СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для учителей 7класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока для внеурочной деятельности для учащихся 7 класса по теме: "Путишевствие по страницам химии"

Просмотр содержимого документа
«Для учителей 7класса»

Чай – знакомый незнакомец.  Исследовательская работа Выполнила: ученица МБОУ «Бутовская СОШ №1» Пятовская Виктория Научный руководитель: Калинина Татьяна Дмитриевна

Чай – знакомый незнакомец.

Исследовательская работа

Выполнила: ученица МБОУ «Бутовская СОШ №1»

Пятовская Виктория

Научный руководитель:

Калинина Татьяна Дмитриевна

 Чай — один из наиболее распространенных тонизирующих напитков. Ему присущи высокие вкусовые качества, изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное действие. Чайная церемония в нашей жизни – дело обычное и очень приятное. Сложно представить себе вечернее застолье без вкусного горячего напитка.  Как оказалось, многие не знают, в чем его польза, какой чай выбрать, как и когда его нужно пить, как приготовить.

Чай — один из наиболее распространенных тонизирующих напитков. Ему присущи высокие вкусовые качества, изысканный аромат, хорошее стимулирующее и лечебное

действие. Чайная церемония в

нашей жизни – дело обычное и

очень приятное. Сложно

представить себе вечернее

застолье без вкусного горячего

напитка.  Как оказалось,

многие не знают, в чем его

польза, какой чай выбрать,

как и когда его нужно пить,

как приготовить.

Цель работы: 1) Исследовать состав и свойства различных сортов чая.  2) Научиться правильно выбирать и готовить данный продукт.  3) Сравнить их по содержанию основных компонентов.

Цель работы:

1) Исследовать состав и свойства различных сортов чая.

2) Научиться правильно выбирать и готовить данный продукт.

3) Сравнить их по содержанию основных компонентов.

Знаете, сколько времени люди занимаются исследованиями состава чая? Около 200 лет. Но до сих пор нет полной ясности, и не все его ингредиенты познаны и даже обнаружены. Самое главное, впрочем, мы знаем. Например, ясно, что чай — сложнейшее по химическому составу растение, состоящее по меньшей мере из 130 веществ.  Знаете, сколько времени люди занимаются исследованиями состава чая? Около 200 лет. Но до сих пор нет полной ясности, и не все его ингредиенты познаны и даже обнаружены. Самое главное, впрочем, мы знаем. Например, ясно, что чай — сложнейшее по химическому составу растение, состоящее по меньшей мере из 130 веществ. От 30 до 50 % — так называемые экстрактивные, то есть растворимые в воде, их больше в зеленом чае (до 50 %) и молодом, меньше в черном (до 40%) и старом.

Знаете, сколько времени люди занимаются исследованиями состава чая? Около 200 лет. Но до сих пор нет полной ясности, и не все его ингредиенты познаны и даже обнаружены. Самое главное, впрочем, мы знаем. Например, ясно, что чай — сложнейшее по химическому составу растение, состоящее по меньшей мере из 130 веществ.

Знаете, сколько времени люди занимаются исследованиями состава чая? Около 200 лет. Но до сих пор нет полной ясности, и не все его ингредиенты познаны и даже обнаружены. Самое главное, впрочем, мы знаем. Например, ясно, что чай — сложнейшее по химическому составу растение, состоящее по меньшей мере из 130 веществ. От 30 до 50 % — так называемые экстрактивные, то есть растворимые в воде, их больше в зеленом чае (до 50 %) и молодом, меньше в черном (до 40%) и старом.

Задачи:  Познакомиться с историей возникновения чая, его появлением в России.  Изучить литературу, касающуюся химического состава различных сортов чая и его влияния на организм человека.  Узнать, какие сорта чая и как предпочитают употреблять ученики МБОУ «Бутовская СОШ №1»  Изучить методику выделения компонентов чая.  Сравнить между собой чай зеленый и черный листовой и чай пакетированный, чай наиболее часто  употребляемых учениками торговых  марок по составу и свойствам.  Дать рекомендации по выбору сортов  чая и правильного употребления

Задачи:

  • Познакомиться с историей возникновения чая, его появлением в России.

  • Изучить литературу, касающуюся химического состава различных сортов чая и его влияния на организм человека.

  • Узнать, какие сорта чая и как предпочитают употреблять ученики МБОУ «Бутовская СОШ №1»

  • Изучить методику выделения компонентов чая.

  • Сравнить между собой чай зеленый и черный листовой и чай пакетированный, чай наиболее часто

употребляемых учениками торговых

марок по составу и свойствам.

  • Дать рекомендации по выбору сортов

чая и правильного употребления

Анкетирование Пьёте ли вы чай ? (да/нет)  Какой чай вы предпочитаете (чёрный/зелёный, пакетированный/рассыпной)  Марка чая ?  Какая крепость чая ? (крепкий/не крепкий)  Сколько кружек в день пьёте ? (примерно)  Знаете ли вы, как правильно заваривать чай ?  Знаете ли вы химический состав чая?

Анкетирование

  • Пьёте ли вы чай ? (да/нет)
  • Какой чай вы предпочитаете (чёрный/зелёный, пакетированный/рассыпной)
  • Марка чая ?
  • Какая крепость чая ? (крепкий/не крепкий)
  • Сколько кружек в день пьёте ? (примерно)
  • Знаете ли вы, как правильно заваривать чай ?
  • Знаете ли вы химический состав чая?
Предпочтения чая 12% 13% 48% 27%

Предпочтения чая

12%

13%

48%

27%

Предпочтения чая

Предпочтения чая

Польза чая О пользе чая знают меньше половины – 181 (43%). А не знают 239 (57%) На основании этого можно сделать вывод, что о пользе чая, а так же о химическом составе чая имеет какое-либо представление наименьшее количество опрашиваемых. Поэтому проблема, которой я занялась, является актуальной.

Польза чая

О пользе чая знают меньше половины – 181 (43%). А не знают 239 (57%) На основании этого можно сделать вывод, что о пользе чая, а так же о химическом составе чая имеет какое-либо представление наименьшее количество опрашиваемых. Поэтому проблема, которой я занялась, является актуальной.

Исследование химического состава чая Для исследования были взяты торговые марки, которые наиболее часто употребляются учащимися и их родителями (по опросу).

Исследование химического состава чая

Для исследования были взяты торговые марки, которые наиболее часто употребляются учащимися и их родителями (по опросу).

Исследование химического состава чая Образец 1 - чёрный пакетированный чай «AHMAD TEA», Образец 2 - чёрный пакетированный чай «Принцесса Нури», Образец 3 – зелёный пакетированный чай «Липтон», Образец 4 – зелёный пакетированный чай «TESS», Образец 5 – чёрный листовой чай «Greenfield», Образец 6 – чёрный листовой чай «CURTIS», Образец 7 – зелёный листовой чай «Лисма».

Исследование химического состава чая

  • Образец 1 - чёрный пакетированный чай «AHMAD TEA»,
  • Образец 2 - чёрный пакетированный чай «Принцесса Нури»,
  • Образец 3 – зелёный пакетированный чай «Липтон»,
  • Образец 4 – зелёный пакетированный чай «TESS»,
  • Образец 5 – чёрный листовой чай «Greenfield»,
  • Образец 6 – чёрный листовой чай «CURTIS»,
  • Образец 7 – зелёный листовой чай «Лисма».
 Эксперимент 1: Определение витамина «С»  с помощью йодометрического метода.   Для определения количества витамина «С» я использовала следующие вычисления: 1мл йода – 30 капель йода Х мл йода— число капель 1 мл йода—35 мг витамина С Объём йода—Х мг витамина С  Номер Содержание витамина «С», мг/мл образца  1  2  3 9,47  4 8,4  5 10,5  6 9,47  7 14 16,45 10,5

Эксперимент 1: Определение витамина «С» с помощью йодометрического метода.

Для определения количества витамина «С» я использовала следующие вычисления:

1мл йода – 30 капель йода

Х мл йода— число капель

1 мл йода—35 мг витамина С

Объём йода—Х мг витамина С

Номер

Содержание витамина «С», мг/мл

образца

1

2

3

9,47

4

8,4

5

10,5

6

9,47

7

14

16,45

10,5

Эксперимент 2: Обнаружение танина в чае.   Танины-это вещества характеризуются  дубящими свойствами и специфическим  вяжущим вкусом. При наличии танина в чае при  добавлении хлорида железа(III)  наблюдается тёмно - фиолетовое  окрашивание. В каждый образец  добавили по 2 капли FeCl 3 .  Номер Обнаружение танина в чае. образца  1  2  ++  3  ++  4  +  5  +  6  ++  7  ++ +++

Эксперимент 2: Обнаружение танина в чае.

  • Танины-это вещества характеризуются

дубящими свойствами и специфическим

вяжущим вкусом.

  • При наличии танина в чае при

добавлении хлорида железа(III)

наблюдается тёмно - фиолетовое

окрашивание. В каждый образец

добавили по 2 капли FeCl 3 .

Номер

Обнаружение танина в чае.

образца

1

2

++

3

++

4

+

5

+

6

++

7

++

+++

Эксперимент 3: Обнаружение кофеина. В фарфоровую чашку поместили 0,5 г чая, добавляли 8 капель концентрированной азотной кислоты. Смесь осторожно выпарили досуха. В результате окисления кофеина образуется тетраметилаллоксантин оранжевого цвета. При реакции с концентрированным раствором аммиака это вещество превращается в пурпурат аммония. Данные анализа сравнивали с эталоном, полученным из таблетки цитрамона, содержащего 43% кофеина.  Номер Обнаружение  1 образца +++ кофеина в чае.  2  3  ++  +  4  +  5 +++  6  7  ++  ++

Эксперимент 3: Обнаружение кофеина.

В фарфоровую чашку поместили 0,5 г чая, добавляли 8 капель концентрированной азотной кислоты. Смесь осторожно выпарили досуха. В результате окисления кофеина образуется тетраметилаллоксантин оранжевого цвета. При реакции с концентрированным раствором аммиака это вещество превращается в пурпурат аммония. Данные анализа сравнивали с эталоном, полученным из таблетки цитрамона, содержащего 43% кофеина.

Номер

Обнаружение

1

образца

+++

кофеина в чае.

2

3

++

+

4

+

5

+++

6

7

++

++

Эксперимент 5: Определение кислотно-щелочного баланса.   Определение проводили с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Эксперимент 5: Определение кислотно-щелочного баланса.

Определение проводили с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Эксперимент 6: Определение витамина «Е». Около 0,5 г чая растворяют в 10 мл спирта, добавляют 2 мл концентрированной азотной кислоты, нагревают на водяной бане, при появлении красно-оранжевого окрашивания подтверждается наличие витамина «Е»

Эксперимент 6: Определение витамина «Е».

Около 0,5 г чая растворяют в 10 мл спирта, добавляют 2 мл концентрированной азотной кислоты, нагревают на водяной бане, при появлении красно-оранжевого окрашивания подтверждается наличие витамина «Е»

Эксперимент 7: Сравнение изменения содержания определяемых . компонентов чая с течением времени.    Содержание танина: При добавлении 2 капель FeCl 3 к каждому образцу цвет чая не изменился (за исключением зелёного пакетированного). Для изменения окраски в остальные образцы пришлось добавить в среднем по 18 капель  Определение рН: Свежий Через сутки

Эксперимент 7: Сравнение изменения содержания определяемых . компонентов чая с течением времени.

Содержание танина:

При добавлении 2 капель FeCl 3 к каждому образцу цвет чая не изменился (за исключением зелёного пакетированного). Для изменения окраски в остальные образцы пришлось добавить в среднем по 18 капель

Определение рН:

Свежий

Через сутки

Образец Свежий чай № 1 Число капель иода 8 № 2 Количество витамина «С»,мг 7 9,47 Обнаружение танина № 3 8,4 ++ Обнаружение кофеина (интенсивность окрашивания 9 № 4 ++ +++ PH № 5 Чай через 24 часа 10,5 8 ++ № 6 9,47 12 + Число капель иода 6 14 14 Количество витамина С 6,5 + + 8 16,45 Обнаружение танина + № 7 ++ 9 8 9,47 7 9,47 10,5 ++ ++ Обнаружение кофеина +++ 7 7 +++ ++ +++ ++ PH 6 6 8,4 ++ ++ 5 8 7 + 6,5 5 7 9,47 + + 7 8 5 ++ 10,5 + ++ +++ 5 9,47 ++ 5 +++ 5 ++  5

Образец

Свежий чай

№ 1

Число капель иода

8

№ 2

Количество витамина «С»,мг

7

9,47

Обнаружение танина

№ 3

8,4

++

Обнаружение кофеина (интенсивность окрашивания

9

№ 4

++

+++

PH

№ 5

Чай через 24 часа

10,5

8

++

№ 6

9,47

12

+

Число капель иода

6

14

14

Количество витамина С

6,5

+

+

8

16,45

Обнаружение танина

+

№ 7

++

9

8

9,47

7

9,47

10,5

++

++

Обнаружение кофеина

+++

7

7

+++

++

+++

++

PH

6

6

8,4

++

++

5

8

7

+

6,5

5

7

9,47

+

+

7

8

5

++

10,5

+

++

+++

5

9,47

++

5

+++

5

++

5

 Общие выводы: Были проведены исследования черного и зеленого чая. Оказалось, что и зеленый, и черный чай богаты витаминами «С» и «Е», имеют нейтральную или слабокислую среду. Немного больше танина в зеленом чае. Кофеином богат и зеленый и черный чай, которого в последнем больше. На вопрос, какой чай выбирать пакетированный или листовой можно ответить следующее. Листовой чай более полезен, он содержит немного больше танинов, витамина «С». Чай нужно употреблять свежим, т.к. с течением времени концентрация танинов, витамина «С», уменьшается и повышается кислотность среды. Чай торговых марок, наиболее часто используемых учениками и их родителями, имеет хорошее качество, об этом можно судить по близким значениям величин определяемых компонентов.

Общие выводы:

  • Были проведены исследования черного и зеленого чая. Оказалось, что и зеленый, и черный чай богаты витаминами «С» и «Е», имеют нейтральную или слабокислую среду.
  • Немного больше танина в зеленом чае. Кофеином богат и зеленый и черный чай, которого в последнем больше.
  • На вопрос, какой чай выбирать пакетированный или листовой можно ответить следующее. Листовой чай более полезен, он содержит немного больше танинов, витамина «С».
  • Чай нужно употреблять свежим, т.к. с течением времени концентрация танинов, витамина «С», уменьшается и повышается кислотность среды.
  • Чай торговых марок, наиболее часто используемых учениками и их родителями, имеет хорошее качество, об этом можно судить по близким значениям величин определяемых компонентов.
«Чай усмиряет дух и гармонизирует разум, снимает усталость и придает сил, пробуждает мысль и предотвращает сонливость, придает легкость и освежает тело, обостряет ощущения»  Конфуций Борис Михайлович Кустодиев  «Купчиха за чаем»

«Чай усмиряет дух и гармонизирует разум, снимает усталость и придает сил, пробуждает мысль и предотвращает сонливость, придает легкость и освежает тело, обостряет ощущения»

Конфуций

Борис Михайлович Кустодиев

«Купчиха за чаем»

Приятного чаепития!

Приятного чаепития!