Классный час в начальной школе по теме "Доброта спасет мир"
Цель: воспитывать культуру общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка.
Задачи:
• раскрыть положительные стороны доброты;
• побудить к проявлению чуткости к взрослым и сверстникам;
• сформировать в сознании детей понятие “доброта”;
• расширить знания школьников о доброте, о её роли в жизни каждого человека.
Оформление, оборудование, реквизит:
- презентация к теме;
- проектор;
- экран;
- карточки с пословицами;
- карточки с названиями команд;
- карточки с ситуациями;
- плакат “Дерево доброты”;
- яблоко, зубочистки;
- портфель. 3 книжки, свёрток;
- мандарин;
- листочки красные, жёлтые, зелёные;
- текст песни “Дорогою добра”.
План занятия
Организационный момент.
Определение темы классного часа.
Пословицы о добре (составление пословиц, их озвучивание).
Разыгрывание ситуаций.
Игра “Планета добра”.
Дерево добрых поступков.
Рефлексия.
Исполнение песни “Хорошее настроение”.
Итог занятия.
Домашнее задание.
Дети предварительно поделены на 2 группы, каждая группа сидит за своим столиком.
Учитель:
-Ребята, добрый день! Начинаем наше занятие. Но прежде, давайте поприветствуем гостей, которых мы очень рады видеть в нашей школе и нашем классе; повернитесь к ним и поздоровайтесь; повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением присаживайтесь.
- Все ли готовы?
- Нам сегодня понадобятся: хорошее настроение, внимание, память, смелость. - Вы готовы?
-Тогда начнём.
-Мы начнем наше занятие с одной удивительной песни.
-Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш классный час.
Звучит фонограмма песни “Если добрый ты” из мультфильма “День рождения Кота Леопольда”
Учитель:
Вы послушали песню.
-О чём она? (О добре, о друзьях…)
-Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
- Верно, о доброте.
-А как вы понимаете это слово? (Что-то хорошее, светлое)
- Что хотели бы узнать о доброте?
Слово это серьёзное, главное, важное.
То, что значит оно, очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка, тепло и любовь,
В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.
Это качество в сердце у многих живёт
И о боли других позабыть не даёт.
И оно поважнее, чем лица красота.
Догадались, что это, это ведь………. Доброта
-Тема нашего классного часа «Доброта спасет мир»
Песня « Дорогою добра»
Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, 2 раза
Хоть этот путь не ведом.
Иди мой друг, всегда
Иди дорогою добра
2 куплет.
Забудь свои заботы.
Падения и взлёты.
Не хнычь,
Когда судьба тебя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо, 2 раза
Не уповай на чудо.
Спеши к нему всегда,
Иди дорогою добра
3 куплет.
Ах, сколько будет разных,
Сомнений и соблазнов.
Не забывай что эта жизнь
не детская игра!
Ты прочь гони соблазны, 2 раза
Усвой закон не гласный,
Иди мой друг,
Всегда иди дорогою добра.
Доброта – это чуткость, отзывчивость, хорошее отношение ко всему вокруг.
- Сегодня мы с вами постараемся раскрыть положительные стороны доброты.
Чтобы было нам с вами легче общаться, мы объединились в группы. В каждой группе вы должны выбрать капитана. Капитаны подойдут ко мне для того, чтобы определиться с названиями наших групп. (Дети по очереди подходят и вытаскивают название команды)
Добропорядочные.
Добросовестные.
Добросердечные.
Учитель:
-В названии ваших команд есть что-то общее.
-Что это?
(Ответы детей: слово “добро”)
Учитель:
-Как вы понимаете название вашей группы? (Ответы детей).
- Ребята, а вы знаете, что где-то даже растёт дерево доброты?
-Давайте попробуем его найти. На пути нас ждут препятствия, мы постараемся их преодолеть.
-На чём мы отправимся в наше путешествие?
-На автобусе?
-А он нас ждёт?
-Может быть, на самолёте?
-Есть у нас самолёт?
-Ну, тогда пешком?
-Согласны?
-Мы пойдём через луг, болото, по мосту, по дороге.
-Давайте договоримся, что когда идём по дороге – топаем ногами; по мосту – подпрыгиваем; по лугу – хлопаем, а по болоту – легкий бег.
-Договорились?
-Пошли: дорога, луг, дорога, болото, дорога, мост, дорога, стоп.
Учитель:
- В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: “Доброе слово и кошке приятно”. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте.
-Вы знаете их? (Ответы детей)
-Мы с вами постараемся сейчас вспомнить некоторые из них.
-У вас на столах лежат конверты с разрезанными пословицами о доброте. Вы должны их собрать, прочитать, объяснить смысл этой пословицы, представить её нам.
-Задание понятно?
-Приступаем. (Звучит музыка, дети работают)
1 группа: Доброе слово лечит, а злое калечит.
Про доброе дело говори смело.
2 группа: Не одежда красит человека, а добрые дела.
На добрый привет, добрый ответ.
Учитель:
-Вы уже готовы?
-Тогда мы вас слушаем (выступления детей).
-Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
-Пошли дальше?
-Дорога, болото, дорога, луг, дорога, мост, дорога, стоп.
Учитель: Ребята, скажите, а легко ли быть добрыми? (Ответы детей)
-Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
-Я предлагаю вам разыграть ситуации, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
Разыгрывание ситуаций, обсуждение другими группами.
1 группа: “Задача не на сложение, а на уважение”.
По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? – удивился тот.
- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.
- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)
2 группа: “Горький апельсин”.
Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.
– Разве не видишь? – буркнула Маша.
– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
(Обсуждение ситуации)
Учитель: Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)
Эти случаи из жизни
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем дружно:
Друг друга нужно уважать!
Песня « » исполняет Петрущак Маша
- Пошли дальше? Дорога, болото, дорога, луг, дорога, мост, дорога, стоп.
Игра “Планета добра”
Учитель:
- Ребята, у меня в руках яблоко. Давайте представим, что это не яблоко, а наша планета Земля. Посмотрите, какая она красивая, гладкая, светлая.
-Но всегда ли она так выглядит? (Ответы детей: наверное, нет).
- А когда она выглядит по-другому? (Ответы детей: когда мы совершаем плохие поступки).
-Какие именно?
-Какие слова противоречат слову “доброта”?
(Дети называют слова: злость, ненависть, невежество, грубость, хамство, жадность, обман, жестокость, враждебность, лень и другие; учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко).
Учитель:
-Посмотрите, ребята, что случилось с нашей планетой? (Ответы детей)
-Как нам быть теперь? (Ответы детей: назвать хорошие слова и забыть плохие). - Называйте, а я буду лечить нашу планету (Дети называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие; вытаскивают по одной зубочистке на каждое слова и переламывают её).
-Посмотрите, стала ли наша планета такой, какой была? (Ответы детей: нет, остались ранки)
-Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись? (Ответы детей: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков).
Учитель:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я.Аким)
Дерево добрых поступков
(Изображено на плакате, без листьев)
Учитель:
- Ребята, давайте с вами нарядим дерево добрых поступков.
- Скажите, какие добрые поступки вы совершили в классе? Запишите их на зелёных листочках.
-Добрые поступки, которые вы совершили дома, запишите на жёлтых листочках.
-Добрые поступки, которые совершили в природе, запишите на красных листочках.
-Мы прикрепим наши листочки на веточки, и у нас получится дерево добрых поступков (дети записывают добрые дела, прикрепляют листочки к дереву под музыку).
-Пусть больше вырастает таких вот чудесных деревьев доброты и добрых дел в нашей школе и в классе.
Рефлексия
Учитель:
Посмотрите, что у нас с вами получилась.
-Кого же мы называем добрым человеком? (Ответы детей)
- А где в человеке доброта? (В сердце)
- Как понимаете выражение «Доброта спасет мир»?
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!
Помните:
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Добрые сердца - сады.
А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Учитель:
-Завершить наше мероприятие я предлагаю песней «Хорошее настроение»
Итог занятия
Учитель: Спасибо за работу!
Домашнее задание
Придумайте и нарисуйте медаль самому доброму человеку.