-формировать умение рассуждать на тему с привлечением личного опыта.
-воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Этапы работы | Содержание | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. | Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проведём урок, во время которого постараемся поближе познакомиться с нашим внутренним миром. О чём мы будем говорить на нашем уроке? | Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда Добро – творить трудней. Ответы детей. |
II.Сообщение темы, постановка целей. | Действительно, сегодня мы будем говорить о добре и зле. Добро и зло существовали на земле во все времена. Добро и зло главные моральные понятия. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. А люди совершают как добрые поступки, так и злые. Так какова же цель нашего урока? | Понять, что такое добро и зло. Учиться отличать добрые поступки от злых. Слушают, размышляют, высказывают своё мнение. |
III. Работа в группах. Определение понятий «добро» и «зло». | Работать мы будем по группам. Задания группам (напишите, как можно больше определений): 1 команде – Как вы понимаете, что такое добро? 2 команде – Как вы понимаете, что такое зло? 3 команде – Найти в толковых словарях понятия добра и зла. По определению Сергея Ожегова, доброта – это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Слово «добро» - исконно русское. Знаете ребята, ещё в старой азбуке, буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами Л – “Люди”, З – “Земля”, М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!” Помните этот призыв. И знайте, что основное назначение человека – творить добро. - А что же такое зло? Как вы понимаете? В словаре найдём толкование этого слова. (Зло – всё, что губит душу человека. Зло – это войны и предательство, зависть и жадность. Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях). Совпадают ли понятия в толковых словарях с вашими толкованиями добра? Совпадают ли толкования в словарях о зле с вашими толкованиями? | Работа в группах, работа со словарём. 1.Дружба, мир, красота, уважение к старшим, хорошие поступки… 2.Обман, плохие поступки, жадность…. 3.Толковый словарь С.И. Ожегова. С. И. Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С. И. Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. |
IV.Тест «Добрый ли я». | Рано или поздно человек определяет, по какому пути ему идти. По дороге добра и света или по дороге зла и тьмы. Судить человека надо по его делам. Можно много раз говорить о том, что жалко стариков, а самим никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, всегда говорить о том, что нужно заботиться о природе, при этом проходя мимо урны для мусора и бросать его, где попало. Все зависит только от самого человека. А вы хотите узнать добрые ли вы? Для этого мы ответим на вопросы анкеты. Тест «Добрый ли я». Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”. | Отвечают на вопросы анкеты. |
V. Чтение притчи о добре и зле. Исследование проблемной ситуации. | О добре и зле издавна создано много сказаний, легенд, стихотворений, песен, пословиц, притчей. Послушайте притчу о добре и зле. Подумайте, какова мораль притчи? Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. Как эта притча связана с понятиями о добре и зле? Притча утверждает, что есть люди хорошие и есть люди плохие. Так ли это? 2) Как вы понимаете выражение «кормить волка» ? Пусть ваш белый волк всегда побеждает. | Ребёнок рассказывает понятие притча, читает притчу: «Какой волк побеждает?» (В этой притче смысл заключается в том, что на какой путь встанешь ты? на добро или зло ?что ты будешь делать? ненавидеть, огрызаться, драться, ругаться, оскорблять кого- либо, или же наоборот: любить, помогать, защищать, и т.д) Нет. Притча утверждает, что каждый человек может совершать и хорошие поступки и плохие. Воспитывать в себе хорошее, полезное, нужное людям, стараться совершать больше добропорядочных поступков либо, наоборот, взращивать в себе всё плохое, вредное, гнусное и приносить огорчение окружающим. Белый волк – олицетворяет добро, а чёрный – зло. Мы выбираем добро. |
VI. Исследование проблемной ситуации. | Отгадайте ребус. (Выбор) В жизни часто приходится делать выбор. Это не всегда бывает легко. Где добро, а где зло? Помочь прохожему собрать рассыпавшие фрукты или пройти мимо, сделав вид, что не заметил? Как поступить? Выбор нас преследует всегда. | |
VII. Физминутка «Шаги к успеху» . | "Является ли добрым человек, который. ?" (Если да – прыгаем, киваем головой, если нет – приседаем, опуская голову вниз). а) делает зимой для птиц кормушки; б) всегда чувствует, кому нужна помощь; в) стреляет в птиц из рогатки; г) помогает маме ухаживать за младшей сестренкой; д) не оказывает помощь в трудную минуту; е) каждый день ходит за покупками для старенькой бабушки. | |
Игра «Учитесь делать добрые дела». | Ребята, проведите границу между добром и злом, Как вы поступите в данной ситуации? Обсудите в группе и решите, как вы поступите в данной ситуации? Подчеркните выбранные ответы. Ситуация 1. «Друг просит у тебя списать задание» 1. Дам списать, чтоб выручить товарища. 2. Помогу другу разобраться в задании, чтоб он сам смог его сделать. Ситуация 2. «Твой друг (подруга) обзывает другого ученика, унижает его» 1. Остановлю друга, скажу, что мне неприятно это слышать от своего друга. 2. Поддержу друга. Ситуация 3. «Приятель в компании беззастенчиво врёт» 1. Скажу всем, что это неправда. 2. Попрошу друга перед всеми извиниться за ложь. Работа в группах «Учитесь делать добрые дела» Ситуация 4. Воскресенье. По телевизору должна идти интересная передача. Но мама просит по какой - то причине в это время погулять с маленьким братом. Какой вариант поведения вы выберете? -Предложу посмотреть сказку вместе с братом. -Сначала посмотрю сказку, потом пойду гулять с братом. -Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить. -Пойду погуляю с братом. -Придумаю брату какую–нибудь интересную игру, пока будет идти сказка, чтобы он не захотел идти гулять. Ситуация 5. Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли. Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей? -Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности. -Главные роли дать тем, кто еще ни разу ни в чем не участвовал. -Желающим тянуть жребий. -Пусть решат сами участники спектакля. Ситуация 6. Если случайно толкну одноклассника, то извинюсь. Если случайно толкну одноклассника, то попрошу его в следующий раз быть осторожнее. - А сейчас попробуйте привести свои примеры. | Работа в группах. |
VIII. Творческая работа в группах. | У добра и зла много разных лиц. Какое лицо добра? А лицо зла? На ваших столах есть высказывания о добре и зле. Определите, какие понятия относятся к добру, а какие к злу. Правильно ли мы определили понятия добра и зла? Какова же наша цель в жизни? | Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи «Зло». Определите качества- «помощники» добра и зла (повесить на доску) - выручать друзей в беде; - остановить друга, если он делает что – то плохое; - улыбаться тем, с кем общаешься; - помогать тем, кому нужна моя помощь; - понимать другого; - принимать помощь, совет, не обижаться на критику; - ссориться и обижаться; - не разделять радость с другом; - никому никогда не сочувствовать; - смеяться над недостатками друга; - не заботиться о близких; - кричать и не выслушивать. |
IX. Работа с пословицами. | Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. Какие пословицы вы знаете? | 1. Жизнь дана на добрые дела. 2. Мир не без добрых людей. 3. Доброе слово и железные ворота открывает. 4. Не хвались серебром, а хвались добром. |
X. Игра «Наполни душу добром». | Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Так случается, что в жизни мы сталкиваемся с людьми, в душе у которых больше зла, чем добра. А ведь в наших силах помочь им наполнить душу добром. На столе ваза и коробка с разноцветными шариками. -Ваза – это душа человека. Чему надо научить злого человечка, чтобы он стал добрым? Народная мудрость гласит: «Получив добро, помни, а сделав - забудь». Тот, кто делает добро другому, делает добро и себе: сознание содеянного добра уже само по себе является достойной наградой. Так что же нам сделать, чтобы в нашей душе было как можно больше добра и как можно меньше зла? Да, нужно совершать добрые поступки. Помогать людям. Защищать слабого. Делиться последним с другом. Не завидовать. Прощать ошибки другим. Что нового вы сегодня узнали для себя? - Какой вывод вы сделали из сегодняшнего занятия? ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. | Дети по очереди кладут разноцветные шарики в вазу, приговаривая слова: «Я поделюсь с ним…» (вежливость, доброта, послушание, любовь и родители, добрые поступки, сочувствие, радость, дружба, бережливость, забота о ближнем) Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней. |