Тип урока: решение учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятиях «длина волны» и «скорость распространения волн»; формировать умение вычислять длину волны и скорость ее распространения |
Планируемые результаты |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам физике! - Что бы вы поменяли бы в организации наших уроков? - Кто объяснит, почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Прием «Я контролирую свои мысли»: - Я на уроке …физики -Я сосредотачиваюсь на изучении физики - Мне нужно перестать думать о… - Мои мысли только о физике, потому что… | Формировать навыки самоорганизации |
Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Организует проверку домашнего задания: - В какой среде могут распространяться упругие продольные воны? Только в твердых телах Только в жидкостях Только в газах В твердых телах, жидкостях и газах | Заполняют таблицу: Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Ответ: г | Умение оценивать свои достижения |
Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся перечислить основные понятия, изученные на предыдущих уроках. Вопрос запуска постановки учебной задачи: - Знаете ли вы, что такое длина волны? Понимаете ли вы значение понятия «скорость распространения волны»? Формулирует учебную задачу: - Исследовать понятия «скорость распространения волны» и «длина волны» | Называют понятия: - Колебательное движение, свободные колебания, амплитуда, период, частота, фаза колебаний, затухающие колебания, резонанс, вынужденные колебания Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развивать навыки целеполагания |
Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирование целей и задач урока: - Внимательно прочитайте тему урока - Все ли слова из темы урока вам знакомы? - Что от вас ожидается сегодня на уроке? - Что можно запланировать изучить сегодня на уроке? | Записывают в тетрадь тему урока. Учувствуют в формировании целей и задач урока: - Усвоить суть понятий «длина волны» и «скорость распространения волны» - Научится вычислять длину волны и скорость ее распространения | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу |
Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: - Почему для меня важно изучить скорость распространения волн? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации |
Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала | Организует обсуждение проблемных вопросов: - Будут ли колебания в упругой среде распространяться мгновенно? - Если нет, то, как определить скорость волны? Организует исследование схемы процесса распространения в пространстве поперечной волны. Вводит понятие «длина волны». - Распространение между ближайшими друг к другу точками колеблющимися в одинаковых фазах, называется длинной волны. Длина волны обозначается греческой буквой λ («лямбда»): Где ʋ- скорость волны T- период колебаний Длина волны зависит от частоты колебаний источника, порождающего эту волну, и от скорости распространения волны: Где ν- частота колебаний | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают определенные трудности при ответах на вопросы. Образуют исследовательские группы. Исследуют процесс распространения в пространстве поперечной волны. Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы учителю | Выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение проводить исследования |
Закрепление изученного материала | Организует беседу по вопросам: - Что называется длинной волны? - За какое время колебательный процесс распространяется на расстояние, равное длине волны? | Отвечают на вопросы | Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
Решение заданий | Организует самостоятельную работу: Задание 1: С какой скоростью распространяется волна в океане, если длина волны равна 270 м, а период колебаний равен 13,5 с? Задание 2: Определите длину волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340м/с. | Самостоятельно решают задания. | Развитие умений самостоятельно принимать решения |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися, способствует размышлению обучающихся вопросами: - Можно ли сказать, что я понимаю, что такое длина волны? - Могу ли я объяснить связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом? -Достиг ли я поставленных целей и задач урока? -С какими трудностями я столкнулся при изучении нового материала на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку и рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности |
Домашнее задание | § 29 учебника. Помогает учащимся выбрать задания из учебника, задачника, рабочей тетради. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание | Формировать навыки самоорганизации |