Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Письмом Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей, начиная с младшего школьного возраста. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».
Иными словами, сегодня назрела насущная необходимость введения ребенка в традиционную духовную культуру как систему связей и отношений: природы и человека, человека и общества, основанную на христианских ценностях. В этом смысле программа по основам православной культуры должна стать «благовестием» о милосердии, чести, подвиге, любви. Хотя дети в этом возрасте эгоцентричны и плохо еще могут понять точку зрения другого, однако уже могут усваивать понятия общего труда, взаимопомощи, сострадания. На это и нацелена данная программа, которая должна помощь ребенку ощутить жизнь как реальное поле приложения его сил, как личный ответственный выбор, как желание свидетельствовать о добре.
Новизна заключается в том, что данная программа отражает межпредметную интеграцию, что позволяет расширить тематику изучаемого материала, осуществить актуализацию знаний учащихся.
История и культура, русская литература и музыка, православное краеведение и народное творчество становятся предметом познания участников программы, источником их социального, личностного и духовного развития.
Содержание программы факультатива охватывает и проблемы развития индивидуальности и творческих способностей ребенка, что является основой самоутверждения. Учитываются запросы детей, потребности семьи, реализация школьной программы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Укрепляются связи семьи и школы; программа помогает системе взаимоотношений внутри социальной среды города, объединяя – образование, культуру, церковь, различные общественные организации.
Наличие национально - регионального компонента в данной программе обеспечивает ее вариативность, т.е. дает возможность включать в программы общеобразовательных школ, использовать на уроках литературы, окружающего мира, классных часах, внеклассной работе.
Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия.
Задачи:
приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;
формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на детей 8-10 лет и реализует духовно-нравственное направление.
Режим проведения занятий
Занятия проводятся с детьми 3 класса 1 раз в неделю, всего 34 часа в течение года.
Формы организации деятельности:
индивидуальная;
групповая;
коллективная
теоретическая: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии, просмотр наглядных пособий
практическая: конкурсы, выставки творческих работ; праздники, викторины, благотворительные акции.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Искусство более чем любая другая область общественной жизни, может оказывать положительное влияние на развитие личности ребенка, в том числе ребенка с любой степенью ограничений здоровья.
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса является :
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
Учиться работать по предложенному учителем плану
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
Слушать и понимать речь других
Читать и пересказывать текст
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наша Родина - православная Русь. Произведения о любви к Родине. Осознание понятий: «Родина». «Отечество», «Православие», «патриотизм», «гражданин».
Народные традиции. Произведения о православных праздниках. Различение гражданских и церковных праздников. Соответствие народной жизни в прошлом событиям церковной жизни, положительные стороны благочестивого уклада русского народа.
Ими гордится Россия. Произведения о святом равноапостольном князе Владимире, благоверных князьях Дмитрии Донском и Александре Невском, первопечатнике И.Федорове, о А.В.Суворове, сестрах милосердия, героях-защитниках Отечества.
Моя родословная. Составление своей родословной. Значение самых распространенных на Руси имен и фамилий. Обычай поминовения усопших предков.
Добро и зло в душе человека. Произведения о нравственной красоте, об очищении души от дурных качеств. Нравственный идеал русских сказок и былин.
«Формирование словаря» Учебный курс призван значительно пополнить словарный запас школьников терминами православной культуры, исторической и духовной традиции
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Теория | Практика |
1 | Наша Родина - православная Русь. | 4 | 3 | 1 |
2 | Народные традиции. | 9 | 3 | 6 |
3 | Ими гордится Россия. | 4 | 3 | 1 |
4 | Моя родословная. | 2 | | 2 |
5 | Добро и зло в душе человека. | 15 | 8 | 7 |
| Всего: | 34 | 17 | 17 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Дарим людям радость»
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Теория | Практика |
1 | Мы - дети России, Руси Святой. | 1 | | |
2 | Подвиг святого князя Владимира. Выбор веры. Крещение Руси. | 1 | | |
3 | Святыни нашей Родины. Отношение к святыням. | 1 | | |
4 | Примеры красоты душевной. Кого народ называет святым. | 1 | | |
5 | Преподобный Сергий Радонежский и его время. | | 1 | |
6 | Троице-Сергиева лавра - духовный центр России. | | 1 | |
7 | Москва - столица России, а Троице-Сергиева лавра- духовная столица Отечества. | | 1 | |
8 | Законы праведной жизни. | 1 | | |
9 | Конституция - главный закон государства. | 1 | | |
10 | Какого человека можно назвать счастливым. | | 1 | |
11 | Наш язык - зеркало духовной жизни. | | 1 | |
12 | Не устоять худу против добра. | | 1 | |
13 | Цена дурного поступка. | | 1 | |
14 | Праздник Рождества Христова. Зачем родился Христос. | 1 | | |
15 | Подарки Рождества Христова. | | 1 | |
16 | Подарки Рождества Христова. | | 1 | |
17 | Оглянись вокруг. Беседа о милосердии и сострадании. | 1 | | |
18 | Оглянись вокруг. Акция «Делай добро». | | 1 | |
19 | Живи и помни. | 1 | | |
20 | Герои Земли Русской. | 1 | | |
21 | Любовь и сила духа. | | 1 | |
22 | «Рука дающего не оскудеет». Отношение к деньгам. | 1 | | |
23 | Что такое пост. Почему наш народ соблюдал посты. | | 1 | |
24 | О своих и чужих недостатках. | 1 | | |
25 | Без раскаяния нет прощения. | 1 | | |
26 | Голгофа - крестный путь. | 1 | | |
27 | Праздник праздников. | | 1 | |
28 | Победа над смертью. | | 1 | |
29 | Милосердие женской души. | 1 | | |
30 | Подвиг ученичества. | 1 | | |
31 | Книга и ее создатели. | 1 | | |
32 | Сокровища православной культуры. | | 1 | |
33 | Экскурсия в храм.1 | | 1 | |
34 | Экскурсия в храм. | | 1 | |
| Итого | 17 | 17 | |
| Итого | 34 | |