СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Докаева Анастасия Сергеевна

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологические тесты для учащихся школы,бланки

Просмотр содержимого документа
«Докаева Анастасия Сергеевна»

Шкала самооценки

(Ч. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин)

Фамилия_________________________________Дата___________

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости ответа. От того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Вовсе нет

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1*. я спокоен 1 2 3 4

2* мне ничего не угрожает 1 2 3 4

3.я нахожусь в напряжении 1 2 3 4

4. я испытываю сожаление 1 2 3 4

5*я чувствую себя свободно 1 2 3 4

6. я расстроен 1 2 3 4

7.меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

8*я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4

9.я встревожен 1 2 3 4

10* я испытываю чувство внутреннего

удовлетворения 1 2 3 4

11* я уверен в себе 1 2 3 4

12. я нервничаю 1 2 3 4

13. я не нахожу себе места 1 2 3 4

14. я взвинчен 1 2 3 4

15* я не чувствую скованности,

напряжённости 1 2 3 4

16* я доволен 1 2 3 4

17. я озабочен 1 2 3 4

18. я слишком возбужден и мне

не по себе 1 2 3 4

19* мне радостно 1 2 3 4

20* мне приятно 1 2 3 4

Сумма прямых вопросов = 10

Обратных вопросов = 31 (обратные вопросы отмечены «*») Обратные вопросы - 21

Отмеченные ''х'' +50

29

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

21*я испытываю удовольствие 1 2 3 4

22. я обычно быстро устаю 1 2 3 4

23. я легко могу заплакать 1 2 3 4

24. я хотел бы быть таким же

счастливым, как и другие 1 2 3 4

25. нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно

быстро принимаю решения 1 2 3 4

26* Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4

27* Я спокоен, холоднокровен и собран 1 2 3 4

28. ожидаемые трудности обычно очень

тревожат меня 1 2 3 4

29. я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4

30* Я вполне счастлив 1 2 3 4

31. я принимаю всё близко к сердцу 1 2 3 4

32. мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

33* Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4

34. я стараюсь избегать критических

ситуаций и трудностей 1 2 3 4

35. у меня бывает хандра 1 2 3 4

36* Я доволен 1 2 3 4

37. всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4

38. я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4

39* Я уравновешенный человек 1 2 3 4

40. меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

обратные вопросы сумма прямых ответов = 23

отмеченные ''*'' сумма обратных ответов =22/1+35=36


КЛЮЧ ДЛЯ ОБРАБОТКИ

Шкалы самооценки (Ч. Д. Спирбергер, Ю.Л.Ханин)

1. - 4 3 2 1

2 .- 4 3 2 1

3. - 1 2 3 4

4. - 1 2 3 4

5. - 4 3 2 1

6. - 1 2 3 4

7. - 1 2 3 4

8. - 4 3 2 1

9. - 1 2 3 4

10.- 4 3 2 1

11.- 4 3 2 1

12.- 1 2 3 4

13.- 1 2 3 4

14.- 1 2 3 4

15.- 4 3 2 1

16.- 4 3 2 1

17.- 1 2 3 4

18.- 1 2 3 4

19.- 4 3 2 1

20.- 4 3 2 1

(реактивная тревожность)

21.- 4 3 2 1

22.- 1 2 3 4

23.- 1 2 3 4

24.- 1 2 3 4

25.- 1 2 3 4

26.- 4 3 2 1

27.- 4 3 2 1

28.- 1 2 3 4

29.- 1 2 3 4

30.- 4 3 2 1

31.- 1 2 3 4

32.- 1 2 3 4

33.- 4 3 2 1

34.- 1 2 3 4

35.- 1 2 3 4

36.- 4 3 2 1

37.- 1 2 3 4

38.- 1 2 3 4

39.- 4 3 2 1

40.- 1 2 3 4


Обработка и подсчет результатов

Каждый вопрос может быть оценен от 1 до 4 баллов Самый простой способ подсчета: отдельное суммирование результатов по «прямым» и «обратным» вопросам, затем вычитании из суммы «прямых» суммы «обратных» и прибавлении постоянного числа – 50 для подшкалы реактивной тревожности (вопросы 1-20)

Прямых – обратных +50 – для подшкалы реактивной тревожности

Прямых – обратных +35 – для подшкалы личностной тревожности

Если испытуемый при заполнении шкалы не ответит на 1 или несколько вопросов, то процедура подсчета итогового показателя по шкале будет несколько усложнена:

  1. Найти отдельно суммы прямых и обратных вопросов;

  2. Вычесть из суммы прямых вопросов сумму обратных;

  3. Прибавить к полученному результату величину, равную количеству обратных вопросов, на которые испытуемый ответил, и помноженному на 5;

  4. Разделить полученный результат на общее число заполненных вопросов;

  5. Полученное частное умножить на 20 и округлить до ближайшего большего целого числа.


Если испытуемый ответил меньше, чем на 18 вопросов, то его показатель нужно рассматривать как сомнительный.

Для обработки можно также использовать трафареты, позволяющие достаточно быстро преобразовать ответы на обратные вопросы и получить общий итоговый показатель суммированием вопросов.




Интепретация показателей

Общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находится в диапазоне от 20 до 80 баллов, при этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (реактивной или личностной). Для внутригрупповых и межгрупповых сравнений, а также при индивидуальной диагностике используются среднегрупповые нормы (таблица 1).

Таблица 1

тревожность

Статист.

показ-ли

нормы

студенты

школьники

мужч.

женщ.

юноши

девушки

личностная

М

37,68

38,25

39,37

41,61

S(σ)

±9,69

±9,14

±9,40

±11,2

реактивная

М

36,35

35,12

36,99

37,57

S(σ)

±9,67

±9,25

±9,07

±11,76


Второй вариант интерпретации заключается в выявлении процента испытуемых, у которых можно ожидать результат выше, чем полученный по данной выборке. Так, в приведенной ниже таблице 2 показан % испытуемых (только мужчин), которые набрали определенную сумму баллов или ниже. Если это число вычесть из 100, то результат можно интерпретировать как процент индивидов в данной выборке, которые могут показать результат выше, чем полученный.

Таблица 2.

Результат по шкале

студенты

школьники

состояние

черта

состояние

черта

30

28

24

26

15

35

50

46

48

34

40

70

31

67

60

45

83

79

79

77

50

91

89

89

87

Учитывая примерные нормы, можно по полученным результатам ориентировочно отнести испытуемого к одной из следующих групп:

1. низкотревожных (или нетревожных) до 30

2. умеренно тревожных 31-45

3. высокотревожных 46 и выше

Испытуемые в категории высокотревожных, исходя из теоретической концепции, заложенной в основу методики, характеризуются в личностном плане как субъекты, склонные в широком диапазоне ситуаций воспринимать угрозу своей самооценке, престижу, и реагировать выраженным состоянием тревожности с соответствующей симптоматикой. Показатель высокой личностной тревожности дает представление о высокой вероятности появления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие.

Эта группа людей требует внимания и осторожной постановки задач и целей их деятельности. Излишнее подчеркивание значимости или категоричное ориентирование на высокий результат, как и сомнения в возможностях этих субъектов успешно справиться с задачей нежелательны в психопрофилактическом плане.

Низкотревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных особо важных и личностно для них значимых случаях. Следует иметь в виду, особенно при интерпретации показателей личностной тревожности, что в данном случае речь идет о некоторой общей, генерализованной характеристике диспозиции. В последнее время работами И.Сарасон, Мандлер, Карое и Мартинса Р. показано наличие специфических видов личностной тревожности: склонности воспринимать угрозу извне и реагировать состоянием только в специфических случаях.

Оценка уровня (интенсивности) состояния тревожности проводится примерно в тех же диапазонах, что и личностная тревожность:

    1. - низкий

    1. - средний

46 и выше - высокий.