СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доброта в моем сердце

Нажмите, чтобы узнать подробности

История и культура, русская литература и музыка, православное краеведение и народное творчество   становятся предметом познания  участников программы, источником их социального, личностного и духовного развития.

Просмотр содержимого документа
«Доброта в моем сердце»

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и  науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009  №373

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

  • Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  • Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»

Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».

Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая должна помощь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре.

Новизна заключается в том, что данная программа отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширить тематику изучаемого материала, осуществить актуализацию знаний учащихся.

История и культура, русская литература и музыка, православное краеведение и народное творчество становятся предметом познания участников программы, источником их социального, личностного и духовного развития.

Содержание программы факультатива охватывает и проблемы развития индивидуальности и творческих способностей ребенка, что является основой самоутверждения. Учитываются запросы детей, потребности семьи, реализация школьной программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Укрепляются связи семьи и школы; программа помогает системе взаимоотношений внутри социальной среды города, объединяя – образование, культуру, церковь, различные общественные организации.

Наличие национально - регионального компонента в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ, использовать на уроках литературы, окружающего мира, классных часах, внеклассной работе.


Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.


Задачи:

  • приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

  • формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

  • формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

  • возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

  • укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.


Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-10 лет и реализует духовно-нравственное направление.

Режим проведения занятий

Занятия проводятся с детьми 3 класса 1 раз в неделю, всего 34 часа в течение года.


Формы организации деятельности:

  • индивидуальная;

  • групповая;

  • коллективная

  • теоретическая: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотр наглядных пособий

  • практическая: конкурсы, выставки творческих работ; праздники, викторины, благотворительные акции.



ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка, в том числе ребенка с любой степенью ограничений здоровья.

При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.

Личностными результатами изучения курса является :

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;


  • воспитание доверия и уважения к истории и культуре своего народа;


  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;


  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;


  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмциональных состояний;


  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;


  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • Проговаривать последовательность действий

  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией

  • Учиться работать по предложенному учителем плану

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи

  • Слушать и понимать речь других

  • Читать и пересказывать текст

  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им

  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наша Родина - православная Русь. Произведения о любви к Родине. Осознание понятий: «Родина». «Отечество», «Православие», «патриотизм», «гражданин».

Народные традиции. Произведения о православных праздниках. Различение гражданских и церковных праздников. Соответствие народной жизни в прошлом событиям церковной жизни, положительные стороны благочестивого уклада русского народа.

Ими гордится Россия. Произведения о святом равноапостольном князе Владимире, благоверных князьях Дмитрии Донском и Александре Невском, первопечатнике И.Федорове, о А.В.Суворове, сестрах милосердия, героях-защитниках Отечества.

Моя родословная. Составление своей родословной. Значение самых распространенных на Руси имен и фамилий. Обычай поминовения усопших предков.

Добро и зло в душе человека. Произведения о нравственной красоте, об очищении души от дурных качеств. Нравственный идеал русских сказок и былин.

«Формирование словаря» Учебный курс призван значительно пополнить словарный запас школьников терминами православной культуры, исторической и духовной традиции


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема раздела

Количество часов

Теория

Практика

1

Наша Родина - православная Русь.

4

3

1

2

Народные традиции.

9

3

6

3

Ими гордится Россия.

4

3

1

4

Моя родословная.

2


2

5

Добро и зло в душе человека.

15

8

7


Всего:

34

17

17


Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Дарим людям радость»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

Мы - дети России, Руси Святой.

1



2

Подвиг святого князя Владимира. Выбор веры. Крещение Руси.

1



3

Святыни нашей Родины. Отношение к святыням.

1



4

Примеры красоты душевной. Кого народ называет святым.

1



5

Преподобный Сергий Радонежский и его время.


1


6

Троице-Сергиева лавра - духовный центр России.


1


7

Москва - столица России, а Троице-Сергиева лавра- духовная столица Отечества.


1


8

Законы праведной жизни.

1



9

Конституция - главный закон государства.

1



10

Какого человека можно назвать счастливым.


1


11

Наш язык - зеркало духовной жизни.


1


12

Не устоять худу против добра.


1


13

Цена дурного поступка.


1


14

Праздник Рождества Христова.

Зачем родился Христос.

1



15

Подарки Рождества Христова.


1


16

Подарки Рождества Христова.


1


17

Оглянись вокруг. Беседа о милосердии и сострадании.

1



18

Оглянись вокруг. Акция «Делай добро».


1


19

Живи и помни.

1



20

Герои Земли Русской.

1



21

Любовь и сила духа.


1


22

«Рука дающего не оскудеет». Отношение к деньгам.

1



23

Что такое пост. Почему наш народ соблюдал посты.


1


24

О своих и чужих недостатках.

1



25

Без раскаяния нет прощения.

1



26

Голгофа - крестный путь.

1



27

Праздник праздников.


1


28

Победа над смертью.


1


29

Милосердие женской души.

1



30

Подвиг ученичества.

1



31

Книга и ее создатели.

1



32

Сокровища православной культуры.


1


33

Экскурсия в храм.1


1


34

Экскурсия в храм.


1



Итого

17

17



Итого

34