Классный час: «Доброта спасет мир»,
посвященный Всемирному Дню инвалидов.
Цели:
- формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;
- развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;
- формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.
Задачи:
-воспитывать духовно-нравственные черты характера ; - воспитывать уважение и понимание, гуманное отношение к людям-инвалидам.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, 2 веревки, 2 платка-повязки.
Ход занятия:
Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты». Говорят: «Если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся» Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»?
(ответы учеников).
Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память…
- Что же такое доброта?
Доброта-это проявление великодушия, внимания или заботы о других, без ожидания похвалы или награды.
Доброта – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать.
Сейчас в нашей школе проходит декада, посвящённая Дню инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.
Кто же это такие - инвалиды? (Ответы детей)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".
- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. Это и взрослые и дети.
Чтобы полнее ощутить, почувствовать на себе, как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, помогут упражнения.
Я попрошу выйти двух ребят, закрыть глаза и нарисовать дом. Трудно ли вам было выполнить задания? Какие были ваши ощущения.
Сейчас, я, одну вашу руку ленточкой привяжу к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте вырезать квадрат из бумаги;
без помощи рук развяжите и завяжите шнурки на обуви. Что вы испытывали? Что хотелось сделать?
- А вот и примеры людей, которые, несмотря на большие отклонения в здоровье, добились больших успехов в творческой и профессиональной деятельности и стали легендами для последующих поколений, людьми, на которых надо равняться. Мы сделали подборку нескольких инвалидов, ставших всемирно известными.
Стивен Вильям Хокинг -лауреат Нобелевской премии, изучает фундаментальные законы, которые управляют Вселенной. Он является обладателем двенадцати почетных ученых званий. Его книги «Кратная история времени» и «Черные дыры, молодая Вселенная и другие очерки» стали бестселлерами. При всем при этом еще в 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за развития неизлечимой формы атрофирующего склероза и остается в этом состоянии всю свою оставшуюся жизнь. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит.
Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803 -1804 годах Бетховеном была написана «Героическая симфония», в 1803-1805 годах - опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с «Двадцать восьмой» по последнюю - «Тридцать вторую», две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - «Торжественную мессу» и «Девятую симфонию с хором» (1824).
Эрик Вайхенмайер - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Он потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако Эрик закончил учебу, а потом и сам стал учителем средней школы, затем - тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм «Коснуться вершины мира». Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.
Данил Плужников- певец, лучший участник шоу «Голос дети». В раннем детстве у Даниила была диагностирована спондилоэпифизарная дисплазия верхних и нижних конечностей. Это сложное системное заболевание костей. Даниил отлично учится и много занимается музыкой и вокалом.
Ксения Безуглова – уникальный человек, мать троих детей. Девушка из Кемеровской области, которая получила титул “Мисс-мира-2013”, а сейчас работает при Правительстве России. Образованная – закончила Гуманитарную академию, прошла административную подготовку при университете имени Плеханова.
Диана Гурцкая-имя слепой певицы было у всех на слуху в начале 2000-х годов. Она смогла получить хорошее образование, окончила училище им. Гнесиных в Москве, Институт Современного искусства и даже магистратуру МГУ. Имеет сына, мужа. Занимается не только своей эстрадной карьерой, но и общественной деятельностью. Она стоит у истоков Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца», является его председателем. Диана – первая незрячая певица Восточной Европы, принявшая участие в международном конкурсе «Евровидение».
С 2013 г. Диана Гурцкая назначена членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Ребята, инвалидам очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким людям в помощи.
Они вам будут очень благодарны! Международный день инвалидов напоминает всем людям Земли о том, что рядом с нами живут люди, нуждающиеся в поддержке и помощи. Среди них есть много мужественных, крепких духом людей, которые в жизни достигают больших высот. Каждый человек живет своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи, чувствуют мир по-другому.
Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течение занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Прощаясь с вами, хочется прочитать стихотворение Татьяны Страва «Я- инвалид».
Первый чтец.
Я инвалид...ну и что?
Душа не болит уж давно.
Смеялись всегда надо мной,
Грустила я ранней весной...
Теперь это в прошлом уже,
Спокойно у меня на душе.
Второй чтец.
Смогла переступить через все это
Искала в книгах долго я ответы
На вопросы: почему и за что
Люди делают друг другу зло.
Третий чтец.
Ведь мы такие, как и вы,
Нам так же хочется любви,
Смеяться, плакать и грустить,
Минуты счастья ощутить...
Простила, позабыла,
Влюбилась, вышла замуж, родила!
Желаю всем друзей, удачи,
А главное - здоровья и добра!