- Что автор описывает в начале рассказа ? (Дети: картину города и картину жизни Мерцаловых) - Найдите эти описания в тексте, для этого предлагаю поработать в парах. Составление таблицы (работа в парах) (дети читают примеры в сопоставлении) - Какой приём использует автор, рисуя картину радостных людей и сменяя её тёмными улицами, грязным двором? (дети отвечают: антитеза). - Зачем А. И. Куприн сравнивает эти картины? (Выводы учащихся: А. И. Куприн сравнивает картины жизни большого города и жизни мальчиков, для того, чтобы показать читателю, как жесток мир. ) - Почему семья Мерцаловых оказалась в таком положении? (Один ученик рассказывает) -В современном мире может семья оказаться в таком положении? - Какие чувства вы испытываете к семье Мерцаловых? - Какие чувства испытывают к Мерцаловым окружающие? - Сейчас зазвучит музыка, а вы подумайте, какой эпизод текста созвучен с этой мелодией? - Прочтите эпизод. Может быть, вы узнали это произведение? Бетховена «Лунная соната» - С помощью каких изобразительно-выразительных средств создается красота пейзажа? - О чём в этой тишине думает Мерцалов? Какой поступок хочет совершить герой рассказа? | Дети в парах находят и записывают детали, описывающие картины в сопоставлении. Примерная таблица Картины города | Картины жизни семьи Мерцаловых | Еда | Горы яблоков и апельсинов; Пирамиды мандаринов; Гирляндами колбас; | С утра ничего не ели, кроме пустых щей; Борщ от обеда остался…только холодный; | Свет | Освещенные ярким светом висящих ламп; Сияющие ёлки; | Мрачные, неосвещенные косогоры; Прошли в темноте; Закоптелым, плачущим стенам; | Настроение | Звуки весёлой польки; Праздничное оживление толпы; Весёлый гул; смеющиеся лица нарядных дам; праздничное ликование; | Сердца сжались от недетского страдания; кричал ребёнок; на грязной постели девочка; женщина с измождённым, точно почерневшим от горя лицом; | Дом | Сквозь окна дома видели елку | Более года жили в подземелье; грязный двор, служивший помойной ямой | Ученик: Глава семейства заболел, потерял работу и никак не может найти новое место работы, хотя прилагает большие усилия для этого. Весь сегодняшний день Мерцалов ходил по городу и просил деньги у кого только можно. А детей послали с письмом к бывшему работодателю Мерцалова. Елизавета Ивановна ходила к своей барыне. Дети отвечают…. Дети отвечают… Дети отвечают… Пока звучит музыка, дети ищут эпизод Дети читают текст… «Тут было… тишины.» Дети: Олицетворение - деревья дремали Эпитет - великое спокойствие Метафора - глубокая тишина Дети: Лечь и уснуть и ни о чём не думать. К такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.) |
- С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? - Найдите эпизод встречи Мерцалова и доктора. ( укажи страницу…) (ролевое чтение) - Найдите портрет незнакомца. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? - Как себя ведёт Мерцалов? Почему ? - Что же произошло после разговора в парке? - С какими пожеланиями доктор покидает дом Мерцаловых? Сбылись ли они? -Почему доктор не называет своего имени людям, которым помог? - А как вы назовёте такой поступок? На Слайде: Словарная работа: Бескорыстный человек – человек, не стремящийся к личной выгоде, наживе. - Произошло ли чудо в рассказе? - Как вы думаете, а что помогло осуществиться этому чуду? - Предлагаю поработать в группах Работа в группах. 3 мин 1 группа: психологи: Что было «чудесного» в поступках незнакомца? Напишите на листочках те нравственные качества, за которые доктора можно назвать добрым, чудесным? 2 группа: Художники. Задание: 1) Представить в виде цветовой палитры основные эпизоды рассказа (ассоциативные цвета). Почему именно такие эпизоды выбрали? Обоснуйте выбор цветов. (дети отвечают у доски, а учитель размещает зпизоды на доске). 1 группа. Лингвисты. Задания: 1) Найти в словаре Ожегова определения «доброта», «милосердие» 2) Соотнести определения «доброта» и «милосердие» в словаре и трактовку данного понятия (подтвердить свою позицию примерами из текста). Вновь обратимся к портретам: (на слайде Пирогов и Куприн) Вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И.Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. Хотите узнать об этом человеке еще и о том, почему он стал доктором? Сообщение учащегося.( 2 мин) Работа с текстом.(2 мин) - Как Куприн заканчивает свой рассказ? Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? Учитель: Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни? Какой вы можете сделать вывод? (наводящие вопросы: о чём размышляет? Что вы поняли? | Ученики: (С доктором) Дети читают по ролям (ролевое чтение) Дети находят и читают. (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие). Дети отвечают: Он доведён до крайней степени отчаянности (Один ученик рассказывает) Дети отвечают… Дети отвечают… Дети отвечают… Дети отвечают.. Да, и связано оно с появлением «чудесного доктор», и всё меняется, как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор так же быстро исчезает, как неожиданно он и появился. Дети: название этому чуду- доброта, милосердие, сострадание. (Обсуждают, один ученик отвечает) (слайд (Выводы учащихся: В рассказе речь идет о чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека в самых, невыносимых условиях оставаться человеком.) После обсуждения дают ответ, каждому эпизоду объясняют, тот или иной цвет. Соотносят понятия с трактовкой из текста, дают ответ Сообщение Меня зовут Николай Иванович Пирогов... Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел, и к нему был приглашен профессор Мухин... О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Словно чародей посетил. И я стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал и хотел сделать для русской науки. Я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. И лечил всех. И императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я любил людей и науку, поэтому помогал простым людям, как мог: а выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам. Дети: …что-то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо. (Выводы учащихся: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.) |
- Ребята в начале урока мы поставили вопрос «Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Давайте ответить на этот вопрос. -Перед вами есть листочки, которые вы уже заполняли в начале урока. Запишите в графе «после» свой ответ на вопрос, что такое доброта, милосердие? - Изменилось ли ваше мнение о доброте? - Обратимся вновь к эпиграфам: «Добру человек у человека учится». Ч.Айтматов «Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.» Конфуций -Какой вывод вы сделает сейчас после прочтения эпиграфов и анализа текста? - Каким образом доброта и милосердие «чудесного доктора» повлияла на детей Мерцалова? - Как вы поняли замысел автора? Рефлексия. Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Что удивило? Вспомним, какие цели были поставлены в начале урока? Достигли ли мы их? | Дети: В рассказе говорится о добром, милосердном докторе, который совершил чудо для семьи Мерцаловых, Он действительно чудесный, потому что не всякий богатый, человек с положением, обратит внимание на бедного человека. Дети пишут в графе «ПОСЛЕ» свои ответы. Дети отвечают: Не очень изменилось. Здесь у нас слова благотворить и милосердие, они созвучны со словом доброта. Дети отвечают Дети: формулируют вывод: А. И. Куприн "Чудесный доктор», подводит нас к мысли о том, что чудо присутствует в каждом человеке, который испытывает сострадание, чудо в милосердии, что нужно всегда оказывать помощь людям. Такие чудеса должны стать для каждого естественными в повседневной жизни. Очень важно не опускать руки и верить, что чудеса случаются. Встреча Мерцалова с профессором Пироговым на скамейке общественного сада, и олицетворяет то самое "чудо", которое может произойти с каждым. Дети отвечают. |