Час общения (4 класс)
« Добро и зло»
Цель:
Развитие представления о понятиях: добро, зло, доброта, моральный поступок,бескорыстие.
Задачи:
1. Пробуждать у детей стремление совершать добрые дела;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, оценивать
поступок.
Оборудование:
1. Аудиофрагмент песни «Что такое доброта»
2. Схема однокоренных слов к слову «добро»;
3. Карточка с текстом притчи «Два волка» у каждого на столе.
4. Дидактические карточки с дифференцированными заданиями.
Ход классного часа:
1.Организационный момент.
2.Актуализация.
Аудиофрагмент песни «Приключения поросѐнка Фунтика».
- О чѐм эта песня?
- В чѐм смысл песни?
- Это и есть первое слово нашей темы.
- Назовите антоним слова «добро»?
- О каких понятиях мы будем говорить на уроке?
3.Постановка цели.
Попробуйте сформулировать цель занятия. (Ответы детей)
Мне бы хотелось пробудить в наших душах стремление совершать
добрые дела, добрые поступки.
4.Основная часть.
- Что такое доброта?
- А сейчас послушайте стихотворение Александра Николаенко и ответьте на
вопрос: «Кого автор назвал идеалом доброты»?
Ученик.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
Ученица.
И откуда спросишь, ты,
Что от этой доброты,
Приживаются цветы,
Рыбки, ѐжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это — мама, мама, мама!!!
Учитель:
- Почему?
- Какого же человека можно назвать добрым?
- А только ли слова должны быть добрыми?
-Какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте?
- Катя для вас приготовила стихотворение, которое должно стать для каждого из вас девизом жизни.
- Послушайте его и постарайтесь запомнить для себя самые главные слова.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живѐшь ты не зря!
- Скажите, какое понятие более широкое «добро» или «доброта»?
(Ответы учащихся)
5.Работа по теме.
Мы много уже сегодня говорили о доброте, а что такое «Добро»? (Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности,
образец поступков людей и отношений между ними)
- Что такое нравственная ценность?
- Моральные, добрые поступки связаны с каким понятием? Приведите
примеры.
- Какое главное правило добрых поступков? (Бескорыстие)
- А теперь попробуйте образовать однокоренные слова к слову «добро».
Попробуйте объяснить значение этих слов так, как вы их понимаете.
Доброта ,сердечность, соседство
Учитель:
Как вы понимаете смысл пословиц:
Худо тому, кто добра не делает никому;
Доброе слово и кошке приятно;
Доброе дело само себя хвалит? (Ответы- рассуждения детей)
Поговорим теперь о понятии противоположном добру.
- С какими цветами оно у вас ассоциируется?
- Как вы думаете, какое определение можно дать этому слову?
- Какие примеры проявления зла вы можете привести.
- Должны ли люди бороться со злом? (Ответы - рассуждения)
Учитель:
- Ребята мы совершаем добрые (моральные) поступки, но бывает и недобрые
(аморальные), потом сожалеем. Как вы думаете, какие поступки мы совершаем без усилия воли, добрые или злые? Почему? (Ответы- рассуждения детей)
Знайте, за души человеческие идѐт постоянная борьба добра и зла.
Хотите знать как это происходит?
Прочитайте текст притчи. (У каждого на столе текст притчи):
Притча о двух волках
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- Каково ваше мнение? (Высказывания детей)
6. Закрепление. Рефлексия.
Перед вами три карточки разных цветов. Оцените свои знания и выберите
карточку.
Белая – я немного знаю по этому вопросу.
Желтая - я достаточно хорошо владею данной темой.
Зеленая – я отлично знаю данный материал.
1.Вставьте подходящее по смыслу слово.
Ни один _____________________ человек не бывает счастлив.
Добро помни, а _____________________ забывай.
Не одежда красит человека, а его ________________________ дела.
____________________ словечко, что дождь в засуху.
Спешите делать ________________.
2.Соедини стрелочками данные качества с соответствующими понятиями
«добро» и «зло»
Мужество
Хитрость
Хвастливость
Лживость
Скромность
Справедливость
Совесть
Эгоизм
Зависть
Жестокость
Честность
Правдивость
3.Объясни смысл пословиц:
Скромность украшает человека.
Рядом с добрым человеком всегда тепло.
7.Задание на опережение.
На следующем классном часе мы с вами так же поговорим о добре и зле, и попытаемся понять, менялось ли представление людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подумайте над этим вопросом.
8. Итог.
Подводя итог, хотелось бы провести тренинг для поднятия настроения.
Все слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза.
Представьте себе то, что я вам сейчас скажу.
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения.
Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки,
ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная
музыка. И вам хочется еѐ послушать. Мысленно поместите все добро и
хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас
появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе… Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревшее душу ,настроение.
Откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой,
уходя из класса. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с
вами.
А, напоследок, я хотела бы сказать вам, дать напутствие.
Стань добрым волшебником!
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!!!