина», а в то время еще молодой офицер, записал в своем дневнике: «Островский, будучи, как выражаются, в ударе, рассказывал о ласково-радушном приеме, какой ему делали в Осташкове и Торжке все купцы; и как быстро знакомился он с ними; мастерски обрисовал и представил одного молодого купчика, с самыми уморительно-оригинальными ухватками; одного старика-купца, заставлявшего в течение трех часов послушать его рассказов о местной рыбной ловле, которая интересовала Островского, но не рассказал ничего, и проч., и проч. «Ну, Александр Николаевич, мастер вы немногими словами очертить целую личность. Но грустно будет, - сказал я, - если вы этих героев не введете в одну из ваших пьес». - «Да нельзя не ввести их, - непременно введу, - Михаил Иванович, - сказал мне на это Островский, - ведь вы сами видите, они так и просятся в комедию».
Это путешествие оживило и воскресило также и юношеские впечатления драматурга, когда он в 1848 году впервые отправился с домочадцами в увлекательное путешествие на родину отца - волжский город Кострому и далее в приобретенную отцом усадьбу Щелыково. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья (Просмотр видеоряда презентации).
«С Переяславля начинается Меря, - записывает он в дневнике, - земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюбленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо. Здесь уже не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы, которая поминутно кланяется и приговаривает: «а батюшка, а батюшка...» Что ни мужчина, особенно из содержателей постоялых дворов, то «Галиап», как говорит Николай Николаевич» (отец писателя).
«И все идет кресчендо, - продолжает он далее, - и города, и виды, и погода, и деревенские постройки, и девки. Вот уж восемь красавиц попались нам на дороге». «По луговой стороне виды восхитительные: что за села, что за строения, точно как едешь не по России, а по какой-нибудь обетованной земле».
И вот Островский в Костроме. «Мы стоим па крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед, идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот проходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И нет конца этой песне... А на той стороне Волги, прямо против города, два села; и особенно живописно одно, от которого вплоть до Волги тянется самая кудрявая рощица, солнце при закате забралось в нее как-то чудно, с корня, и наделало много чудес. Я измучился, глядя на это... Измученный, воротился я домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мной. Неужели мучительные впечатления этих пяти дней будут бесплодны для меня?».
Бесплодными эти впечатления оказаться не могли, но они еще долго отстаивались и накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем вылились на бумагу такие шедевры его творчества, как «Гроза» и «Снегурочка». Так случилось, что в течение довольно длительного времени считалось: сам сюжет драмы «Гроза» Островский взял из жизни костромского купечества, в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых. Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины - беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила,- рядом с церковью Успения. А когда драма впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».
Костромской краевед Н. Виноградов обстоятельно исследовал «клыковское дело» и пришел к заключению, что именно им воспользовался Островский в работе над «Грозой». Очень уж много оказывалось тут почти буквальных совпадений. А. П. Клыкова - прототип Катерины - была выдана шестнадцати лет в угрюмую, нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старобобрядка, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.
В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в баловстве и холе любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Теперь же она оказалась в семье суровой, старообрядчески-аскетической. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену oт придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.
И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку. И никто из костромичей не сомневался, что Островский использовал это дело в «Грозе». Н. Виноградов так и назвал свою статью «В лаборатории творческой мысли А. Н. Островского».
Прошло несколько лет, прежде чем исследователи Островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о многом. Он свидетельствует о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел «что-то освежающее и ободряющее».
Родная автору река Волга послужила достаточным количеством свежих и живых впечатлений, сделалась ему родною и своею и в этом отношении влияла на его многоплодное творчество». Писать «Грозу» Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса била опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в январском номере 1860 года. Цензор, подавший записку о допуске пьесы к печати, не упоминает ни о Кабанихе, ни о Диком. Да и жанр пьесы определил как «семейно-бытовая драма». Первое представление «Грозы» на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в Малом театре, в бенефис С. В. Васильева с Л, П. Никулиной-Косицкой в роли Катерины. Бенефис позволял выбирать пьесу «по собственному усмотрению актера». Вот так началось победное шествие «Грозы» по подмосткам российских театров. Оно продолжается и до сих пор. Разгаданы ли все загадки пьесы? Далеко нет. Вот и нам предстоит их разгадывать.
Вторую статью о творчестве А.Н.Островского, посвященную одному произведению - «Грозе», Добролюбов назвал «Луч света в темном царстве». В этой статье критик отметил, что в изображение самодурства писатель вносит новый мотив - мотив его неуверенности в себе, неустойчивости и, в конечном счете, моральной обреченности, Дикой и Кабаниха особенно отвратительны в своей бессердечности, особенно мелочны и придирчивы, потому что они предвидят тяжелые времена - непокорство, неповиновение, непослушание.
Жизнь города Калинова.
На первый взгляд, кажется, нет основания для таких предположений. Косная, рутинная жизнь крошечного провинциального городка Калинова такова, какой была всегда. «Бла-алепие, милая! Бла-алепие! Красота дивная!.. В обетованной земле живете!» (II, 216), - говорит странница Феклуша. Но эти слова звучат полным диссонансом к откровенным суждениям Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать» (II, 215). В калиновском микромире у Кулигина и Феклуши совершенно противоположные функции. Феклуша, выполняя роль своего рода «международного обозревателя» и снабжая калиновцев сведениями о внешнем мире, старается убедить их, что «иначе жить, чем они, невозможно». «Феклуша,- пишет Добролюбов,- принадлежит к партии патриотической и в высшей степени консервативной; ей хорошо среди благочестивых и наивных калиновцев: ее и почитают, и угощают, и снабжают всем нужным... И ей верят. Ясно, что простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Поэтому в сообщениях Феклуши нет ничего о европейских странах, где люди живут лучше, чем в России: она говорит о землях, где правят «Махнут турецкий», «Махнут персидский», и еще о землях, «где все люди с песьими головами». И уровень калиновцев вполне соответствует уровню Феклуши. Напомним беседу двух гуляющих калиновцев в галерее:
1 -й. А это, братец ты мой, что такое?
2-й. А это Литовское разорение. Битва, видишь? Как наши с Литвой бились.
1 -й. Что ж это такое Литва?
2-й. Так она Литва и есть.
1 -й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала.
2-й. Не умею тебе сказать. С неба, так с неба.
Женщина. Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны.
1 -й. А что, братец ты мой! Ведь это так точно. (II, 251).
При таких понятиях самодурам не требуется особых усилий, чтобы управлять калиновским общественным мнением. Они опираются на власть авторитета, традиции, а главное - власть денег. Именно эта власть делает племянника Дикого, образованного и деликатного Бориса Григорьевича, рабом своего дяди («Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»,- говорит о калиновских нравах Борис), а Тихона - до автоматизма послушным воле матери.
Мастерство автора в создании образа города Калинова.
В классической драматургии, несомненным представителем которой является А. Н. Островский, принципы построения любого произведения определяются единством трех условий, а именно: времени, места и действия. Что касается времени - оно занимает двенадцать дней драматургической жизни героев. Место, где происходят основные события драмы “Гроза”, Островский определил достаточно точно - некий город Калинов, в пространстве которого буквально развертываются трагические хитросплетения сюжета пьесы. Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе, происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный, городской характер. Чтобы убедиться в неслучайности авторского замысла, стоит внимательнее присмотреться к ремаркам пьесы, прислушаться к ее героям.
Итак, российская провинция. Волга. Лето. Город, где все рядятся в русские одежды и живут странными обычаями.
Какие странности вы отметили при прочтении пьесы?
В общественном саду на берегу реки сидит местный изобретатель-самоучка Кулигин и от полноты чувств, видимо, поет, любуясь заречными сельскими видами, райскими красотами, и от вида их радуется его душа. Так начинается драма. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница между чудом заволжской природы и городом, местом, где сосредоточено зло и несчастье. Недаром тонкая и трагичная Катерина хочет стать птицей и улететь в дивные красоты и дали, которые наблюдает ее измученная бытом и злонравием родных душа.
А что говорит про городскую жизнь и обычаи наблюдательный Кулигин? (“жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие”. Слово “жестокие” он употребляет дважды. Видно, и сам немало натерпелся уже и почти смирился.)
Действительно, что-то страшное и недоброе постоянно совершается здесь. Недаром Островский дает прямое указание, может быть слишком прямое, на то, чем город является на самом деле. В декорации четвертого действия мы видим сводчатую галерею старинной, начинающей разрушаться постройки, кусты, арки, за которыми все еще виден берег Волги. Откуда взялась сия классическая руина в захудалом городишке, не ясно, пожалуй, и самому автору. Однако она ему чрезвычайно необходима и является тоже одним из действующих «лиц» пьесы.
Из разговоров горожан ясно, что стены постройки расписаны. Что же это за роспись?
“Это геенна огненная!” - восклицает один из горожан. И вот здесь, в этой огненной “геенне”, собираются жители города, а вместе с ними и герои драмы, пытаясь укрыться от грозы. И здесь у росписей адских мук достигают своего накала страсти, и Катерина опускается на колени перед фреской, чтобы замолить свои грехи, и в ужасе вскакивает, разглядев зловещие росписи...
Словно весь город прячется здесь, молится и боится, словно все они собрались в одном месте, и трагическая фигура Катерины в центре, и блаженный Кулигин, пророчествующий о благодати грозы. Это - кульминация. Это - четкое определение нравственной географии пространства драмы. Это царство несвободы, судьбы, о которой беспрестанно хлопочут и твердят герои драмы.
Свобода, покой, любовь - там, за Волгой. Недаром ночами уходят туда влюбленные Кудряш и Варвара. Недаром вся истинная, человеческая жизнь происходит под покровом ночи, когда засыпают тяжелым сном все эти Кабановы, Дикие, Феклуши.
Удивляется Борис: “Точно сон какой вижу! Эта ночь, песни, свидания! Ходят обнявшись”. Но чему удивляться в этом перевернутом месте, так напоминающем Дантов “Ад”. Однако наступает день - и все простое, разумное, естественное погружается в небытие.
Теперь стоит сказать несколько слов о местном климате, который представляет собой явление необычное, если не сказать странное. Во всяком случае, за время действия драмы происходит три грозы. Невозмутимый же Кулигин доводит до нашего сведения, что здесь бывали также северные сияния, которыми следовало любоваться, и кометы, которым следовало радоваться как “обновке на небе”. Сообщив все это и без того ошеломленным калиновцам, он уводит своего приятеля Бориса из расписанных фресками руин в грозу и в громы, и тот уходит за ним со словами: “Здесь страшнее!”
Катерина бросается с обрыва в Волгу. Происходит это в том самом месте, где любит сидеть Кулигин и любоваться сельскими видами. Она как бы растворяется в пейзаже Заволжья, там, где любовь и свобода. Об этом прозревает Тихон Кабанов. Вот они, последние ключевые слова драмы: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!”
Задание на дом: стр. 158-162; пользуясь текстом пьесы и материалами учебника, составить таблицу по образам Катерины и Кабановой с разделами:
понимание жизни в доме
понимание принципов семейной жизни
понимание роли чувств в жизни человека
интересы и любимые занятия в жизни героинь
речь Катерины и Кабановой (слова, фразы, фразеологизмы)
6