СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дневник о прохождении учебной практики по МДК.01.01. Содержание сельскохозяйственных животных (Разведение сельскохозяйственных животных) для обучающихся специальности 36.02.02 Зоотехния

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния

Цели и задачи учебной практики:

Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля ПМ 01. Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных по основному виду профессиональной деятельности для освоения профессиональных компетенций, обучения трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей специальности.

Просмотр содержимого документа
«Дневник о прохождении учебной практики по МДК.01.01. Содержание сельскохозяйственных животных (Разведение сельскохозяйственных животных) для обучающихся специальности 36.02.02 Зоотехния»


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)










ДНЕВНИК

о прохождении учебной практики

по МДК.01.01. Содержание сельскохозяйственных животных

(Разведение сельскохозяйственных животных)

по ПМ.01 Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных

для обучающихся специальности 36.02.02 Зоотехния




Обучающийся группы ____, ФИО___________________________________________


Место прохождения практики ______________________________________________


Руководитель практики от учебного заведения ________________________________







2024 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния / укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (УГС) 36.00.00 Ветеринария и зоотехния в части освоения основного вида профессиональной деятельности: (ВПД) Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК.1.3 Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии.

ПК 1.4 Производить отбор животных на племя, отбор и подбор пар.

Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке специалистов среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния.

1.2. Цели и задачи учебной практики

Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля ПМ 01. Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных по основному виду профессиональной

деятельности для освоения профессиональных компетенций, обучения трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей специальности/профессии.









РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ


Наименование тем учебной практики

ОК, ПК

Количество

часов

1

Стати сельскохозяйственных животных и птицы. Пороки и недостатки экстерьера

ОК 1,4,5,8

ПК 1.3, 1.4

6

2

Мерные инструменты и основные промеры животных. Вычисление индексов телосложения

ОК 1,2,4,5,6,8

ПК 1.3, 1.4

6

3

Контроль за ростом и развитием животных

ОК 2,3,4,5,6

ПК 1.3

6

4

Методы учета продуктивности сельскохозяйственных

животных

ОК 2,3,4,5,6,8,9

ПК 1.3

6

5

Оценка племенных качеств животных

ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9

ПК 1.3, 1.4

6

6

Производственный и племенной учет в животноводстве. Система идентификации и способы мечения животных

ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9

ПК 1.3, 1.4

6


Итого


36



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1


Тема практического занятия: Стати сельскохозяйственных животных и птицы. Пороки и недостатки экстерьера.

Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по освоению особенностей телосложения животных разных видов и направлений продуктивности, разного пола. Ознакомление с требованиями к статям и наиболее распространенными пороками и недостатками телосложения животных, которые свидетельствуют о переразвитии, ослаблении конституции, снижении продуктивности.

Умения: ОК 1,4,5,9, ПК 1.3, 1.4


СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ


1. На контурах животных разных видов обозначить границы отдельных статей и указать их названия

1.1. Определение статей крупного рогатого скота

1.2. Определение статей свиней

1.3. Определение статей овец

1.4. Определение статей лошадей

1.5. Определение статей с/х птицы

2. Характеристика требований и недостатков телосложения животных

2.1. Ознакомится и подробно описать требования к телосложению животных

2.2. Ознакомится и подробно описать недостатки телосложения животных

3. Использование системы прямоугольников для описания экстерьера

3.1. Составить схему прямоугольников для описания экстерьера овец


ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ


1. На контурах животных разных видов обозначить границы отдельных статей и указать их названия

1.1. Определение статей крупного рогатого скота

(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.2. Определение статей свиней

(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.3. Определение статей овец

(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.3. Определение статей лошадей

(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.5. Определение статей с/х птицы

(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Характеристика требований и недостатков телосложения животных

2.1. Ознакомится и подробно описать требования к телосложению животных

(Освоить основные требования к статям коров молочных и молочно-мясных пород, заполнить таблицу)

Общее развитие стати

Требования

Общий вид и развитие


Голова и шея


Грудь


Холка, спина, поясница


Средняя часть туловища


Зад


Молочные признаки


Конечности


(Освоить основные требования к статям мясных коров, заполнить таблицу)

Общее развитие стати

Требования

Общий вид и развитие


Голова и шея


Грудь


Холка, спина, поясница


Средняя часть туловища


Крестец


Окорок


Вымя


Конечности



2.2. Ознакомится и подробно описать недостатки телосложения животных

(Освоить основные недостатки телосложения на примере скота молочных и молочно-мясных пород)

Общее развитие стати

Требования

Общий вид и развитие


Голова и шея


Грудь


Холка, спина, поясница


Средняя часть туловища


Зад


Вымя и соски


Конечности



3. Использование системы прямоугольников для описания экстерьера

3.1. Составить схему прямоугольников для описания экстерьера овец



























КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дать понятие об экстерьере. Значение экстерьерной оценки.

2. Назовите основные стати крупного рогатого скота (овец, свиней, лошадей).

3. Какими методами изучают и оценивают экстерьер и конституцию?

4. Что понимают под половым диморфизмом?

5. Что такое пороки телосложения?

6. Перечислите основные требования, предъявляемые к вымени коров.

8. Одинаковые ли требования предъявляют к задней части туловища коров молочного и мясного направлений продуктивности?

9. Чем отличаются по телосложению животные разного пола?


Дата _____________ Оценка ______________ Подпись __________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2


Тема практического занятия: Мерные инструменты и основные промеры животных. Вычисление индексов телосложения.

Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального

практического опыта по использованию измерительных инструментов для взятия промеров и получения объективных данных о развитии статей у отдельных

животных и групп. Освоение приемов правильной обработки и анализа материалов измерений животных

Умения: ОК 1,2,4,5,6,9, ПК 1.3, 1.4.


СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ

1. Определение точек взятия промеров мерными инструментами у разных видов с/х животных

1.1. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у крупного рогатого скота

1.2. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у свиней

1.3. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у овец

1.4. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у лошадей

1.5. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у кур-несушек

2. Вычисление индексов телосложения

2.1. На основании имеющихся данных о промерах коров вычислить индексы телосложения, установит к какому типу относятся данные коровы


ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

1. Определение точек взятия промеров мерными инструментами у разных видов с/х животных

1.1. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у крупного рогатого скота

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________

_________________________ _________________________



_ _____________________

_____________________

_____________________

_____________________





____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

1.2. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у свиней

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


1.3. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у овец

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


1.4. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у лошадей

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


1.5. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у кур-несушек

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________


2. Вычисление индексов телосложения

2.1. На основании имеющихся данных о промерах коров вычислить индексы телосложения, установит к какому типу относятся данные коровы


Промеры коров разных пород, см

Индексы телосложения коров, % (по И.А. Чижику)

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятия индекса телосложения.

2. Какое значение имеют индексы телосложения для оценки животных по экстерьеру?

3. Какие промеры измеряются мерной палкой, циркулем, лентой?


Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3


Тема практического занятия: Контроль за ростом и развитием животных

Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по учету роста и развития животных.

Умения: ОК 2,3,4,5,6, ПК 1.3


СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ


1. Освоение методов учета роста животных

1.1. Определить абсолютный, относительный и среднесуточный приросты бычков черно-пестрой породы и помесных для каждого периода

1.2. Начертить кривые на графиках абсолютного, среднесуточного прироста чистопородных и помесных бычков, используя данные таблицы

1.3. Рассчитать и сравнить абсолютный и относительный приросты телочек разных пород различного направления продуктивности

2. Освоение методов учета развития животных

2.1. На основании данных Н. П. Чирвинского определить кратность увеличения у крупного рогатого скота отдельных костей и частей скелета в длину во второй период эмбрионального развития и в постэмбриональный период.



ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

1. Освоение методов учета роста животных

1.1. Определить абсолютный, относительный и среднесуточный приросты бычков черно-пестрой породы и помесных для каждого периода



1.2. Начертить кривые на графиках абсолютного, среднесуточного прироста чистопородных и помесных бычков, используя данные таблицы

1.3. Рассчитать и сравнить абсолютный и относительный приросты телочек разных пород различного направления продуктивности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Освоение методов учета развития животных

2.1. На основании данных Н. П. Чирвинского определить кратность увеличения у крупного рогатого скота отдельных костей и частей скелета в длину во второй период эмбрионального развития и в постэмбриональный период

(дать характеристику какие кости или части скелета получили наибольшее развитие)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте понятие о росте и развитии животных.

2. Приведите формулы расчетов абсолютного, среднесуточного и относительного приростов живой массы.

3. Дайте характеристику основных фаз эмбрионального и постэмбрионального

периодов онтогенеза.

4. Какие факторы влияют на рост и развитие сельскохозяйственных животных?

5. Дайте определение основного закона недоразвития (закон П. Н. Чирвинского и А. А. Малигонова).

6. Какие формы недоразвития встречаются у сельскохозяйственных животных и каковы причины их возникновения?

7. Какие показатели рассчитываются при изучении и учете роста и развития животных?


Дата _____________ Оценка _______________ Подпись _________

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4


Тема практического занятия: Методы учета продуктивности сельскохозяйственных

животных

Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по оценке молочной продуктивности животных.

Умения: ОК 2,3,4,5,6,9, ПК 1.3


СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ

1. Определение показателей молочной продуктивности коров

1.1. Расчет удоя за лактацию и содержания жира в молоке, сравнивая эти показатели между породами в абсолютных показателях и в процентах, начертить график изменения удоя и содержания жира в молоке в течении лактации.

2. Определение показателей мясной продуктивности скота

2.1. Рассчитать показатели мясной продуктивности бычков черно-пестрой и помесей черно-пестрой и лимузинской породы. Сделать выводы.

3. Оценка репродуктивных качеств свиней

3.1. Охарактеризовать основные показатели оценки продуктивных качеств проверяемых свиноматок. Из числа проверяемых свиноматок отобрать 25% лучших по продуктивным качествам для замены выбывших основных маток.

3.2. Сравнить средние показатели всех животных со средними показателями отобранной группы. Сделать вывод.

4. Характеристика видов шерстяных волокон у овец

4.1. Дать характеристику основных видов шерстяных волокон, заполнить соответствующую таблицу

4.2. Отобрать по шерстной продуктивности 5 кроссбредных баранчиков для племенного использования, используя данные. Сравнить средние показатели отобранных животных со средними показателями животных всей группы. Сделать вывод.

5. Определение яйценоскости кур-несушек

5.1. На основании данных таблицы подсчитать среднегодовое поголовье кур и среднюю яйценоскость кур за год

ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

1. Определение показателей молочной продуктивности коров

1.1. Расчет удоя за лактацию и содержания жира в молоке, сравнивая эти показатели между породами в абсолютных показателях и в процентах, начертить график изменения удоя и содержания жира в молоке в течении лактации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определение показателей мясной продуктивности скота

2.1. Рассчитать показатели мясной продуктивности бычков черно-пестрой и помесей черно-пестрой и лимузинской породы. Сделать выводы.

Показатель

Черно-пестрые

Лимузин х черно-пестрые

Живая масса при рождении, кг

28

32

Живая масса в 18 мес., кг

461

515

Предубойная живая масса, кг

448

511

Убойная масса, кг

251

288

Убойный выход, %



Абсолютный прирост живой массы, кг



Среднесуточный прирост, г



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Оценка репродуктивных качеств свиней

3.1. Охарактеризовать основные показатели оценки продуктивных качеств проверяемых свиноматок. Из числа проверяемых свиноматок отобрать 25% лучших по продуктивным качествам для замены выбывших основных маток.

3.2. Сравнить средние показатели всех животных со средними показателями отобранной группы. Сделать вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Характеристика видов шерстяных волокон у овец

4.1. Дать характеристику основных видов шерстяных волокон, заполнить соответствующую таблицу

Вид волокна

Характеристика

Пух


Ость


Переходный волос


Мертвый волос


Сухой волос


Песига


Кроющий волос


4.2. Отобрать по шерстной продуктивности 5 кроссбредных баранчиков для племенного использования, используя данные. Сравнить средние показатели отобранных животных со средними показателями животных всей группы. Сделать вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Определение яйценоскости кур-несушек

5.1. На основании данных таблицы подсчитать среднегодовое поголовье кур и среднюю яйценоскость кур за год

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимается под циклом яйценоскости?

2. Что называется шерстью и какие типы шерстных волокон бывают по внешнему виду, гистологическому строению и техническим свойствам?

3. Перечислите признаки, характеризующие воспроизводительную способность свиноматок. Дайте их краткую характеристику.

4. Какие показатели мясной продуктивности учитываются при жизни животного, а какие после его убоя?

Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5


Тема практического занятия: Оценка племенных качеств животных.

Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по ведению зоотехнического и племенного учета, организации мечения животных

Умения: ОК-1-7, 9, ПК 1.3, 1.4


СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ

1. 1. Составление родословных

1.1. Составить родословную быка Нулевого Т-638 тагильской породы в форме сетки, используя следующие данные

2. Определение индекса производителя

2.1. Используя родословную быка Мудрого 8000, определить индекс производителя по удою и массовой доле жира в молоке (средняя продуктивность стада составляет – 4900-3,96) по формуле Кравченко

3. Оценка производителей по качеству потомства

3.1. Пользуясь инструкцией, оценить двух быков-производителей голштинской породы (Британиса и Мутанта) по качеству потомства — по показателям удоя, по содержанию массовой доли жира и белка в молоке и выходу молочного жира, используя данные таблиц, методами «дочери— сверстницы» и «дочери — матери»

4. Прогнозирование эффекта селекции

4.1. Используя данные (табл. 55) продуктивности маток стада племрепродуктора ООО «Шадринское», рассчитать эффективность массовой селекции по удою, содержанию массовой доли жира в молоке и молочному жиру за одно поколение (5 лет) при отборе ремонтных телок от 50% лучших коров. Из стада выбрать в племенное ядро 50% лучших коров только по удою, затем 50% лучших коров только по содержанию массовой доли жира в молоке и 50% лучших коров по молочному жиру в молоке.


ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

1. Составление родословных

1.1. Составить родословную быка Нулевого Т-638 тагильской породы в форме сетки, используя следующие данные:


2. Определение индекса производителя

2.1. Используя родословную быка Мудрого 8000, определить индекс производителя по удою и массовой доле жира в молоке (средняя продуктивность стада составляет – 4900-3,96) по формуле Кравченко


Мудрый 8000

М

Ласуня 5000

2-5200-4,00

О

Плюмбум

20 дочерей, 5076-3,95

ММ

Северина 1800

4-4700-3,95

ОМ

Грозный 2000

18 дочерей, 4900-3,87

МО

Африка 6000

3-5300-3,83

ОО

Кубик 3500

25 дочерей. 5140-4,00

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Оценка производителей по качеству потомства

3.1. Пользуясь инструкцией, оценить двух быков-производителей голштинской породы (Британиса и Мутанта) по качеству потомства — по показателям удоя, по содержанию массовой доли жира и белка в молоке и выходу молочного жира, используя данные таблиц, методами «дочери— сверстницы» и «дочери — матери». Результаты записать в соответствующие таблицы. Сделать выводы.


Показатели молочной продуктивности дочерей быка Британиса 106, их матерей и сверстниц


Показатели молочной продуктивности дочерей быка Мутанта 250, их матерей и сверстниц

Результаты оценки быков- производителей по качеству потомства методом «дочери-сверстницы»

Результаты оценки быков- производителей по качеству потомства методом «дочери-матери»

4. Прогнозирование эффекта селекции

4.1. Используя данные (табл. 55) продуктивности маток стада племрепродуктора ООО «Шадринское», рассчитать эффективность массовой селекции по удою, содержанию массовой доли жира в молоке и молочному жиру за одно поколение (5 лет) при отборе ремонтных телок от 50% лучших коров. Из стада выбрать в племенное ядро 50% лучших коров только по удою, затем 50% лучших коров только по содержанию массовой доли жира в молоке и 50% лучших коров по молочному жиру в молоке. Коэффициент наследуемости по удою равен 0,30, по содержанию массовой доли жира в молоке — 0,50, молочному жиру — 0,33. Сделать выводы.

Показатели продуктивности коров за 305 дней лактации



Эффект селекции черно-пестрого скота по удою, массовой доле жира в молоке, молочному жиру

Показатель

Продуктивность

Эффект селекции за

стада

племенного ядра

одно поколение

один год

Отбор лучших коров по удою

Удой, кг





МДЖ, %





Отбор лучших коров по массовой доле жира в молоке

Удой, кг





МДЖ, %





Молочный жир, кг





Отбор лучших коров по молочного жиру

Удой, кг





МДЖ, %





Молочный жир, кг





Данные расчета эффекта селекции анализируются следующим образом:

- дается характеристика стаду по продуктивности, изменчивости признаков;

- анализируются результаты отбора;

- рассчитывается прогнозируемая продуктивность стада через поколение по удою, МДЖ и выходу молочного жира;

- сравниваются варианты между собой, делаются выводы и формулируются задачи по дальнейшему совершенствованию стада.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение понятия эффекта селекции.

2. Как определяется и для чего используется селекционный дифференциал?

3. Как определить суммарный эффект селекции?

4. Дайте определение понятиям отбор, подбор, видам отбора и подбора

5. Перечислите достоинства и недостатки оценки быков-производителей по качеству потомства методами «дочери — матери», «дочери — сверстницы»

6. Каково значение родословных при отборе животных по происхождению?

7. Перечислите принципы, по которым оцениваются животные по происхождению.

8. Какие существуют методы, формулы оценки животных по происхождению?





Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6


Тема практического занятия: Производственный и племенной учет в животноводстве. Система идентификации и способы мечения животных.

Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по работе с документами производственного и племенного учета, по идентификации и способам мечения животных разных видов с/х животных.

Умения: ОК 1-7, 9, ПК 1.3, 1.4.


СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ

1. Организация зоотехнического учета в племенном скотоводстве

1.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике

1.2. Ознакомится с отчетностью (сводные данные) в племенном скотоводстве и оформить перечень документов в виде записей в дневнике, дать характеристику

2. Организация зоотехнического учета в племенном свиноводстве

2.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике

3. Использование национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве

3.1. Ознакомится с использованием национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве, записать основные аспекты использования системы в дневник

4. Идентификация сельскохозяйственных животных

4.1. Ознакомится со значением идентификации в животноводстве, раскрыть ключевые понятия идентификации

5. Организация мечения разных видов с/х животных и птицы

5.1. Ознакомится со способами мечения животных и птицы, заполнить таблицу



ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

1. Организация зоотехнического учета в племенном скотоводстве

1.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.2. Ознакомится с отчетностью (сводные данные) в племенном скотоводстве и оформить перечень документов в виде записей в дневнике, дать характеристику

Карточка племенного быка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка племенной коровы (телки)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бонитировочная ведомость о результатах племенной работы с крупным рогатым скотом молочного направления продуктивности

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Журнал выращивания молодняка крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления продуктивности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Журнал оценки быков молочных и молочно-мясных пород по качеству потомства

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Журнал искусственного осеменения, запуска и отелов коров и осемененных телок.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Организация зоотехнического учета в племенном свиноводстве

2.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Использование национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве

3.1. Ознакомится с использованием национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве, записать основные аспекты использования системы в дневник

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Идентификация сельскохозяйственных животных

4.1. Ознакомится со значением идентификации в животноводстве, раскрыть ключевые понятия идентификации

Идентификационный номер

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Индивидуальный номер

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Технологический номер

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите основные формы производственного и племенного учета в животноводстве.

2. Какие данные заносятся в акт контрольных доений?

3. На основании каких документов производственного учета заполняют карточки племенной коровы, племенной свиноматки?

4. Для чего используется компьютерная программа «СЕЛЭКС»?

5. С какой целью проводится мечение племенных животных?

6. Какие методы мечения используются в животноводстве?

7. Назовите приборы и инструменты, которые используются при мечении животных.

8. Особенности мечения животных таврением.

9. Когда ставят индивидуальный номер животному в свиноводстве?

10. В каком возрасте индивидуальный номер у крупного рогатого скота переносят на рога?

11. Какой метод мечения животных самый перспективный?


Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________



5. Организация мечения разных видов с/х животных и птицы

5.1. Ознакомится со способами мечения животных и птицы, заполнить таблицу

№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

КРС

1





2





3





№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

4





5





6





7





№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

Свиньи

1





2





3





4





№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

5





6





7





Лошади

1





2





3





4





5





№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

6





7





Овцы

1





2





№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

3





4





5





Птица

1





№ п/п

Наименование способа

Какие метки и на какой части тела наносятся

Краткое описание метода

Преимущества и недостатки метода

2





3





4





5





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Основная учебная литература:

  1. Практикум по разведению сельскохозяйственных животных: учебник / Ю. А. Юлдашбаев, Т. Т. Тарчоков, З. М. Айсанов [и др.]. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 112 с.

  2. Разведение сельскохозяйственных животных: учебное пособие для вузов / А. Х. Хайитов, С. А. Брагинец, У. Ш. Джураева [и др.] ; под редакцией А. Х. Хайитова. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 248 с.

Дополнительная учебная литература:

  1. Разведение и селекция сельскохозяйственных животных : учебник для вузов / Е. Я. Лебедько, Л. А. Танана, Н. Н. Климов, С. И. Коршун. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 268 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет:

  1. http://zoogigiena.ru

  2. https://e.lanbook.com



ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНЕНИЙ К ДНЕВНИКУ


_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

27