СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа учебной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния
Цели и задачи учебной практики:
Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля ПМ 01. Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных по основному виду профессиональной деятельности для освоения профессиональных компетенций, обучения трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей специальности.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»
ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)
ДНЕВНИК
о прохождении учебной практики
по МДК.01.01. Содержание сельскохозяйственных животных
(Разведение сельскохозяйственных животных)
по ПМ.01 Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных
для обучающихся специальности 36.02.02 Зоотехния
Обучающийся группы ____, ФИО___________________________________________
Место прохождения практики ______________________________________________
Руководитель практики от учебного заведения ________________________________
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной практики – является частью основной профессиональной образовательной программы (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния / укрупненная группа профессий, специальностей и направлений подготовки (УГС) 36.00.00 Ветеринария и зоотехния в части освоения основного вида профессиональной деятельности: (ВПД) Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных, и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.1.3 Проводить мероприятия по улучшению воспроизводства стада, увеличению продуктивности и увеличению выхода молодняка сельскохозяйственных животных на сельскохозяйственном предприятии.
ПК 1.4 Производить отбор животных на племя, отбор и подбор пар.
Программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке специалистов среднего профессионального образования по специальности 36.02.02 Зоотехния.
1.2. Цели и задачи учебной практики
Формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках профессионального модуля ПМ 01. Содержание, кормление и разведение сельскохозяйственных животных по основному виду профессиональной
деятельности для освоения профессиональных компетенций, обучения трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей специальности/профессии.
РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
№ | Наименование тем учебной практики | ОК, ПК | Количество часов |
1 | Стати сельскохозяйственных животных и птицы. Пороки и недостатки экстерьера | ОК 1,4,5,8 ПК 1.3, 1.4 | 6 |
2 | Мерные инструменты и основные промеры животных. Вычисление индексов телосложения | ОК 1,2,4,5,6,8 ПК 1.3, 1.4 | 6 |
3 | Контроль за ростом и развитием животных | ОК 2,3,4,5,6 ПК 1.3 | 6 |
4 | Методы учета продуктивности сельскохозяйственных животных | ОК 2,3,4,5,6,8,9 ПК 1.3 | 6 |
5 | Оценка племенных качеств животных | ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9 ПК 1.3, 1.4 | 6 |
6 | Производственный и племенной учет в животноводстве. Система идентификации и способы мечения животных | ОК 1,2,3,4,5,6,7,8,9 ПК 1.3, 1.4 | 6 |
| Итого | | 36 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема практического занятия: Стати сельскохозяйственных животных и птицы. Пороки и недостатки экстерьера.
Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по освоению особенностей телосложения животных разных видов и направлений продуктивности, разного пола. Ознакомление с требованиями к статям и наиболее распространенными пороками и недостатками телосложения животных, которые свидетельствуют о переразвитии, ослаблении конституции, снижении продуктивности.
Умения: ОК 1,4,5,9, ПК 1.3, 1.4
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ
1. На контурах животных разных видов обозначить границы отдельных статей и указать их названия
1.1. Определение статей крупного рогатого скота
1.2. Определение статей свиней
1.3. Определение статей овец
1.4. Определение статей лошадей
1.5. Определение статей с/х птицы
2. Характеристика требований и недостатков телосложения животных
2.1. Ознакомится и подробно описать требования к телосложению животных
2.2. Ознакомится и подробно описать недостатки телосложения животных
3. Использование системы прямоугольников для описания экстерьера
3.1. Составить схему прямоугольников для описания экстерьера овец
ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
1. На контурах животных разных видов обозначить границы отдельных статей и указать их названия
1.1. Определение статей крупного рогатого скота
(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Определение статей свиней
(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Определение статей овец
(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.3. Определение статей лошадей
(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Определение статей с/х птицы
(Схематически изобразить контур тела животного, отметить арабскими цифрами границы статей и обозначить их)
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Характеристика требований и недостатков телосложения животных
2.1. Ознакомится и подробно описать требования к телосложению животных
(Освоить основные требования к статям коров молочных и молочно-мясных пород, заполнить таблицу)
Общее развитие стати | Требования |
Общий вид и развитие |
|
Голова и шея |
|
Грудь |
|
Холка, спина, поясница |
|
Средняя часть туловища |
|
Зад |
|
Молочные признаки |
|
Конечности |
|
(Освоить основные требования к статям мясных коров, заполнить таблицу)
Общее развитие стати | Требования |
Общий вид и развитие |
|
Голова и шея |
|
Грудь |
|
Холка, спина, поясница |
|
Средняя часть туловища |
|
Крестец |
|
Окорок |
|
Вымя |
|
Конечности |
|
2.2. Ознакомится и подробно описать недостатки телосложения животных
(Освоить основные недостатки телосложения на примере скота молочных и молочно-мясных пород)
Общее развитие стати | Требования |
Общий вид и развитие |
|
Голова и шея |
|
Грудь |
|
Холка, спина, поясница |
|
Средняя часть туловища |
|
Зад |
|
Вымя и соски |
|
Конечности |
|
3. Использование системы прямоугольников для описания экстерьера
3.1. Составить схему прямоугольников для описания экстерьера овец
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дать понятие об экстерьере. Значение экстерьерной оценки.
2. Назовите основные стати крупного рогатого скота (овец, свиней, лошадей).
3. Какими методами изучают и оценивают экстерьер и конституцию?
4. Что понимают под половым диморфизмом?
5. Что такое пороки телосложения?
6. Перечислите основные требования, предъявляемые к вымени коров.
8. Одинаковые ли требования предъявляют к задней части туловища коров молочного и мясного направлений продуктивности?
9. Чем отличаются по телосложению животные разного пола?
Дата _____________ Оценка ______________ Подпись __________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема практического занятия: Мерные инструменты и основные промеры животных. Вычисление индексов телосложения.
Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального
практического опыта по использованию измерительных инструментов для взятия промеров и получения объективных данных о развитии статей у отдельных
животных и групп. Освоение приемов правильной обработки и анализа материалов измерений животных
Умения: ОК 1,2,4,5,6,9, ПК 1.3, 1.4.
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ
1. Определение точек взятия промеров мерными инструментами у разных видов с/х животных
1.1. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у крупного рогатого скота
1.2. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у свиней
1.3. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у овец
1.4. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у лошадей
1.5. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у кур-несушек
2. Вычисление индексов телосложения
2.1. На основании имеющихся данных о промерах коров вычислить индексы телосложения, установит к какому типу относятся данные коровы
ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
1. Определение точек взятия промеров мерными инструментами у разных видов с/х животных
1.1. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у крупного рогатого скота
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_________________________ _________________________
_ _____________________
_____________________
_____________________
_____________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
1.2. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у свиней
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
1.3. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у овец
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
1.4. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у лошадей
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
1.5. Определить точки взятия промеров, применяемые инструменты у кур-несушек
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
2. Вычисление индексов телосложения
2.1. На основании имеющихся данных о промерах коров вычислить индексы телосложения, установит к какому типу относятся данные коровы
Промеры коров разных пород, см
Индексы телосложения коров, % (по И.А. Чижику)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятия индекса телосложения.
2. Какое значение имеют индексы телосложения для оценки животных по экстерьеру?
3. Какие промеры измеряются мерной палкой, циркулем, лентой?
Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема практического занятия: Контроль за ростом и развитием животных
Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по учету роста и развития животных.
Умения: ОК 2,3,4,5,6, ПК 1.3
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ
1. Освоение методов учета роста животных
1.1. Определить абсолютный, относительный и среднесуточный приросты бычков черно-пестрой породы и помесных для каждого периода
1.2. Начертить кривые на графиках абсолютного, среднесуточного прироста чистопородных и помесных бычков, используя данные таблицы
1.3. Рассчитать и сравнить абсолютный и относительный приросты телочек разных пород различного направления продуктивности
2. Освоение методов учета развития животных
2.1. На основании данных Н. П. Чирвинского определить кратность увеличения у крупного рогатого скота отдельных костей и частей скелета в длину во второй период эмбрионального развития и в постэмбриональный период.
ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
1. Освоение методов учета роста животных
1.1. Определить абсолютный, относительный и среднесуточный приросты бычков черно-пестрой породы и помесных для каждого периода
1.2. Начертить кривые на графиках абсолютного, среднесуточного прироста чистопородных и помесных бычков, используя данные таблицы
1.3. Рассчитать и сравнить абсолютный и относительный приросты телочек разных пород различного направления продуктивности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Освоение методов учета развития животных
2.1. На основании данных Н. П. Чирвинского определить кратность увеличения у крупного рогатого скота отдельных костей и частей скелета в длину во второй период эмбрионального развития и в постэмбриональный период
(дать характеристику какие кости или части скелета получили наибольшее развитие)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте понятие о росте и развитии животных.
2. Приведите формулы расчетов абсолютного, среднесуточного и относительного приростов живой массы.
3. Дайте характеристику основных фаз эмбрионального и постэмбрионального
периодов онтогенеза.
4. Какие факторы влияют на рост и развитие сельскохозяйственных животных?
5. Дайте определение основного закона недоразвития (закон П. Н. Чирвинского и А. А. Малигонова).
6. Какие формы недоразвития встречаются у сельскохозяйственных животных и каковы причины их возникновения?
7. Какие показатели рассчитываются при изучении и учете роста и развития животных?
Дата _____________ Оценка _______________ Подпись _________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема практического занятия: Методы учета продуктивности сельскохозяйственных
животных
Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по оценке молочной продуктивности животных.
Умения: ОК 2,3,4,5,6,9, ПК 1.3
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ
1. Определение показателей молочной продуктивности коров
1.1. Расчет удоя за лактацию и содержания жира в молоке, сравнивая эти показатели между породами в абсолютных показателях и в процентах, начертить график изменения удоя и содержания жира в молоке в течении лактации.
2. Определение показателей мясной продуктивности скота
2.1. Рассчитать показатели мясной продуктивности бычков черно-пестрой и помесей черно-пестрой и лимузинской породы. Сделать выводы.
3. Оценка репродуктивных качеств свиней
3.1. Охарактеризовать основные показатели оценки продуктивных качеств проверяемых свиноматок. Из числа проверяемых свиноматок отобрать 25% лучших по продуктивным качествам для замены выбывших основных маток.
3.2. Сравнить средние показатели всех животных со средними показателями отобранной группы. Сделать вывод.
4. Характеристика видов шерстяных волокон у овец
4.1. Дать характеристику основных видов шерстяных волокон, заполнить соответствующую таблицу
4.2. Отобрать по шерстной продуктивности 5 кроссбредных баранчиков для племенного использования, используя данные. Сравнить средние показатели отобранных животных со средними показателями животных всей группы. Сделать вывод.
5. Определение яйценоскости кур-несушек
5.1. На основании данных таблицы подсчитать среднегодовое поголовье кур и среднюю яйценоскость кур за год
ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
1. Определение показателей молочной продуктивности коров
1.1. Расчет удоя за лактацию и содержания жира в молоке, сравнивая эти показатели между породами в абсолютных показателях и в процентах, начертить график изменения удоя и содержания жира в молоке в течении лактации.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определение показателей мясной продуктивности скота
2.1. Рассчитать показатели мясной продуктивности бычков черно-пестрой и помесей черно-пестрой и лимузинской породы. Сделать выводы.
Показатель | Черно-пестрые | Лимузин х черно-пестрые |
Живая масса при рождении, кг | 28 | 32 |
Живая масса в 18 мес., кг | 461 | 515 |
Предубойная живая масса, кг | 448 | 511 |
Убойная масса, кг | 251 | 288 |
Убойный выход, % |
|
|
Абсолютный прирост живой массы, кг |
|
|
Среднесуточный прирост, г |
|
|
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Оценка репродуктивных качеств свиней
3.1. Охарактеризовать основные показатели оценки продуктивных качеств проверяемых свиноматок. Из числа проверяемых свиноматок отобрать 25% лучших по продуктивным качествам для замены выбывших основных маток.
3.2. Сравнить средние показатели всех животных со средними показателями отобранной группы. Сделать вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Характеристика видов шерстяных волокон у овец
4.1. Дать характеристику основных видов шерстяных волокон, заполнить соответствующую таблицу
Вид волокна | Характеристика |
Пух |
|
Ость |
|
Переходный волос |
|
Мертвый волос |
|
Сухой волос |
|
Песига |
|
Кроющий волос |
|
4.2. Отобрать по шерстной продуктивности 5 кроссбредных баранчиков для племенного использования, используя данные. Сравнить средние показатели отобранных животных со средними показателями животных всей группы. Сделать вывод.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Определение яйценоскости кур-несушек
5.1. На основании данных таблицы подсчитать среднегодовое поголовье кур и среднюю яйценоскость кур за год
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под циклом яйценоскости?
2. Что называется шерстью и какие типы шерстных волокон бывают по внешнему виду, гистологическому строению и техническим свойствам?
3. Перечислите признаки, характеризующие воспроизводительную способность свиноматок. Дайте их краткую характеристику.
4. Какие показатели мясной продуктивности учитываются при жизни животного, а какие после его убоя?
Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема практического занятия: Оценка племенных качеств животных.
Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по ведению зоотехнического и племенного учета, организации мечения животных
Умения: ОК-1-7, 9, ПК 1.3, 1.4
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ
1. 1. Составление родословных
1.1. Составить родословную быка Нулевого Т-638 тагильской породы в форме сетки, используя следующие данные
2. Определение индекса производителя
2.1. Используя родословную быка Мудрого 8000, определить индекс производителя по удою и массовой доле жира в молоке (средняя продуктивность стада составляет – 4900-3,96) по формуле Кравченко
3. Оценка производителей по качеству потомства
3.1. Пользуясь инструкцией, оценить двух быков-производителей голштинской породы (Британиса и Мутанта) по качеству потомства — по показателям удоя, по содержанию массовой доли жира и белка в молоке и выходу молочного жира, используя данные таблиц, методами «дочери— сверстницы» и «дочери — матери»
4. Прогнозирование эффекта селекции
4.1. Используя данные (табл. 55) продуктивности маток стада племрепродуктора ООО «Шадринское», рассчитать эффективность массовой селекции по удою, содержанию массовой доли жира в молоке и молочному жиру за одно поколение (5 лет) при отборе ремонтных телок от 50% лучших коров. Из стада выбрать в племенное ядро 50% лучших коров только по удою, затем 50% лучших коров только по содержанию массовой доли жира в молоке и 50% лучших коров по молочному жиру в молоке.
ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
1. Составление родословных
1.1. Составить родословную быка Нулевого Т-638 тагильской породы в форме сетки, используя следующие данные:
2. Определение индекса производителя
2.1. Используя родословную быка Мудрого 8000, определить индекс производителя по удою и массовой доле жира в молоке (средняя продуктивность стада составляет – 4900-3,96) по формуле Кравченко
Мудрый 8000 | |||
М Ласуня 5000 2-5200-4,00 | О Плюмбум 20 дочерей, 5076-3,95 | ||
ММ Северина 1800 4-4700-3,95 | ОМ Грозный 2000 18 дочерей, 4900-3,87 | МО Африка 6000 3-5300-3,83 | ОО Кубик 3500 25 дочерей. 5140-4,00 |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Оценка производителей по качеству потомства
3.1. Пользуясь инструкцией, оценить двух быков-производителей голштинской породы (Британиса и Мутанта) по качеству потомства — по показателям удоя, по содержанию массовой доли жира и белка в молоке и выходу молочного жира, используя данные таблиц, методами «дочери— сверстницы» и «дочери — матери». Результаты записать в соответствующие таблицы. Сделать выводы.
Показатели молочной продуктивности дочерей быка Британиса 106, их матерей и сверстниц
Показатели молочной продуктивности дочерей быка Мутанта 250, их матерей и сверстниц
Результаты оценки быков- производителей по качеству потомства методом «дочери-сверстницы»
Результаты оценки быков- производителей по качеству потомства методом «дочери-матери»
4. Прогнозирование эффекта селекции
4.1. Используя данные (табл. 55) продуктивности маток стада племрепродуктора ООО «Шадринское», рассчитать эффективность массовой селекции по удою, содержанию массовой доли жира в молоке и молочному жиру за одно поколение (5 лет) при отборе ремонтных телок от 50% лучших коров. Из стада выбрать в племенное ядро 50% лучших коров только по удою, затем 50% лучших коров только по содержанию массовой доли жира в молоке и 50% лучших коров по молочному жиру в молоке. Коэффициент наследуемости по удою равен 0,30, по содержанию массовой доли жира в молоке — 0,50, молочному жиру — 0,33. Сделать выводы.
Показатели продуктивности коров за 305 дней лактации
Эффект селекции черно-пестрого скота по удою, массовой доле жира в молоке, молочному жиру
Показатель | Продуктивность | Эффект селекции за | ||
стада | племенного ядра | одно поколение | один год | |
Отбор лучших коров по удою | ||||
Удой, кг |
|
|
|
|
МДЖ, % |
|
|
|
|
Отбор лучших коров по массовой доле жира в молоке | ||||
Удой, кг |
|
|
|
|
МДЖ, % |
|
|
|
|
Молочный жир, кг |
|
|
|
|
Отбор лучших коров по молочного жиру | ||||
Удой, кг |
|
|
|
|
МДЖ, % |
|
|
|
|
Молочный жир, кг |
|
|
|
|
Данные расчета эффекта селекции анализируются следующим образом:
- дается характеристика стаду по продуктивности, изменчивости признаков;
- анализируются результаты отбора;
- рассчитывается прогнозируемая продуктивность стада через поколение по удою, МДЖ и выходу молочного жира;
- сравниваются варианты между собой, делаются выводы и формулируются задачи по дальнейшему совершенствованию стада.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте определение понятия эффекта селекции.
2. Как определяется и для чего используется селекционный дифференциал?
3. Как определить суммарный эффект селекции?
4. Дайте определение понятиям отбор, подбор, видам отбора и подбора
5. Перечислите достоинства и недостатки оценки быков-производителей по качеству потомства методами «дочери — матери», «дочери — сверстницы»
6. Каково значение родословных при отборе животных по происхождению?
7. Перечислите принципы, по которым оцениваются животные по происхождению.
8. Какие существуют методы, формулы оценки животных по происхождению?
Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема практического занятия: Производственный и племенной учет в животноводстве. Система идентификации и способы мечения животных.
Цель занятия: Формирование умений и приобретение первоначального практического опыта по работе с документами производственного и племенного учета, по идентификации и способам мечения животных разных видов с/х животных.
Умения: ОК 1-7, 9, ПК 1.3, 1.4.
СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РАБОТ
1. Организация зоотехнического учета в племенном скотоводстве
1.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике
1.2. Ознакомится с отчетностью (сводные данные) в племенном скотоводстве и оформить перечень документов в виде записей в дневнике, дать характеристику
2. Организация зоотехнического учета в племенном свиноводстве
2.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике
3. Использование национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве
3.1. Ознакомится с использованием национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве, записать основные аспекты использования системы в дневник
4. Идентификация сельскохозяйственных животных
4.1. Ознакомится со значением идентификации в животноводстве, раскрыть ключевые понятия идентификации
5. Организация мечения разных видов с/х животных и птицы
5.1. Ознакомится со способами мечения животных и птицы, заполнить таблицу
ДНЕВНИК О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ
1. Организация зоотехнического учета в племенном скотоводстве
1.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.2. Ознакомится с отчетностью (сводные данные) в племенном скотоводстве и оформить перечень документов в виде записей в дневнике, дать характеристику
Карточка племенного быка
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка племенной коровы (телки)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бонитировочная ведомость о результатах племенной работы с крупным рогатым скотом молочного направления продуктивности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журнал выращивания молодняка крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления продуктивности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журнал оценки быков молочных и молочно-мясных пород по качеству потомства
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Журнал искусственного осеменения, запуска и отелов коров и осемененных телок.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Организация зоотехнического учета в племенном свиноводстве
2.1. Ознакомится с образцами документов первичного зоотехнического учета и оформить перечень документов в виде записей в дневнике
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Использование национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве
3.1. Ознакомится с использованием национальной информационной системы ведения племенного учета в животноводстве, записать основные аспекты использования системы в дневник
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Идентификация сельскохозяйственных животных
4.1. Ознакомится со значением идентификации в животноводстве, раскрыть ключевые понятия идентификации
Идентификационный номер
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальный номер
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технологический номер
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные формы производственного и племенного учета в животноводстве.
2. Какие данные заносятся в акт контрольных доений?
3. На основании каких документов производственного учета заполняют карточки племенной коровы, племенной свиноматки?
4. Для чего используется компьютерная программа «СЕЛЭКС»?
5. С какой целью проводится мечение племенных животных?
6. Какие методы мечения используются в животноводстве?
7. Назовите приборы и инструменты, которые используются при мечении животных.
8. Особенности мечения животных таврением.
9. Когда ставят индивидуальный номер животному в свиноводстве?
10. В каком возрасте индивидуальный номер у крупного рогатого скота переносят на рога?
11. Какой метод мечения животных самый перспективный?
Дата _____________ Оценка _______________ Подпись __________
5. Организация мечения разных видов с/х животных и птицы
5.1. Ознакомится со способами мечения животных и птицы, заполнить таблицу
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
КРС | ||||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
Свиньи | ||||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
Лошади | ||||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
Овцы | ||||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Птица | ||||
1 |
|
|
|
|
№ п/п | Наименование способа | Какие метки и на какой части тела наносятся | Краткое описание метода | Преимущества и недостатки метода |
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основная учебная литература:
Практикум по разведению сельскохозяйственных животных: учебник / Ю. А. Юлдашбаев, Т. Т. Тарчоков, З. М. Айсанов [и др.]. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 112 с.
Разведение сельскохозяйственных животных: учебное пособие для вузов / А. Х. Хайитов, С. А. Брагинец, У. Ш. Джураева [и др.] ; под редакцией А. Х. Хайитова. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 248 с.
Дополнительная учебная литература:
Разведение и селекция сельскохозяйственных животных : учебник для вузов / Е. Я. Лебедько, Л. А. Танана, Н. Н. Климов, С. И. Коршун. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 268 с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети интернет:
http://zoogigiena.ru
https://e.lanbook.com
ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНЕНИЙ К ДНЕВНИКУ
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
27