СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Добро и зло (по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля») (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Добро и зло (по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля») (6 класс)»



Конспект урока по предмету «Родная (русская) литература»

6 класс

Тема: Добро и зло (по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля»)


Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков


Цели: создание условий для осознания, осмысления и личностного восприятия таких понятий как «доброта», «счастье»


Планируемые результаты:

Личностные: осознавать роль художественной литературы в развитии духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Предметные: оценивать жизненные ценности героев художественных произведений; пересказывать художественное произведение, его фрагменты, сюжет; объяснять свое понимание нравственной, философской, социальной проблематики произведения; выражать личное отношение к героям, событиям, представленным в художественном произведении, аргументировать свою точку зрения;


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивационный этап.



Учитель приветствует учеников.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию – кадр из мультфильма по сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля».

- Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображен?

- Опишите девушку? Как вы думаете, какой она человек? Предположите.

- Добрая. А как вы понимаете слово «добрый»? Подберите синонимы.


- А какой он добрый человек?




Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Оформляют тетради.

Рассматривают предложенную иллюстрацию.

Характеризуют девушку (красивая, милая, ее взгляд открыт, наверное, она добрая, милосердная, честная и т.д.)

Подбирают синонимы (мягкосердечный, сострадательный, хороший, милосердный).

Подготовленный ученик предлагает этимологическую справку.

- Слово «добрый» впервые стало использоваться в русском языке в XI в. А произошло оно от слова «доба» - пора, время. Первоначальное значение этого слова "большой, крепкий, вошедший в добу (пору)".



II. Этап актуализации знаний и поиск противоречия


Составление кластера.

- Давайте составим образ доброго человека, какими чертами он обладает, какие поступки совершает?

- Что у вас получилось? (ответы детей)

- Вызвало ли у вас какие-либо затруднения это задание?

- Вывод: посмотрите, все знают, каким должен быть добрый человек, у вас это задание не вызвало никаких затруднений.

- Казалось бы, ну что может быть проще – вот модель доброго человека, всем она известна. Все вроде бы понятно, так почему же люди до сих пор все-таки совершают дурные, а порой ужасные поступки?

- Мы выслушали разные мнения? Наверное, это очень сложный вопрос, проблемный. Еще его называют вечным, философским. Попробуем ответить на него на уроке.


Работают в парах, составляют кластер.







Рассуждают, аргументируют свою позицию.

III.Формулировка темы, целеполагание


- Сформулируйте тему урока. Можно в форме вопроса.

- Поставьте перед собой цель.


Формулируют тему урока.

Почему одни люди выбирают зло, а другие добро?

Записывают и озвучивают цели.


IV. Решение проблемного вопроса.

Сообщает о том, что литературное произведение часто помогает нам решать сложные жизненные вопросы. Обращение к содержанию сказки Н.Д. Телешова.

- Вы знаете на слайде изображена героиня одной из сказок. Кто догадался, кто это?

- Это Изольда из сказки Николая Дмитриевича Телешова «Белая цапля».

- Дома вы самостоятельно читали эту сказку. Расскажите о героине.

Анализ текста.

- В каком королевстве она живет?

Изображение королевства. Мало тут было зелени и цветов, но люди, жившие в королевстве, любили свою родину, своё суровое море, любили и ценили всякую жизнь, всякую былинку, а бледные цветы их полей радовали их больше, чем радуют роскошные цветники избалованных жителей юга.

- Героиня выросла в королевстве, в котором «любили и ценили всякую жизнь». Как вы понимаете слова автора? Что значит ценить жизнь?

- Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…».

- Расскажите, какими чертами характера обладали героиня? Приведите примеры из текста.

Слайд 5 У короля была красавица дочь, принцесса Изольда. Такая же добрая, как отец, она всегда помогала больным и несчастным, и король одобрял в ней эти стремления. Он говорил ей, что настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье.

- Какие мудрые, поучительные мысли говорил король Изольде?

(настоящее счастье только и есть в милосердии, а если мы будем жестоки, то и нам самим изменит наше счастье).


Кратко пересказывают содержание прочитанного текста.

Соотносят иллюстрацию и текст.





















Рассуждают.











Характеризуют главную героиню Изольду.



V. Включение в систему знаний и умений.




Предлагает составить двухчастный дневник.

- А давайте найдем в тексте поучительные слова короля и оформим их вот в такую таблицу.

- В первую колонку выпишите фразы из текста, а во вторую свое мнение: согласие или протест, а может быть непонимание; свое объяснение фразы, какие мысли и ассоциации она вызвала.

















Предлагает выслушать результаты работы.

Вовлекает в диалог.

- Согласны вы с королем?

- Однако, что произошло с милой девушкой Изольдой?

- Какой поступок она совершила?

- Как меняется ее настроение? Что нарушило ее покой?

- Почему мы можем назвать его преступлением?

- Способна была принцесса отличить добро от зла?

- Почему Изольда выбрала зло?


Работают в парах, составляют двухчастный дневник.

Уроки короля

Мое мнение

  1. «настоящее счастье только и есть в милосердии»


  1. «и птицы гибнут, и человек унижается»


  1. «что сделано, то уничтожить нельзя никаким раскаянием… прошедшее не исправимо»


  1. «мало не делать зла: нужно делать добро. И тогда ты будешь счастлива и покойна»


  1. «в мире и так много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека не такое».


  1. «милосердие и добро дадут тебе прочное счастье»

Я думаю, это справедливо, т.к. только милосердный человек, может испытывать внутреннее состояние счастья.

Поддавшись минутному соблазну, мы не только губим природу, но и унижаем свое личное достоинство, теряем себя.

Человек должен не только желать, но и уметь предвидеть последствия своих желаний, т.к. исправить что-либо будет очень сложно.


Зачитывают, делают выводы, рассуждают.

Король учит свою дочь быть доброй и милосердной. Именно эти качества, по мнению короля, гарантирую человеку состояние счастья и покоя.

Пересказ текста.

(она поддалась минутной сладости, соблазну и решила, что убить одну птицу не так уж и страшно, зато у неё будет неповторимый головной убор. «Белые цапли... - думала Изольда, вспоминая слова старика. - Мясо их не годится в пищу ... Их не убивает никто... Их мно­го ...»)

Покой принцессы нарушают муки совести.

Она способна была отличить добро от зла, т.к. этому учили.

Имея честное доброе сердце, кладезь мудрых советов отца Изольда все же совершает зло, поддавшись минутному соблазну. Следовательно, от самого человека зависит, какой выбор он сделает: в пользу добра или зла.


VI. Рефлексия, включающая и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.



Подводит итоги урока.

- Вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Почему одни люди выбирают зло, а другие – добро?

Творческая работа. «Памятка».

- Представьте себе, что вы уже взрослые, вошли, так сказать, «в добу, в пору», уже добрые взрослые люди, как наш король. У вас уже есть дети, которым еще предстоит стать взрослыми и добрыми людьми. Какие бы вы дали им советы, наставления, которые, на ваш взгляд, помогли бы им стать взрослыми. Давайте составим Памятку из 3-4 советов.


Рассуждают, делают выводы.

Делать добро труднее, чем зло. Очень сложно не поддаваться соблазнам, минутным слабостям, нужно себя постоянно контролировать. Если бы не было зла, возможно, мы бы не ценили добрые, милосердные поступки окружающих. Путь к доброте – сложный и тернистый. Человек должен взрастить в себе это качество, как говорится, «войти в пору».

Составляют памятку. Делятся результатами работы.

VII. Домашнее задание.

Предлагает 2 варианта домашнего задания:

  1. Нарисовать иллюстрацию к сказке;

  2. Написать рассуждение (7-10 предложений) «Что такое добро?».




Записывают домашнее задание. Вспоминают композиционную сочинения-рассуждения.