МБОУ «Лицей № 1» г. Усолье-Сибирское

Тема исследования:_____________________________
______________________________________________
Работу выполнил: Ученик ________ класса ______________профиля
______________________________________________
(фамилия, имя автора исследования)
Руководитель исследования: ______________________________________________
______________________________________________
(фамилия, имя, отчество руководителя исследования, должность)

20____год
КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Если не можешь сразу понять, о чём хотелось бы узнать больше, попробуй задать себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой или поэзией, астрономией, историей или чем-то другим).
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею.
Какими могут быть темы исследования?
Все возможные темы можно условно объединить в три группы:
фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т. д.)
Тема:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?
Запиши цель своего исследования.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Запиши задачи собственного исследования.
IV. ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Гипотеза – это предложение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно».
Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.
Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Как поставить план исследовательской работы?
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты и методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
Подумать самостоятельно;
Прочитать книги о том, что исследуешь;
Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
Спросить у других людей;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
Подумать самостоятельно
С этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
Что я знаю по теме исследования?
Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
Запиши всё здесь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Описать объект – означает ответить на вопросы: что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?
Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям.
Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов и явлений. Готовясь, защитить свою исследовательскую работу обязательно подумай, как можно кратко выразить основные понятия, которые использовались в твоём исследовании.
Как научиться давать определения понятиям. Существуют приёмы, которые помогут тебе определить понятия, использованные в твоём исследовании.
Описание – это простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов.
Прочитать книги о том, что исследуешь
Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием.
Ни один учёный не работает без компьютера – верного помощника современного исследователя. Попробуй поискать нужную тебе информацию в сети Интернет.
Запиши всё, что тебе помог узнать компьютер.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познакомиться с кино- и телефильмами пот этой проблеме
Научные, научно-популярные и художественные фильмы – настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике!
Укажи фильмы, которые ты посмотрел по теме своего исследования. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши всё, что ты узнал нового из фильмов о предмете своего исследования ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Спроси у других людей (анкетирование, беседа, интервью).
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
Провести эксперимент.
Слово «эксперимент» происходит от латинского «проба, опыт». Это самый главный метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разнообразные явления. Перед тем как провести эксперимент, надо составить его план. После этого стоит посоветоваться с учителем или с кем-то из взрослых, которые могут дать тебе полезные советы по поводу проведения эксперимента.
Запиши план эксперимента.
Проведи свой эксперимент, а затем опиши его результаты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т. п.
Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов.
Различие позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и др.
Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придаёт нашему мышлению строгость и точность.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «неожиданный, странный, невероятный».
Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третье и т. д.
Умение отделять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность ума.
Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления.
Выработать суждения и сделать умозаключения
Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить – значит формировать суждения. На основе проведённого исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
Сделать выводы
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвёл итогов.
Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал
Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
9. .Подготовить текст доклада и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования
Для того чтобы лучше и полнее довести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
почему избрана эта тема;
какой была цель исследования;
какие ставились задачи;
какие гипотезы проверялись;
какие использовались методы и средства исследования;
каким был план исследования;
какие результаты были получены;
какие выводы сделаны по итогам исследования;
что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нём может присутствовать каждый желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору
VI. ЭТАПЫ РАБОТЫ

Общие требования к оформлению исследовательской работы.
Выполняется на листах формата А4.
Представляется в компьютерном или машинописном варианте (шрифт: обычный 12 ) с одной стороны листа.
Объем доклада, включая формулы и список литературы не более 10 страниц, для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 страниц.
Основной текст нумеруется арабскими цифрами в правом верхнем углу без учета титульного листа, страницы иллюстраций, приложений – римскими цифрами.
Параметры страниц: левое – 3,0 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2,0 см, нижнее – 2,0 см.
Оформление результатов исследования
название темы
введение
дата и места проведения
цель работы, задачи
методика работы
основная часть - описание работы
заключение - выводы
используемая литература
приложения.
Введение – это вступительная часть исследовательской работы. В небольшом по объему разделе показать актуальность темы, раскрыть практическую значимость ее, определить цели и задачи эксперимента.
Основная часть – раскрывается содержание работы, как правило, состоит из теоретического и практического разделов.
Теоретический раздел – теория и история исследуемой проблемы, дается критический анализ литературы, и показываются позиции автора.
Практический – изложение методы, результаты самостоятельно проведенного эксперимента или его фрагмента.
В основной части могут быть представлены схемы, диаграммы, таблицы, рисунки и т.д.
Заключение – содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, и рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным задачам.
Приложения к исследовательской работе оформляются на отдельных листах, причем каждое должно иметь свой тематический заголовок и номер, который пишется в правом верхнем углу, например: « Приложение I».
VII. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.
Для этого потребуется:
дать определения основным понятиям;
классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы;
ранжировать основные идеи;
предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);
выработать суждения и умозаключения;
сделать выводы;
указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал;
подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования;
приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
VIII. ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
Действуя, не бойся совершить ошибку.