СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

««Добрый мультик»: использование мультипликационных фильмов на уроках музыки в урочной и во внеурочной деятельности»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель применение мультфильмов на уроках музыки и во внеурочной деятельности - это мотивировать обучающихся, снять возможные трудности восприятия материала, повысить уровень усвоения материала и эффективность урока или занятия.

Просмотр содержимого документа
«««Добрый мультик»: использование мультипликационных фильмов на уроках музыки в урочной и во внеурочной деятельности»»

««Добрый мультик»: использование мультипликационных фильмов в урочной и во внеурочной деятельности»



(Слайд 2) Современный младший школьник живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-видео, мультимедиа технологии и др. Так как дети преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, то видео становится самым распространенным и востребованным источником медиаобразовательной информации.

В современной педагогике видео рассматривается как техническое средство обучение (ТСО), видеотехническая аппаратура, которая выступает в качестве устройства трансляции информации; как метод (видеометод), выделенный из демонстрационного метода наглядности (зрительной динамической наглядности) в самостоятельный метод, отражающий совместную деятельность педагога по восприятию и обсуждению источников экранного преподнесения (аудиовизуальной) информации. В отдельных случаях видео может выступать в качестве формы образовательной работы, представляющей внешнее выражение согласованной деятельности взрослых и детей, обуславливающей способ, временной и порядковый режим организации их взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.

Видео для школьников, прежде всего, может быть представлено мультипликационными фильмами.

(слайд 3) Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей.

Очень часто сталкиваешься с мнением педагогов, что просмотр мультипликационных фильмов расценивается как средство организации досуга детей, которое должно реализовываться в условиях семейного воспитания, поэтому и применяется оно фрагментарно и бессистемно, не оказывая должного влияния на развитие личности обучающегося.

Как эффективно включить мультипликационный фильм в учебный процесс?

Педагогический потенциал видео позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования – создавать условия для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Использование видео способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Поэтому, видео в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех этапах обучения, не только на ступени начального образования.

Рассмотрим некоторые психологические аспекты.

Характерная особенность школьника – ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания, которая требует так называемой близкой мотивации.

Возрастные особенности памяти в школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов, память непроизвольно срабатывает на запоминание материала.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядночувственное восприятие, видео обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления. (Слайд 4) При помощи дидактических видеоматериалов можно:

  • представлять разнообразную информацию,

  • иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его,

  • выступать в качестве основного источника знаний,

  • расширять кругозор в той или иной области знаний;

  • формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.; создать условия для мотивации познавательной деятельности детей; управлять процессом познания;

  • обобщать учебный материал;

  • организовать самостоятельную познавательную деятельность;

  • развивать мыслительную деятельность детей.

Все вышеперечисленное позволяет овладеть школьнику универсальными способами деятельности.

Необходимо отметить, что внедрение видео в педагогический процесс современного образования школьников не является чем-то принципиально новым: педагогическая наука, как показал анализ психолого-педагогической литературы, накопила определенный опыт применения видео в образовательной работе с школьниками.

(Слайд 5) Разработка использования одного из видов видеоматериалов - мультипликационного фильма – в образовательном процессе младших школьников, предусматривает:

  • осуществление отбора видеоматериалов в соответствии с поставленной целью современного образования;

  • выявление связи между содержанием видеоматериала и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся;

  • описание способов включения видео в педагогический процесс и их сочетание с другими приемами, методами и дидактическими средствами, видами деятельности младших щкольников;

  • определение санитарно-гигиенических, временных норм использования видеодемонстраций.

(Слайд 6) Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации младших школьников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.

Современную мультипликацию характеризует: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; добрых и злых сил; доступность и сюжетность; позитивность и добрый юмор. Все эти особенности отвечают потребностям школьника и поэтому мультфильмы так любимы ими. Обладая особыми возможностями воздействия, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности.

Неоспоримо положительное влияние содержания большинства отечественной мультипликационной продукции на разностороннее развитие ребенка. Мультфильмы, пропитанные добротой, теплотой, любовью подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление.

Мультипликация стимулирует у школьника работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления.

Обращение к мультипликационному фильму, как средству создания учебной ситуации с школьниками обусловлено моим представлением о просмотре мультфильма как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о процесс образования некой связи между мультипликационными событиями и поведением в реальной жизни. Однако, как свидетельствует практика, обучающиеся начального звена зачастую воспринимают только внешнюю, яркую, динамическую сторону мультфильма и далеко не всегда могут проникнуть в суть идеи и отношений мультипликационных героев.

Поэтому, полагаю, что мультипликационные фильмы - это обширная область для создания условий, способствующих решению задач современного образования, поэтому следует очень внимательно относиться к их содержанию и ценностно-смысловому контексту, т.к. почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Выбор данной формы работы с мультипликационными фильмами, также определен тем, что они способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов. Это зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания или проверки.

(Слайд 7) У многих обучающихся в ходе просмотра мультфильма или после него возникает желание и потребность с кем-либо поделиться впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками – формирование коммуникативных УУД. Данный факт я объясняю тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, которыми детям хочется поделиться.

В то же время мультфильм – средство формирования познавательных УУД – если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с понятием или явлением, неизвестным ему, то он тут же стремится получить их объяснение, прокомментировать отдельные события, дать оценку поступкам мультипликационных героев.

В процессе просмотра мультфильма, особенного незнакомого детям, использую прием «стоп - кадра»: в какой-то проблемный, конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливается и предлагается обучающимся предвосхитить дальнейшие события, найти конструктивное или творческое решения проблемной ситуации, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

(Слайд 8) Таким образом, я допускаю, что, созданная методически грамотно учебная ситуация на основе мультфильмов, является единым механизмом реализации цели современного образования – формирование умения учиться, в ходе которого успешно решаются задачи полноценного развития младшего школьника (умственное, нравственное, социальное, психическое) основанного на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах и обогащение его эмоционально-творческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности).


На наглядном примере хочу подробно остановиться на мультипликационном материале по классам:

1 класс

Не знаю кто как, а я первый урок начинаю с мультика

(Слайд 9)Что такое музыка? Что полезного «транслирует»

Мультфильм позволяет получить первоначальные знания о звуках. Показывает о значении звуков в музыке и природе.

Достижению каких планируемых результатов способствует Предметные:

  • первоначальные знания о звуках и о значении и о многообразии музыки в жизни.

Личностные:

  • установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • установление связи между целью деятельности и ее результатом;

  • учит слушать и слышать вокруг.

  • Метапредметные (УУД): познавательные:

  • ориентировка в своей системе знаний (определение границ знания/незнания); . регулятивные:

  • самоконтроль;

  • освоение понятия звук; - планирование деятельности;

  • Вопросы, инициирующие деятельность обучающихся после просмотра мультфильма – Из чего состоит музыка?

Какие они бывают?

Этап урока, деятельность учителя, обучающихся

Формулирование проблемы, планирование. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Посредством просмотра начала мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию. Посредством просмотра мультфильма учитель помогает учащимся понять значимость предмета музыка.

Деятельность обучающихся

Обучающиеся формулируют проблемный вопрос: «Нужна ли музыка?» Планируют свою деятельность:

1. Выяснить, какие и где мы слышим звуки? 2. Все ли звуки одинаковые? 3. Как их различают? 4.На сколько видов они делятся?



(Слайд10) Следующие встречи с мультуроками происходит на 1.1.6 Душа музыки – мелодия, где мы смотрим детский альбом Чайковского, дети видят детские танцы, сон главной героини, которая попадает в сказку.

(Слайд 11) 1.1.8 Музыкальная азбука. Замечательные мультики, которые показывают на каких линеечках располагаются ноты и озвучивают их.

(Слайд 12) Мульткалендарь-это замечательный сериал, который я использую на всех уроках о церковных праздниках и в рассказах о святых земли русской. Нагладно и доступно рассказывает о житие святых.

(Слайд 13) 1.4.6 этот урок полностью состоит из мультфильма бременские музыканты. Что удивительно, но иногда дети даже незнакомы с этим мультфильмом и приходится мотивировать на просмотр.

Также мы исполняем караоке песен из этого мультика.



Не знаю как у вас, но у нас урок в 1 классе длится 30 мин , но у нас сидят все 45 минут. Чем же занять детей, кроме музыкальных игр можно предложить просмотреть мультик по заданной теме.

ВТОРОЙ КЛАСС

(Слайд 14) 1 четверть, урок Колыбельная – весь урок состоит из одних мультиков. Даже песни из мультфильмов: Спят усталые игрушки, Колыбельная Умки, а на примере Маша и Медведь разбираем, почему же медведь не смог уснуть.

Что полезного «транслирует»

Мультфильм позволяет получить первоначальные знания о колыбельных песнях, как они создавались, почему они народные и нет у них авторов и о правильном воспроизведении.

Демонстрирует многообразие колыбельных в разном исполнении.

Достижению каких планируемых результатов способствует Предметные:

  • первоначальные знания о песнях; о воспроизведении и о значение колыбельных

Личностные:

  • установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • установление связи между целью деятельности и ее результатом;

  • правильное исполнение колыбельных.

Вопросы, инициирующие деятельность обучающихся после просмотра мультфильма – Как исполнялась песня? - О чем спели?

  • Длинная или короткая песня по исполнению?

-А вам пели или поют? Кто чаще всего исполняет? О чем поется в ваших колыбельных?

Этап урока, деятельность учителя, обучающихся

Формулирование проблемы, планирование. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Посредством просмотра в начале урока мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию.

- Что показал нам мультфильм?

Деятельность обучающихся

Обучающиеся формулируют проблемный вопрос: «Необходимы ли колыбельные песни в жизни?» Планируют свою деятельность:

  1. Выяснить, не имея колыбельных как можн уложить спать?

  2. Выяснить, как правильно поются?.

  3. На практике выучить несколько колыбельных 4. Какие ещё знают дети?



(Слайд 15, 16, 17)Не представляю урока без просмотра мультфильма к симфонической сказке «Петя и волк», «Картинки с выставки».



ТРЕТИЙ КЛАСС

(Слайд 18) В теме «В современных ритмах» просмотр мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»,

(Слайд 19) Просмотр сказки «Пер Гюнт» с разбором содержания этого произведения. (Слайд 20) «Мир Бетховена» просмотр замечательного мультсюжета к музыке «К Элизе».

ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС.

(Слайд 21) Сказки. Весь урок состоит из мульфильмов. Это «Музыкант-чародей», «Чонгурист» и «Квартет».

Что полезного «транслирует»

Мультфильм позволяет наглядно не только увидить, но и услышить музыку, издающую музыкантами.

Достижению каких планируемых результатов способствует Предметные:

  • первоначальные знания о силе музыки и музыкантах.

Личностные:

  • установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • установление связи между целью деятельности и ее результатом;

  • соблюдение общепринятых правил и норм поведения при общении с другим человеком. Метапредметные (УУД): познавательные:

  • ориентировка в своей системе знаний (определение границ знания/незнания); регулятивные: - самоконтроль;

  • освоение социальной роли музыкального инструмента; коммуникативные:

Вопросы, инициирующие деятельность обучающихся после просмотра мультфильма: В чем сила музыканта?

  • На каких музыкальных инструментах играл музыкант?

  • Почему волки не тронули музыканта7

Этап урока, деятельность учителя, обучающихся

Формулирование проблемы, планирование. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Посредством просмотра начала мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию.

ПЯТЫЙ КЛАСС.

(Слайд 22) Если в начальном звене и на предыдущих уроках нам мультфильм помогал освоить новую программу, то мультфильм «Пиф-паф» поможет проверить усвоенные знания на уроке «Первое путешествие в театр – опера». Самостоятельная работа из 10 вопросов. В 7 классе, когда снова происходит укрепление знаний по теме опера, учащиеся пишут эту же самостоятельную работу.

(Слайд 23) «Музыка в кино и на телевидении» включена викторина из мультипликационных песен. Здесь и из современных и также из классики. Дети с удовольствием играют в «Угадай мелодию».



ШЕСТОЙ КЛАСС.

(Слайд 24) «Времена года Вивальди» при просмотре мультфильма «Про черепаху», дети наглядно видят все времена года и слышат все четыре номера из этого цикла.

СЕДЬМОЙ КЛАСС,

(Слайд 25) В этом классе я нашла два уникальных мультика с классическим исполнением – это Голубая рапсодия Гершвина, где мультипликатор так здорово передал связь классики и джаза, ощущение что ты попадаешь в то время, когда возникло это новое направление.

(Слайд 26) Второй - мультик «Ластик и карандаш», озвученный под музыку Сюита Шнитке. Полистилистика прошлого и настоящего переданы через эти два простых предмета.

(Слайд 27) 1 урок 8 класса, переход на тему искусства, через просмотр мультфильма «Я подарю тебе звезду».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что:

• видеопродукция, в частности мультипликационный фильм, выступает не только в качестве средства организации досуга школьников, но и является эффективным средством, обеспечивающим формирование универсальных способов деятельности;

• результативность использования мультипликационных фильмов в образовательном процессе школьника обеспечивается:

-качеством отбора мультипликационных фильмов,

-методически грамотной организацией работы над содержанием мультипликационного фильма, отвечающей потребностям и интересам детей;

• включение в педагогический процесс информационных ресурсов позволяет решать цель и задачи современного образования на более высоком уровне: позволяет повысить уровень мотивационной сферы школьника, уровень сформированности предметных, метапредметных умений и личностных результатов, включить школьника в активную учебную деятельность.

Несомненно, инноватика в образовательном процессе требует диагностики результативности ее применения.

В своём выступлении я рассказала использование мультипликационного фильма в образовательном процессе школьников, предусматривающая выявление связи между содержанием видеоматериала и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся, и диагностика выявляет уровень сформированности универсальных способов деятельности обучающихся.

(Слайд 28) Таким образом, всё зависит от творческого подхода учителя. Хороший урок использование ИКТ украсит, плохому - всё равно не поможет.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика - это святой долг и обязанность каждого педагога.









(Слайд 2) Современный младший школьник живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-видео, мультимедиа технологии и др. Так как дети преимущественно воспринимают и усваивают информацию через визуальные образы, то видео становится самым распространенным и востребованным источником медиаобразовательной информации.

В современной педагогике видео рассматривается как техническое средство обучение (ТСО), видеотехническая аппаратура, которая выступает в качестве устройства трансляции информации; как метод (видеометод), выделенный из демонстрационного метода наглядности (зрительной динамической наглядности) в самостоятельный метод, отражающий совместную деятельность педагога по восприятию и обсуждению источников экранного преподнесения (аудиовизуальной) информации. В отдельных случаях видео может выступать в качестве формы образовательной работы, представляющей внешнее выражение согласованной деятельности взрослых и детей, обуславливающей способ, временной и порядковый режим организации их взаимодействия в процессе просмотра и обсуждения видеоматериалов.

Видео для школьников, прежде всего, может быть представлено мультипликационными фильмами.

(слайд 3) Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей.

Очень часто сталкиваешься с мнением педагогов, что просмотр мультипликационных фильмов расценивается как средство организации досуга детей, которое должно реализовываться в условиях семейного воспитания, поэтому и применяется оно фрагментарно и бессистемно, не оказывая должного влияния на развитие личности обучающегося.

Как эффективно включить мультипликационный фильм в учебный процесс?

Педагогический потенциал видео позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования – создавать условия для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Использование видео способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Поэтому, видео в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех этапах обучения, не только на ступени начального образования.

Рассмотрим некоторые психологические аспекты.

Характерная особенность школьника – ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания, которая требует так называемой близкой мотивации.

Возрастные особенности памяти в школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов, память непроизвольно срабатывает на запоминание материала.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядночувственное восприятие, видео обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления. (Слайд 4) При помощи дидактических видеоматериалов можно:

  • представлять разнообразную информацию,

  • иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его,

  • выступать в качестве основного источника знаний,

  • расширять кругозор в той или иной области знаний;

  • формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.; создать условия для мотивации познавательной деятельности детей; управлять процессом познания;

  • обобщать учебный материал;

  • организовать самостоятельную познавательную деятельность;

  • развивать мыслительную деятельность детей.

Все вышеперечисленное позволяет овладеть школьнику универсальными способами деятельности.

Необходимо отметить, что внедрение видео в педагогический процесс современного образования школьников не является чем-то принципиально новым: педагогическая наука, как показал анализ психолого-педагогической литературы, накопила определенный опыт применения видео в образовательной работе с школьниками.

(Слайд 5) Разработка использования одного из видов видеоматериалов - мультипликационного фильма – в образовательном процессе младших школьников, предусматривает:

  • осуществление отбора видеоматериалов в соответствии с поставленной целью современного образования;

  • выявление связи между содержанием видеоматериала и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся;

  • описание способов включения видео в педагогический процесс и их сочетание с другими приемами, методами и дидактическими средствами, видами деятельности младших щкольников;

  • определение санитарно-гигиенических, временных норм использования видеодемонстраций.

(Слайд 6) Обращение к мультфильму не случайно. В жизни современного ребенка мультипликация играет большую роль. Мультфильмы на сегодняшний день являются одним из наиболее значимых механизмов социализации младших школьников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Мультфильм привлекает ребенка своей яркой образной формой и смысловым близким и понятным содержанием.

Современную мультипликацию характеризует: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического; добрых и злых сил; доступность и сюжетность; позитивность и добрый юмор. Все эти особенности отвечают потребностям школьника и поэтому мультфильмы так любимы ими. Обладая особыми возможностями воздействия, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и познавательной деятельности.

Неоспоримо положительное влияние содержания большинства отечественной мультипликационной продукции на разностороннее развитие ребенка. Мультфильмы, пропитанные добротой, теплотой, любовью подают пример для подражания, настраивают детей поступать гуманно с окружающими людьми, обогащают их чувственно-эмоциональный опыт, воздействуя положительно на детское сознание и мышление.

Мультипликация стимулирует у школьника работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщённых образных представлений, а по мере его взросления – в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления.

Обращение к мультипликационному фильму, как средству создания учебной ситуации с школьниками обусловлено моим представлением о просмотре мультфильма как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, о процесс образования некой связи между мультипликационными событиями и поведением в реальной жизни. Однако, как свидетельствует практика, обучающиеся начального звена зачастую воспринимают только внешнюю, яркую, динамическую сторону мультфильма и далеко не всегда могут проникнуть в суть идеи и отношений мультипликационных героев.

Поэтому, полагаю, что мультипликационные фильмы - это обширная область для создания условий, способствующих решению задач современного образования, поэтому следует очень внимательно относиться к их содержанию и ценностно-смысловому контексту, т.к. почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Выбор данной формы работы с мультипликационными фильмами, также определен тем, что они способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов. Это зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания или проверки.

(Слайд 7) У многих обучающихся в ходе просмотра мультфильма или после него возникает желание и потребность с кем-либо поделиться впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками – формирование коммуникативных УУД. Данный факт я объясняю тем, что мультфильмы оставляют определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, которыми детям хочется поделиться.

В то же время мультфильм – средство формирования познавательных УУД – если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с понятием или явлением, неизвестным ему, то он тут же стремится получить их объяснение, прокомментировать отдельные события, дать оценку поступкам мультипликационных героев.

В процессе просмотра мультфильма, особенного незнакомого детям, использую прием «стоп - кадра»: в какой-то проблемный, конфликтный по сюжету момент показ мультфильма приостанавливается и предлагается обучающимся предвосхитить дальнейшие события, найти конструктивное или творческое решения проблемной ситуации, что способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

(Слайд 8) Таким образом, я допускаю, что, созданная методически грамотно учебная ситуация на основе мультфильмов, является единым механизмом реализации цели современного образования – формирование умения учиться, в ходе которого успешно решаются задачи полноценного развития младшего школьника (умственное, нравственное, социальное, психическое) основанного на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах и обогащение его эмоционально-творческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности).


На наглядном примере хочу подробно остановиться на мультипликационном материале по классам:

1 класс

Не знаю кто как, а я первый урок начинаю с мультика

(Слайд 9)Что такое музыка? Что полезного «транслирует»

Мультфильм позволяет получить первоначальные знания о звуках. Показывает о значении звуков в музыке и природе.

Достижению каких планируемых результатов способствует Предметные:

  • первоначальные знания о звуках и о значении и о многообразии музыки в жизни.

Личностные:

  • установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • установление связи между целью деятельности и ее результатом;

  • учит слушать и слышать вокруг.

  • Метапредметные (УУД): познавательные:

  • ориентировка в своей системе знаний (определение границ знания/незнания); . регулятивные:

  • самоконтроль;

  • освоение понятия звук; - планирование деятельности;

  • Вопросы, инициирующие деятельность обучающихся после просмотра мультфильма – Из чего состоит музыка?

Какие они бывают?

Этап урока, деятельность учителя, обучающихся

Формулирование проблемы, планирование. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Посредством просмотра начала мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию. Посредством просмотра мультфильма учитель помогает учащимся понять значимость предмета музыка.

Деятельность обучающихся

Обучающиеся формулируют проблемный вопрос: «Нужна ли музыка?» Планируют свою деятельность:

1. Выяснить, какие и где мы слышим звуки? 2. Все ли звуки одинаковые? 3. Как их различают? 4.На сколько видов они делятся?



(Слайд10) Следующие встречи с мультуроками происходит на 1.1.6 Душа музыки – мелодия, где мы смотрим детский альбом Чайковского, дети видят детские танцы, сон главной героини, которая попадает в сказку.

(Слайд 11) 1.1.8 Музыкальная азбука. Замечательные мультики, которые показывают на каких линеечках располагаются ноты и озвучивают их.

(Слайд 12) Мульткалендарь-это замечательный сериал, который я использую на всех уроках о церковных праздниках и в рассказах о святых земли русской. Нагладно и доступно рассказывает о житие святых.

(Слайд 13) 1.4.6 этот урок полностью состоит из мультфильма бременские музыканты. Что удивительно, но иногда дети даже незнакомы с этим мультфильмом и приходится мотивировать на просмотр.

Также мы исполняем караоке песен из этого мультика.



Не знаю как у вас, но у нас урок в 1 классе длится 30 мин , но у нас сидят все 45 минут. Чем же занять детей, кроме музыкальных игр можно предложить просмотреть мультик по заданной теме.

ВТОРОЙ КЛАСС

(Слайд 14) 1 четверть, урок Колыбельная – весь урок состоит из одних мультиков. Даже песни из мультфильмов: Спят усталые игрушки, Колыбельная Умки, а на примере Маша и Медведь разбираем, почему же медведь не смог уснуть.

Что полезного «транслирует»

Мультфильм позволяет получить первоначальные знания о колыбельных песнях, как они создавались, почему они народные и нет у них авторов и о правильном воспроизведении.

Демонстрирует многообразие колыбельных в разном исполнении.

Достижению каких планируемых результатов способствует Предметные:

  • первоначальные знания о песнях; о воспроизведении и о значение колыбельных

Личностные:

  • установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • установление связи между целью деятельности и ее результатом;

  • правильное исполнение колыбельных.

Вопросы, инициирующие деятельность обучающихся после просмотра мультфильма – Как исполнялась песня? - О чем спели?

  • Длинная или короткая песня по исполнению?

-А вам пели или поют? Кто чаще всего исполняет? О чем поется в ваших колыбельных?

Этап урока, деятельность учителя, обучающихся

Формулирование проблемы, планирование. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Посредством просмотра в начале урока мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию.

- Что показал нам мультфильм?

Деятельность обучающихся

Обучающиеся формулируют проблемный вопрос: «Необходимы ли колыбельные песни в жизни?» Планируют свою деятельность:

  1. Выяснить, не имея колыбельных как можн уложить спать?

  2. Выяснить, как правильно поются?.

  3. На практике выучить несколько колыбельных 4. Какие ещё знают дети?



(Слайд 15, 16, 17)Не представляю урока без просмотра мультфильма к симфонической сказке «Петя и волк», «Картинки с выставки».



ТРЕТИЙ КЛАСС

(Слайд 18) В теме «В современных ритмах» просмотр мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»,

(Слайд 19) Просмотр сказки «Пер Гюнт» с разбором содержания этого произведения. (Слайд 20) «Мир Бетховена» просмотр замечательного мультсюжета к музыке «К Элизе».

ЧЕТВЁРТЫЙ КЛАСС.

(Слайд 21) Сказки. Весь урок состоит из мульфильмов. Это «Музыкант-чародей», «Чонгурист» и «Квартет».

Что полезного «транслирует»

Мультфильм позволяет наглядно не только увидить, но и услышить музыку, издающую музыкантами.

Достижению каких планируемых результатов способствует Предметные:

  • первоначальные знания о силе музыки и музыкантах.

Личностные:

  • установление связи между целью деятельности и ее мотивом;

  • установление связи между целью деятельности и ее результатом;

  • соблюдение общепринятых правил и норм поведения при общении с другим человеком. Метапредметные (УУД): познавательные:

  • ориентировка в своей системе знаний (определение границ знания/незнания); регулятивные: - самоконтроль;

  • освоение социальной роли музыкального инструмента; коммуникативные:

Вопросы, инициирующие деятельность обучающихся после просмотра мультфильма: В чем сила музыканта?

  • На каких музыкальных инструментах играл музыкант?

  • Почему волки не тронули музыканта7

Этап урока, деятельность учителя, обучающихся

Формулирование проблемы, планирование. Открытие нового знания

Деятельность учителя

Посредством просмотра начала мультфильма учитель создает проблемную учебную ситуацию.

ПЯТЫЙ КЛАСС.

(Слайд 22) Если в начальном звене и на предыдущих уроках нам мультфильм помогал освоить новую программу, то мультфильм «Пиф-паф» поможет проверить усвоенные знания на уроке «Первое путешествие в театр – опера». Самостоятельная работа из 10 вопросов. В 7 классе, когда снова происходит укрепление знаний по теме опера, учащиеся пишут эту же самостоятельную работу.

(Слайд 23) «Музыка в кино и на телевидении» включена викторина из мультипликационных песен. Здесь и из современных и также из классики. Дети с удовольствием играют в «Угадай мелодию».



ШЕСТОЙ КЛАСС.

(Слайд 24) «Времена года Вивальди» при просмотре мультфильма «Про черепаху», дети наглядно видят все времена года и слышат все четыре номера из этого цикла.

СЕДЬМОЙ КЛАСС,

(Слайд 25) В этом классе я нашла два уникальных мультика с классическим исполнением – это Голубая рапсодия Гершвина, где мультипликатор так здорово передал связь классики и джаза, ощущение что ты попадаешь в то время, когда возникло это новое направление.

(Слайд 26) Второй - мультик «Ластик и карандаш», озвученный под музыку Сюита Шнитке. Полистилистика прошлого и настоящего переданы через эти два простых предмета.

(Слайд 27) 1 урок 8 класса, переход на тему искусства, через просмотр мультфильма «Я подарю тебе звезду».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что:

• видеопродукция, в частности мультипликационный фильм, выступает не только в качестве средства организации досуга школьников, но и является эффективным средством, обеспечивающим формирование универсальных способов деятельности;

• результативность использования мультипликационных фильмов в образовательном процессе школьника обеспечивается:

-качеством отбора мультипликационных фильмов,

-методически грамотной организацией работы над содержанием мультипликационного фильма, отвечающей потребностям и интересам детей;

• включение в педагогический процесс информационных ресурсов позволяет решать цель и задачи современного образования на более высоком уровне: позволяет повысить уровень мотивационной сферы школьника, уровень сформированности предметных, метапредметных умений и личностных результатов, включить школьника в активную учебную деятельность.

Несомненно, инноватика в образовательном процессе требует диагностики результативности ее применения.

В своём выступлении я рассказала использование мультипликационного фильма в образовательном процессе школьников, предусматривающая выявление связи между содержанием видеоматериала и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся, и диагностика выявляет уровень сформированности универсальных способов деятельности обучающихся.

(Слайд 28) Таким образом, всё зависит от творческого подхода учителя. Хороший урок использование ИКТ украсит, плохому - всё равно не поможет.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика - это святой долг и обязанность каждого педагога.