СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Добру откроем своё сердце" тематическая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра.Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след. Тематическая программа "Добру откроем своё сердце" посвящена самому ценному нравственному качеству - доброте.

Просмотр содержимого документа
«"Добру откроем своё сердце" тематическая программа»

Добру откроем своё сердце

тематическая программа

Цель: Воспитание обучающихся человечности, милосердию, умению прийти на помощь нуждающимся, стремлению быть благородным в жизни.

Задачи: Помочь обучающимся стать нравственно совершеннее, сделать правильный нравственный выбор.

Художественно-педагогическая и нравственная идея мероприятия: «Во всём как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Презентация «Прикоснись к доброте»

Ход мероприятия. ( Видеоролик «Песня о доброте»)

Ребята! Посмотрев видеоролик, вы поняли, что говорить сегодня мы будем о доброте.

А помогут провести нашу с вами встречу, ребята из Клуба  любителей книги «Добру откроем сердце».  Клуб  любителей книги «Добру откроем сердце» – это творческое объединение читателей  школьной библиотеки, имеющих общие  познавательные интересы, основным средством которых служит книга и чтение.  Клуб любителей книги,  ещё молодой, ему всего девять месяцев, но, тема добра, уже сплотила  всех вместе, приоткрыла  сердца ребят для  добрых  дел.  Ребята встречаются в  клубе один раз в неделю по понедельникам.   На занятиях  клуба учащиеся знакомятся с   интересными рассказами советских и российских писателей  о дружбе, совести,  о силе воли и силе духа, о правде и лжи, о  доброте и милосердии.    

На занятиях клуба любителей книги «Добру откроем сердце»  ребята не только учатся любить книгу и чтение, занимаются литературным творчеством, но и учатся дружить, воспитывают в себе положительные качества, о которых мы с вами сегодня и поговорим.

Библиотекарь: (Стихотворение М. Исаковского «Вишня»)

В ясный полдень, на исходе лета,

Шёл старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нёс её домой.

Он глядел весёлыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу…

Пусть растёт большая-пребольшая,

Пусть идёт и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени её прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят – экая досада,-

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят – не вспоминай, не надо,-

Всё равно я вишню посажу!»


Ребята, как вы думаете, каков смысл этого стихотворения?


(Ожидаемые ответы обучающихся: стихотворение призывает совершать добрые поступки, творить красоту, помогать делать доброе своими руками…)


Библиотекарь: Спасибо.


Дом доброты


Один мудрец заметил, что человек прожил жизнь не зря: построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

Каждому из нас нужен дом, чтобы жить счастливо. Мы представляем его уютным и светлым, крепким и надёжным. Я предлагаю вам построить такой дом. Но строить его мы будем из кирпичиков нравственных качеств. Я раздам вам эти кирпичики, а вы напишите на них нравственные качества, которые вы считаете важными, и затем прикрепите их на доску (плакат).


Видеоролик «Мимо текла, текла река. Песня о доме».

(обучающиеся на кирпичиках записывают нравственные качества, самостоятельно встают, подходят к доске и прикрепляют его на плакате)


Библиотекарь: Давайте назовём построенный нами дом «Домом доброты». Итак, каждый из вас написал качество, которое он считает наиболее важным для строительства нормальных человеческих отношений. Давайте посмотрим, какие качества мы использовали.

( теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость,

спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье).

Посмотрите, какой хороший дом у нас получился. Как было бы хорошо, если бы у каждого был такой дом.

(показывая на кирпичики дома). Милосердие, доброта, любовь, искренность, сострадание, сопереживание. В последнее время мы всё чаще и чаще стали обращаться к этим словам. Наверное, мы начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем.


Любовь и доброта


Библиотекарь: Ребята, послушайте притчу о Любви и Доброте.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место…

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай,- сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Дружба.

Они все прекрасны, сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. У одной, как небо, синие; у другой, как изумруд, зелёные; у третьей, как яхонт, серые; у четвёртой, как тёмный бархат, коричневые; у пятой, как незабудки, голубые. Задумалась Любовь…»

(ведущий прерывает повествование и задаёт вопрос залу)

Здесь я хочу прервать своё повествование и спросить у вас. А кого бы выбрали вы? (Радость, Доброта, Красота, Печаль, Дружба)

(обучающиеся отвечают на вопрос)

«Потом подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…»

Ребята, как вы думаете, почему девушка выбрала именно Доброту?

(обучающиеся отвечают на вопрос)


Доброта. Какое необычное слово! Некоторые из вас тоже выбрали доброту. Это замечательно. По этому поводу поэт сказал:


Я доброту считаю

Всех благ земных дороже.

Ведь без неё, я знаю,

Никто прожить не может.

Она, как солнце, освещает

Путь человека непростой

И в миг суровый помогает

Ему не отступить перед бедой.

Как дерево, лишённое корней,

Без доброты погибнет человек.

Таятся силы жизни в ней,

А без неё остановился б жизни бег.


Именно недостаток доброты со стороны окружающих – сверстников и друзей, родных и близких – нами ощущается острее всего. Нам всем нужно быть добрее друг к другу. Об этом мы сегодня с вами и поговорим. Тема нашего занятия «Добру откроем своё сердце». Эпиграфом к нашей с вами встрече будут слова Л.Н. Толстого «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Добрый человек

Библиотекарь: Как вы думаете, какого человека можно назвать добрым? Кто такой – добрый человек?

(Варианты ответов. Добрый человек – это человек, который:

- содействует, помогает;

- дарит нам возможность почувствовать себя счастливее, увереннее в жизни;

- кто отзывчив, милосерден;

- может разделить горе и радость;

- умеет прощать;

- любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь;

- вежлив в общении, уважителен ко взрослым и младшим;

- замечает в других, прежде всего хорошее;

- любит всё, что его окружает: людей, животных, лес, птиц)

Вы правы, все ваши ответы правильны. Добрым человеком может быть только тот, кто думает не только о себе, но и о других, кто всегда доброжелателен к людям.

Качества доброты

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Сергея Ожегова. В нём слово «доброта» определяется как отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Добрый» – делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо, добро, благополучие.

Ожегов отметил качества, тесно связанные с добротой. Это: добродетель, добродушие, доброжелательность, добропорядочность, добросовестность.

Многие слова имеют корень «добро». В своей речи мы используем их очень часто. Давайте подумаем, что это за качества и что они означают?

(обучающиеся анализируют слова и объясняют их структуру и смысл частей, из которых они образованы)

Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами. Как же эти качества проявляются в нашей жизни?

(обучающиеся прочитают стихотворения)

Видеоролик «Твори добро»

Твори добро – пусть не поймут…

Дари добро – пусть не вернётся!!!

Посей добро и там и тут…

Пусть каждого оно коснётся!!!

Твори добро не для чего-то…

А от сердечной чистоты!!!

И если злом отплатит кто-то,

Пред Богом чист не Он, а Ты…


Библиотекарь: Ребята, считаете ли вы себя добрыми людьми?

(«Да» или «Нет»)

Библиотекарь: Наверное, мало считать себя добрым – надо уметь проявлять доброту так, чтобы она была понятна и приятна другим людям. Доброе дело совершается на радость и пользу окружающим. Доброта должна быть бескорыстной.

Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, трудно быть добрым или нет?

(«Да» или «Нет»)


Прослушайте фрагмент песни о доброте и подумайте, какой последний добрый поступок вы сделали.

(песня «Добрым быть совсем-совсем непросто…»

Муз. И Лученок, сл. Н Тулуповой)


Библиотекарь: (обобщая сказанное) Действительно, быть добрым не просто. Всегда ли мы добры к своим родным и близким? К сожалению, нет. Нам часто кажется, что мы всё успеем, но когда мы вырастаем, оказывается, что уже поздно. Да и по отношению к окружающим, мы, порой, проявляем жестокость, забывая о том, что у каждого есть свои достоинства и недостатки. Поэтому, если нам что-то не нравится в другом человеке, мы не должны, открыто проявлять к нему неприязнь. Возвращаюсь к своему вопросу. Вспомните свой последний добрый поступок. (помощь родителям, игра с младшими, поход за хлебом, за лекарством и т.д.)

Великие люди о доброте

Библиотекарь: О доброте говорили во все времена. На слайде представлены высказывания великих людей. Давайте по очереди прочитаем эти высказывания.

(обучающиеся по очереди читают высказывания великих людей о доброте)

  1. «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». (Жан-Жак Руссо).

  2. «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе». (Вильям Шекспир).

  3. «Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других».

(Лев Толстой)

  1. «Старайся всякому делать добро, а не себе одному». (Сократ)

  2. «Когда творишь добро сам, испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость». (Де Монтень)

  3. «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт».

(Шота Руставели)

Библиотекарь: Итак, доброта – это самое ценное нравственное качество народа. Эта мысль отражена в пословицах и поговорках, которые создала народная мудрость и которые передаются из уст в уста. Некоторые из них вы видите на слайде. Выберете ту пословицу или поговорку о доброте и добре, которая вам ближе, и объясните её смысл.

(обучающиеся по очереди читают пословицы и поговорки о доброте и объясняют их смысл)

Библиотекарь: Ключевое слово всех этих пословиц – слово «добро». А как вы понимаете смысл следующих словосочетаний?



  • Добрый совет (хороший, отличный, превосходный совет).

  • Добрые знакомые (лучшие, близкие, дорогие знакомые).

  • Добрая память (светлая, ясная память).

  • Добрые слова (слова утешения, поддержки, приятные слова).

  • Добрые дела (полезные дела).

  • Добрая улыбка (открытая, располагающая к себе улыбка, от которой делается хорошо на душе).



Добрые слова



Библиотекарь: Слово – реальная сила. Оно способно созидать и разрушать. Слово – средство осуществления многих добрых дел. Добрые слова помогают нам сделать наши отношения теплее и искреннее. Добрыми могут быть любые слова, если они приятны собеседнику. Ими могут быть слова утешения и поддержки, выражения надежды и благополучия, признания и восторга и т.п. Как вы думаете, что это за слова?

(обучающиеся по очереди отвечают, например: доброго здоровья, счастливого дня, будьте добры, спасибо, пожалуйста, вы сегодня прекрасно выглядите; вам это идёт, рад вас видеть, всё будет хорошо, вы великолепны и т.д.)

Библиотекарь: О добрых словах расскажут ваши одноклассники.

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.



Голодные, лихие времена давно прошли,

Живём в достатке,

И труд, и отдых – всё у нас в порядке.

Но редко в ней хватает человеку

И доброты, и греющего слова,

Как снадобья для тяжелобольного,

Что почему-то не найти в аптеках.

Какая сила в добром слове есть!

С ним человек всё может перенесть,

Хорошим можно приручить и кобру,

А грозного слона – убить недобрым.

Голодные, лихие времена давно прошли.

И навсегда забыты.

Так почему же стали дефицитом слова добра?

Ведь жизнь у нас одна! И добрых слов немало!

Да и платить за них не надо.

Они для зла преграда.

Так не жалейте, люди, добрых слов! Не надо!



Библиотекарь: Возле доброго человека, как возле костра можно отогреться душой, почувствовать себя комфортно. Таких людей мы называем душевными. Иногда требуется всего одно слово, чтобы помочь человеку, но как трудно бывает найти и произнести это слово, слово утешения и поддержки. Хочется, чтобы в нашей речи было много тёплых и ласковых слов. Доброе слово может приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Добрые слова – это цветы человеческой души. Не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.



Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад;

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться всем спешат.



Добрая улыбка

Что такое улыбка? Это прежде всего простой способ  произвести хорошее впечатление, и заразить окружающих хорошим настроением. А если у человека хорошее настроение, он начинает относиться к миру с любовью. У людей, которые часто улыбаются, всё получается гораздо лучше, чем у тех, кто хмурится. С улыбкой по жизни идти веселее. Поэтому старайтесь всегда улыбаться, и прохожие вам ответят тем же.

Придерживайтесь следующих правил.

  • Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам!

  • Обладание чувством юмора позволяет легче пережить отсутствие всего остального.

  • Смех есть весёлость ума, улыбка – весёлость сердца.

  • Улыбайтесь – и у вас буду друзья.

  • Просто улыбнись. И крошечные лучики тепла робко прокрадутся в твою загрустившую душу, согреют сердце и, разлившись сладостным спокойствием, зажгут твои глаза!



Выходя поутру из ворот,

Понимаешь: у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот…

Разве любы вам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.



(фрагмент мультфильма «Крошка Енот»)





Путь к доброте



Библиотекарь: Путь к доброте – нелёгкий и трудный. В каждом человеке есть две стороны – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, равнодушие, зависть, ложь, измену. Представьте себе битву двух волков, светлого и тёмного.

Чтец: «Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Библиотекарь: Добро и зло здесь представлены в образе волков. Эти качества не закладываются с рождения в человеке, они формируются на протяжении жизни. И то, чего будет больше, зависит от нас самих. В продолжение этой мысли послушайте следующую историю.

Чтец: Эта история произошла давным-давно в старом городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт; а если он скажет, что мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным, сказал: «Всё в твоих руках».

Библиотекарь: Как вы поняли, жизнь или смерть бабочки зависела от собственной воли завистника. Так и в нашей жизни: только от нас самих зависит, каким содержанием наполнить жизнь – творить добро или зло.

Чтец 1. Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой

Униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь – действительно,

Всё станет на свои места.

Ты сильный,

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.







Чтец 2. Люди будьте добры,

Станьте чуточку в жизни добрее,

Чтоб от наших сердец теплоты,

Стало в мире теплее,

Чтоб растаяли льды всех обид,

Люди, будьте добрей,

Добротой согревайте друг друга.









Чтец 3. Как бы жизнь не летела –

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело –

Тем живём на земле.





Библиотекарь: В жизни капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

Приглашаю всех участников Клуба любителей книги «Добру откроем сердце» выйти на середину зала. (вручаю Похвальные листы).

Ребята, незаметно пролетело время учебного года, занятий нашего Клуба, на которых мы с вами постигали через книгу и чтение истины добра и милосердия, говорили о нравственных качествах человека: дружбе и совести, о правде и лжи. Я хочу и в дальнейшем вам пожелать обязательно дружить с книгой. Чтение позволит вам расширить кругозор, развить речь, стать мудрее.

Помните: кто много читает – тот много знает. И я хочу вам пожелать

«…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его –

Твори Добро

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его –

Твори Добро.

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его –

Твори Добро.

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -

Твори Добро.

Твори Добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо

никто не властен над твоим Добром …»



Попробуйте в своей жизни не наступить, а уступить, не захватить, а отдать, не кулак показать, а протянуть ладонь, не спрятать, а поделиться, не кричать, а выслушать, и вы сами увидите, какими тёплыми, радостными, спокойными станут ваши отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согреет сердце.

Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло. Помните: чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, - достаточно быть добрым.



(звучит песня «Дорогою добра»)